ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2021 от 29.04.2021 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0017-01-2021-000353-78 Дело № 2-156/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Визинга 29 апреля 2021 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И., при секретаре Демидович Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального района «Сысольский» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Сысольский» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество – объекты электросетевого хозяйства: КЛ-0,4 кВ Ф.3 «48 кв. дом Молодёжная 2» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская Горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.12 «кабельная сборка Молодёжная 1» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.15 «48 кв. дом Молодёжная 3» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5 Д ПС «Визинга», расположенные по адресу: <адрес>.

В обоснование заявления указала, что администрацией муниципального района «Сысольский» приняты меры по установлению владельца вышеуказанного движимого имущества: из сообщения администрации сельского поселения «Визинга» следует, что указанные объекты в реестре муниципального имущества не числятся. Предпринятые действия по установлению собственника объектов результатов не принесли. Указанное движимое имущество длительное время находится на территории муниципального района «Сысольский», требует специального обслуживания, однако брошено собственником или иным образом оставлено им с целью отказа от права собственности на него. Указанное имущество относится к объектам инфраструктуры, в связи с чем администрация муниципального района «Сысольский» вступила во владение данным имуществом.

Данные электросетевые объекты являются объектами жизнеобеспечения населения, обеспечивают электроснабжение многоквартирных домов № 2, 6 и 3, расположенных по адресу: <адрес> и нуждаются в постоянном обслуживании.

Администрация муниципального района «Сысольский» в целях исполнения соглашения между Правительством Республики Коми и ПАО «Российские сети» о сотрудничестве приняло Распоряжение № 75-р от 30.03.2018 о передаче бесхозяйного имущества. 01.01.2018 администрация муниципального района «Сысольский» в лице исполняющего обязанности руководителя Б., с одной стороны, и ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице директора производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» Д., с другой стороны, составили акт приема - передачи имущества бесхозяйных электросетевых объектов.

Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РК от 24.12.2010 N 588-р (ред. от 29.12.2020) «О завершении мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества» органам местного самоуправления в Республике Коми рекомендовано до 31 декабря 2022 года осуществить мероприятия по выявлению брошенных собственником объектов движимого имущества энергетики и коммунальной сферы (газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) в установленном порядке по признанию их бесхозяйными и принятию в муниципальную собственность таких бесхозяйных объектов движимого имущества.

В соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства. Орган местного самоуправления обязан проводить процедуру обращения бесхозяйных объектов электросетевой инфраструктуры в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности в судебном заседании настаивала на доводах заявления.

Заинтересованное лицо ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в РК уведомлено о явке в суд надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. До начала судебного заседания направил в адрес суда отзыв, согласно которого вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, расположенные в с.Визинга, на балансе Общества не состоят, Общество ими не пользуется, при вынесении решения полагался на усмотрение суда. Просило рассмотреть заявление администрации муниципального района «Сысольский» в отсутствие своего представителя.

Представитель заинтересованного лица ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в РК в судебное заседание не явился, мнения по заявленным требования не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав мнение представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 указанной статьи.

На основании ч.2 ст.226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

На основании ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия, в т.ч. по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РК от 24.12.2010 N 588-р (ред. от 29.12.2020) органам местного самоуправления в Республике Коми рекомендовано до 31 декабря 2022 года осуществить мероприятия по выявлению брошенных собственником объектов движимого имущества энергетики и коммунальной сферы (газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) в установленном порядке по признанию их бесхозяйными и принятию в муниципальную собственность таких бесхозяйных объектов движимого имущества.

Судом установлено, что 01.01.2018 администрация муниципального района «Сысольский» в лице исполняющего обязанности руководителя Б., действующего на основании Устава и распоряжения от 05.02.2018 , с одной стороны, и ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице директора производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» Д., действующего на основании доверенности от 13.10.2016 , с другой стороны, составили акт приема - передачи имущества бесхозяйных электросетевых объектов, согласно которого администрация муниципального района «Сысольский» передает, а производственное отделение «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» принимает на обслуживание следующие бесхозяйные объекты электросетевого имущества: КЛ-0,4 кВ Ф.3 «48 кв. дом Молодёжная 2» от ТП 10/0,4кВ «Морозовская Горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.12 «кабельная сборка Молодёжная 1» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.15 «48 кв. дом Молодёжная 3» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5 Д ПС «Визинга», расположенные по адресу: <адрес>.

Распоряжением руководителя администрации муниципального района «Сысольский» от 30.03.2018 во исполнение соглашения между правительством РК ПАО «Российские сети» о сотрудничестве в сфере реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения и консолидации электросетевого комплекса Республика Коми вышеуказанные объекты электросетевого имущества переданы на обслуживание производственному отделению «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго». Имущество считается переданным с 01.01.2018.

Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений справкой от 02.04.2021 сообщил, что согласно данным автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности» (АСУС) в реестре государственного имущества Республики Коми вышеуказанные объекты движимого имущества не учитываются.

Согласно сведениям администрации сельского поселения «Визинга» в реестре муниципального имущества сельского поселения «Визинга» объекты электросетевого имущества: КЛ-0,4 кВ Ф.3 «48 кв. дом Молодёжная 2» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская Горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.12 «кабельная сборка Молодёжная 1» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.15 «48 кв. дом Молодёжная 3» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5 Д ПС «Визинга», расположенные по адресу: <адрес>, не числятся.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд установил, что спорное движимое имущество не имеет собственника, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, с точки зрения безопасности, таким образом, имеются основания для признания имущества бесхозяйным, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании движимых вещей бесхозяйными и признании права муниципальной собственности на них за администрацией муниципального района «Сысольский».

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление администрации муниципального района «Сысольский» удовлетворить.

Признать объекты движимого имущества – объекты электросетевого хозяйства: КЛ-0,4 кВ Ф.3 «48 кв. дом Молодёжная 2» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская Горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.12 «кабельная сборка Молодёжная 1» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.15 «48 кв. дом Молодёжная 3» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5 Д ПС «Визинга», расположенные по адресу: <адрес>, бесхозяйными.

Признать право муниципальной собственности муниципального района «Сысольский» на бесхозяйные объекты движимого имущества – объекты электросетевого хозяйства: КЛ-0,4 кВ Ф.3 «48 кв. дом Молодёжная 2» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская Горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.12 «кабельная сборка Молодёжная 1» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5Д ПС «Визинга»; КЛ-0,4 кВ Ф.15 «48 кв. дом Молодёжная 3» от ТП 10/0,4 кВ «Морозовская горка» с центром питания от яч. 5 Д ПС «Визинга», расположенные по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий – М.И. Подорова

Копия верна: судья -