Дело № 2-156/2021
УИД 77RS0016-01-2020-006382-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми
в составе председательствующего судьи Костылевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Е.Э.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Юмшановой М.В., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 года
гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
установил:
Пермский транспортный прокурора обратился в Мещанский районный суд г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым» и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым», соответствующий Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – в рамках осуществления Пермской транспортной прокуратурой надзора за соблюдением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте железнодорожного транспорта «Железнодорожная станция «Кухтым». Железнодорожная станция «Кухтым» входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», включена в реестр категорированных ОТИ с присвоением 3 категории, оценка уязвимости указанного ОТИ утверждена Дата В соответствии с действующим законодательством ОАО «РЖД» обязано было организовать проведение дополнительной оценки уязвимости на ОТИ «Железнодорожная станция «Кухтым» до Дата До настоящего времени дополнительная оценка уязвимости на ОТИ «Железнодорожная станция «Кухтым» не проведена, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция «Кухтым» ОАО «РЖД» не разработан и не представлен на утверждение. Таким образом, ОАО «РЖД» обязано было организовать разработку и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция «Кухтым» в срок до Дата Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «железнодорожная станция «Кухтым» не получено ОАО «РЖД». Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 18.05.2020г. гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности передано по подсудности на рассмотрение в Дзержинский районный суд г. Перми.
В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования на основании ст. 39 ГПК Российской Федерации (л.д. 57-61). Предметом рассмотрения являются требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым» и утверждение в установленном порядке ее результатов; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым», соответствующий Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633. В обоснование требований дополнительно указано, что требования по обеспечению транспортной безопасности, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017г. № 495 фактически утратили силу в связи с принятием и вступлением в силу с 24.10.2020г. требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. № 1633.
Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Представитель истца – старший помощник прокурора в судебном заседании требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что план обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан, но не утвержден в связи с изменениями действующего законодательства, регламентирующего требования к транспортной безопасности. В связи с изменением нормативного регулирования вопроса транспортной безопасности ОТИ железнодорожного транспорта, изменились соответствующие сроки и обязанности. Реализация требований транспортной безопасности в отношении железнодорожных станций не может быть выполнена одномоментно, устанавливается очередность в зависимости от интенсивности движения поездов, пассажиропотока, вида станции, с учетом финансовых возможностей компании. Исходя из содержания Приказа Минтранса РФ от 28.08.2020г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», письма от 27.01.2021г. № ИСХ-179/СВЕДД, станция «Кухтым» является станцией, не подлежащей категорированию, в связи с чем обеспечение транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры не может регулироваться Постановлением Правительства РФ № 1633. ОАО «РЖД» не уклоняется от выполнения обязанностей по соблюдению законодательства о транспортной безопасности, а выполняет ее в соответствии с согласованными между собой требования законодательства о транспортной безопасности, тарифной политики государства и развития стратегической отрасли хозяйства, а также законодательства о закупках товаров, работ, услуг государственными компаниями. Требования Пермского транспортного прокурора заявлены преждевременно.
Представитель третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные требования поддерживает, просит рассмотреть дело в свое в отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ч. 3 ст.37, ч. 1 ст. 41).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктом 4 ст. 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Пунктами 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Судом установлено, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка ОАО «РЖД» в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, в рамках которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности.
Дата «Железнодорожная станция «Кухтым» внесена в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением третьей категории (реестровый номер ЖСТ303402).
Дата утверждена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция «Кухтым».
В соответствии с п. 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного приказом Минтранса России от 11.02.2010г. № 34, и п.5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № 43, субъект обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение шести месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017г. № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Согласно п. 5 указанных требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (пп.5);
- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (пп.6).
Из справки от Дата следует, что на момент проведения проверки дополнительная оценка уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция «Кухтым» не проведена, не разработаны и не представлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности, соответствующие требованиям.
С Дата вступили в силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633 (далее - Требования № 1633).
В соответствии с п. 5 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры:
д) обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
е) на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
с) при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Указанные мероприятия ответчиком не выполнены, что последним не оспаривается.
Принимая во внимание установленный судом факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым» и утверждение в установленном порядке ее результатов, а также обязанности разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожная станция «Кухтым», соответствующий требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633.
При этом суд учитывает, что не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Доводы ответчика, о том, что в связи с изменением нормативного регулирования вопроса транспортной безопасности заявленные прокурором требования являются преждевременными, суд признает несостоятельными, так как обязанность по обеспечению транспортной безопасности была предусмотрена ранее действовавшими Требованиями.
Не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований большое количество объектов, в отношении которых необходимо обеспечение транспортной безопасности, необходимость несения значительных финансовых затрат.
В соответствии со ст.206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, выделения финансирования, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в части обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры станции «Кухтым» и утверждения в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в части разработки и представления на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым», соответствующего требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633, в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
По мнению суда, данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 ГПК Российской Федерации.
Указание ответчика на зависимость реализации каждого этапа требований от совершения определенных действий уполномоченными органами, для которых установлены определенные сроки выполнения соответствующих функций, по мнению суда, не является для предоставления ответчику более длительных сроков для реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры станции «Кухтым» и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кухтым», соответствующий требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Костылева
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2021г.