№ года
УИД: 28RS0№-79
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 августа 2022 года
Архаринский районный суд в составе: председательствующего судьи Багина В.Г.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора ФИО4,
представителя ответчика – администрации ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ООО «Архаринская коммунальная компания» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории и и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты; а также к ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод на территории и , и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории и и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты; а также к ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод на территории и , и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о водоотведении на территории .
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований (актуализация на 2020)» утверждена схема водоснабжения и водоотведения . Согласно п. 3.1.1 схемы в существуют сети самотечной канализации, очистные сооружения отсутствуют. В соответствии с рис. 3 схемы, в сброс сточных вод из централизованной системы водоотведения осуществляется на рельеф.
Кроме того, Постановлением № утверждена схема водоснабжения и водоотведения . Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 схемы в существуют сети самотечной канализации от многоквартирного жилого дома с открытым сбросом в падь. Протяженность сети 542 м., очистные сооружения отсутствуют. Часть населения (частный жилой сектор) обеспечена выгребами с последующим вывозом стоков специализированным автотранспортом на поля (не организованные).
Указанное в схемах водоотведения и состояние систем водоотведения, отсутствие очистных сооружений канализации, свидетельствует о том, что администрацией мер, направленных на организацию водоотведения в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, не принимается, вследствие чего происходит сброс неочищенных сточных канализационных вод на рельеф, попадание загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Ранее Благовещенский межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вносились представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией должных мер, направленных на соблюдение законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации систем водоотведения на территории и , не принято.
Объекты водоснабжения и водоотведения и администрацией на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «Архаринская коммунальная компания», которое осуществляет деятельность по водоотведению. На основании указанного концессионного соглашения ООО «Архаринская коммунальная компания» эксплуатируются централизованные системы водоотведения и , по которым сточные воды без очистки сбрасываются на рельеф местности. В связи с этим, ООО «Архаринская коммунальная компания» также не выполняются мероприятия по приведению систем водоотведения в состояние, обеспечивающее нормативную очистку сбрасываемых сточных вод.
На основании изложенного просит суд возложить на администрацию обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории и и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты; а также возложить на ООО «Архаринская коммунальная компания» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод на территории и , и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации ФИО2 заявленные исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что у бюджета отсутствуют средства для строительства очистных сооружений в и , идет убыль населения этих сёл, в связи с чем оборудование очистных сооружений не целесообразно.
Представитель ответчика ООО «Архаринская коммунальная компания» ФИО3 заявленные исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что прокуратурой не представлено доказательств, что сточные воды содержат вещества, превышающие допустимое воздействие на водные объекты. Экспертизы сточных вод не проводились, состав не определен, к тому же в указанных селах водные объекты отсутствуют, в связи с чем нельзя говорить о недопустимом воздействии на них. К тому же население и продолжает сокращаться, в связи с чем постройка очистных сооружений нецелесообразна.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Антоновского сельсовета и администрация Урильского сельсовета, а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство природных ресурсов , Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Представители третьих лиц – администрации Антоновского сельсовета, администрации Урильского сельсовета, Министерства природных ресурсов , Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, Министерства жилищно-коммунального хозяйства - в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно, надлежащим образом, возражений на исковое заявление не представили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Судом, в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о водоотведении на территории , выявившей ряд нарушений в указанной сфере.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом установлено, что согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований (актуализация на 2020)» утверждены схемы водоснабжения и водоотведения и . При этом, согласно п. 3.1.1 схемы в существуют сети самотечной канализации, очистные сооружения отсутствуют, и сброс сточных вод из централизованной системы водоотведения осуществляется на рельеф. Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 схемы в существуют сети самотечной канализации от многоквартирного жилого дома с открытым сбросом в падь. Протяженность сети 542 м., очистные сооружения отсутствуют, население частично обеспечено (частный жилой сектор) выгребами с последующим вывозом стоков специализированным автотранспортом на поля (не организованные).
Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Антоновский сельсовет» полномочия по организации водоотведения в границах , а также соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Урильский сельсовет» полномочия по организации водоотведения в границах переданы администрации .
На основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, объекты водоснабжения и водоотведения и администрацией переданы ООО «Архаринская коммунальная компания», таким образом, ООО «Архаринская коммунальная компания» осуществляет деятельность по водоотведению.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в адрес администрации и ООО «Архаринская коммунальная компания» внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено.
ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено.
Как следует из сообщения ООО «Архаринская коммунальная компания», ООО «АКК» по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в переданы: водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода, артезианская скважина №, канализационная насосная станция, канализационные сети. Очистные сооружения, земельные участки, водные объекты собственником ООО «АКК» не передавались. Согласно перечню мероприятий, которые Концессионер обязан выполнить в рамках соглашения, мероприятия по созданию, модернизации очистных сооружений в не предусмотрены. Сброс сточных вод централизованной системы водоотведения осуществляется на рельеф вынуждено. ООО «АКК» - ресурсоснабжающая компания и долгосрочный тариф на тепловую энергию для компании утвержден управлением государственного регулирования цен и тарифов . В тариф на тепловую энергию затраты на очистные сооружения в не заложены, в связи с чем строительство очистных сооружений по данному объекту на счет собственных средств, с учетом сложного финансового положения, не предполагается.
Как следует из сообщения администрации от ДД.ММ.ГГГГ, протяженность сетей водоотведения 2,166 км. К сетям водоснабжения и водоотведения в подключено 13 домов (26 квартир), в которых проживает менее 30 % от количества проживающих на территории . Исходя из статистических данных, идет убыль численности населения, проживающих на территории села (2020 г. - 84 человека; 2021 г. – 74 человека; 2022 г. – 70 человек). На территории отсутствуют объекты социального значения. является социально ориентированным, значительная часть расходов аккумулирована в сфере образования, физической культуре и спорте, культуре, социальной политике и составляет 78 % от общего объема расходов. При этом, администрацией в адрес ГКУ «Строитель» направлен запрос коммерческого предложения на строительство очистных сооружений в .
Как следует из сообщения администрации от ДД.ММ.ГГГГ, протяженность сетей водоотведения 0,542 км. К сетям водоснабжения и водоотведения в подключен 1 многоквартирный дом, в котором проживает менее 30 % от количества проживающих на территории . Исходя из статистических данных, идет убыль численности населения, проживающих на территории села (2020 г. – 76 человек; 2021 г. – 72 человека; на ДД.ММ.ГГГГ –68 человек). На территории отсутствуют объекты социального значения. является социально ориентированным, значительная часть расходов аккумулирована в сфере образования, физической культуре и спорте, культуре, социальной политике и составляет 78 % от общего объема расходов. При этом, администрацией в адрес ГКУ «Строитель» направлен запрос коммерческого предложения на строительство очистных сооружений в .
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а так же обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Требования по охране окружающей среды и непосредственно водных объектов установлены Водным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а так же антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда, растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п. п. 4, 14, 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток, либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Понятие сточные воды включает в себя дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды, централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктами 1 и 2 ст. 3 Водного кодекса РФ определено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществление хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из ч. 1 ст. 4 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований названного кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод, в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод, в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушений прав других собственников водных объектов, водопользователей, а так же причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышающих нормативы допустимого воздействия на водные объекты запрещается.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обеззараживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды".
Частью 1 ст. 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Сброс сточных вод из систем водоотведения без надлежащей очистки, представляет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, водным биологическим ресурсам.
В силу ч.ч. 1, 3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с данным Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель в том числе от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы водоснабжения и водоотведения в и , которые не соответствуют установленным требованиям, поскольку согласно представленным схемам отсутствуют очистные сооружения, в , сброс сточных вод осуществляется на рельеф, в существует сеть самотечной канализации от многоквартирного жилого дома с открытым сбросом в падь, кроме того, население частично обеспечено выгребами с последующим вывозом стоков специализированным автотранспортом на поля.
Судом установлено, что ООО «АКК» осуществляет сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, что является нарушением указанных норм Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При определении надлежащего лица, обязанного организовывать надлежащее водоотведение на территории Антоновского и Урильского сельсоветов, исключающее сброс сточных вод без очистки, суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.
Судом установлено, что на основании Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ в объекты водоснабжения и водоотведения и администрацией переданы ООО «Архаринская коммунальная компания», которое осуществляет деятельность по водоотведению. При этом собственником объектов водоснабжения и водоотведения является администрация .
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет местное самоуправление в РФ как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация в границах поселения водоотведения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Передача отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в части каких-либо вопросов хозяйствующим субъектам не устраняет обязанности органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования надлежащим образом решать вопросы, отнесенные к его уровню.
Таким образом, в соответствии с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация является органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоотведения в границах поселения.
Судом установлено, что администрацией мер по исполнению предоставленных законом полномочий по организации водоотведения и охране окружающей среды, кроме разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения на территории поселения, не предпринимается.
Таким образом, администрацией в нарушение выше указанных норм законодательства РФ не обеспечено надлежащее водоотведение на территории и , исключающее сброс сточных вод без очистки.
Так же судом установлено, что ООО «Архаринская коммунальная компания» в пределах возложенных на него концессионным соглашением обязанностей, действий по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в водоемы и на рельеф, не предпринимает.
Согласно п. 6.2. концессионного соглашения Концессионер (ООО «Архаринская коммунальная компания) обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и нории пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего соглашения; нести расходы про природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиями, установленными действующим законодательством РФ и т.д.
В соответствии с п.п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В связи с прямым запретом законодательства на сброс неочищенных сточных вод, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы, доказывающей превышения нормативов допустимого воздействия необходимости проведения, о необходимости которой для подтверждения исковых требований заявлено представителем ответчика.
Утверждение представителя ООО «АКК» о том, что водные объекты в указанных сёлах отсутствуют, в связи с чем нельзя говорить о недопустимом воздействии на них, основано на неверном понимании норм права. В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
Соответственно сброс сточных вод на рельеф местности, в любом случае оказывает недопустимое воздействие на водные объекты, даже в случае отсутствия на территории поселений поверхностных водных объектов.
Экономическая нецелесообразность и отсутствие достаточного финансирования не могут служить основанием для освобождения ответчиков от устранения сложившейся ситуации по водоотведению в и . К тому же ответчики вправе исполнить решение суда наиболее технически и экономически целесообразным способом.
Доказательств, свидетельствующих о технической невозможности устранения нарушений, ответчиками представлено не было.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме ГПК РФ, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия - в течение одного года, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории и и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты; а также к ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод на территории и , и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты удовлетворить.
Возложить на администрацию (ИНН 2810000323, КПП 281001001, ОГРН 1022800875680) обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод на территории и и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты.
Возложить на ООО «Архаринская коммунальная компания» (ИНН 28113010697, КПП 281301001, ОГРН 1192801006221) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод на территории и , и исключающее их сброс на рельеф, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на поверхностные водные объекты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.