ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2024 от 23.01.2024 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-156/2024

43RS0003-01-2023-004277-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Широковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-156/2024 по иску Вохмянина Сергея Васильевича, Вохмяниной Татьяны Николаевны к ООО "Управление домами" о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ООО "Управление домами" о защите прав потребителей, указав, что они являются собственниками {Адрес} г.Кирова. Исполнителем услуг и получателем платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме является ООО «Управление домами». Истцы ежемесячно оплачивают коммунальные услуги, задолженность отсутствует. {Дата}ФИО2 обратился к ответчику с заявлением, где указал, что температура холодной воды в точках разбора – ванной комнаты и на кухне, составляет плюс 30-35°С. По заявлению истца представителями ответчика были проведены измерения температуры воды в квартире. Согласно акту по проверке горячего водоснабжения жилого дома от {Дата} комиссия установила, что температура горячей воды в санузле составляет 58,8°С, что не соответствует санитарным требованиям, а температура холодной воды на кухне и санузле составляет 32,1°С. Письменного ответа на заявление не получено. Просят обязать ответчика обеспечить надлежащую температуру горячей воды не менее 60°С и холодной воды не более 15°С, в местах разбора в квартире по адресу: г.Киров, {Адрес}; взыскать с ответчика в пользу истца 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда в равных долях; взыскать в польщу истцов по 100 рублей в качестве судебной неустойки за каждый день просрочки в случае неисполнения судебного решения, в части обеспечения надлежащей температуры горячей и холодной воды после истечения 30-дневного срока с момента вступления судебного решения в законную силу(л.д. 4-7).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГЖИ Кировской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области».

В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО5 настаивают на удовлетворении исковых требований, за исключением требований об обеспечении надлежащей температуры горячей воды не менее 60°С, поскольку горячая вода в квартире истцов в настоящее время соответствует нормативам, просят удовлетворить исковые требования в остальной части.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Управления домами», по доверенности ФИО6, возражает против удовлетворения иска, поддержал доводы письменных отзывов на исковое заявление, пояснив, причина проблемы нагревания холодной воды в водопроводе, возможно, из-за конструкции здания. По акту от июня 2023 года температура холодной воды в квартире истцов снизилась. Есть техническая документация, из которой видно, что система водоснабжения многоквартирного дома тупиковая. В законодательстве нет четкого определения холодной воды, нет законодательного обоснования этого термина. Есть определение горячей воды, это вода, температура которой составляет не менее 40°С. Ответчик обслуживает общедомовое имущество, но прав потребителей не нарушает. Просит отказать в удовлетворении требований (л.д. 56-58,125).

В судебное заседание не явилась истец ФИО3, извещена о дате и месте судебного заседания.

Третьи лица представители МУП «Водоканал», ГЖИ Кировской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 28,124).

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в т.ч. по предоставлению коммунальных услуг.

Согласно ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В силу ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от {Дата}{Номер} (далее- Правила {Номер}), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 149 Правил {Номер} исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в т.ч. за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

В силу п. 150 Правил {Номер} исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: {Адрес} (л.д.8).

Лицевой счет {Номер} открыт на имя истца ФИО7(л.д.9).

Судом установлено,что организацией, обеспечивающей за плату содержание общего имущества МКД по адресу: {Адрес} является ООО «Управление Домами».

Между ответчиком и собственниками помещений в МКД заключен {Дата} договор управления содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д. 59-62).

Согласно перечню работ по содержанию общего имущества жилого дома управляющая организация устраняет неисправности в системах водопровода и канализации.

Согласно перечню работ по текущему ремонту общего имущества жилого дома управляющая организация в т.ч. во внутренней системе водоснабжения устанавливает, заменяет и восстанавливает работоспособность отдельных элементов и частей элементов.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД по указанному адресу от {Дата} собственники приняли решение перейти на прямые договорные отношения и расчеты по холодному водоснабжению и водоотведению, с МУП «Водоканал» (л.д. 67).

Между МУП «Водоканал» и ООО «Управление домами» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от {Дата}{Номер} (л.д.32-55).

Согласно приложению {Номер} схема {Номер} в эксплуатационной ответственности ответчика по водопроводу находятся внутридомовые сети МКД, сеть от границы земельного участка (т.А)до ВК-1(схема {Номер}).

В хозяйственном ведении и эксплуатационной ответственности МУП «Водоканал» находится сеть в районе жилого дома по {Адрес} (схема {Номер}).

Водоснабжение МКД по указанному адресу осуществляется от водонасосной станции, расположенной по адресу : {Адрес},данная водонасосная станция находится в хозяйственном ведении МУП «Водоканал», при этом, не оспорены доводы третьего лица о том, что ежедневно специалистами МУП «Водоканал» производится отбор проб воды, которые соответствуют ФИО9 59024-2020,ГОСТ 31942-2012,что подтверждается актом от {Дата}{Номер},температурыа воды по которому составляет 4°С (л.д. 31).

{Дата} ответчиком произведен замер температуры из кранов горячего и холодного водоснабжения в квартире истцов, температура ХВС в санузле составляла 32,1°С, в кухне- 32,3°С (л.д. 71).

{Дата}ФИО2 обратился к ответчику с претензией, в т.ч., на высокую температуру холодной воды (л.д. 10).

Ответ на претензию потребителем от управляющей организации не получен.

Требований о перерасчете платы за холодное водоснабжение истцы не заявляют.

Согласно акту проверки холодного водоснабжения от {Дата} ответчиком произведен замер температуры из кранов холодного водоснабжения в квартире истцов, температура ХВС в санузле составляла 14,6°С, в кухне 25,8° С (л.д. 130).

Согласно акту осмотра от {Дата} по адресу: {Адрес}, произведены замеры пирометром ВТ-810 трубопровода на вводе в здание холодного водоснабжения, температура составила 9°С (л.д. 134).

Согласно акту осмотра от {Дата} (л.д. 135) отсутствует подмес горячего водоснабжения в стояке холодного водоснабжения.

Положениями ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 4 ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Исходя из пп. "в" п. 3 вышеуказанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от {Дата}{Номер} (редакция от {Дата}) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура (°C) определяется по следующей формуле: (формула 24)

, где: - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5°C; - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 °C; n - количество суток в году (365 или 366); nот - продолжительность отопительного периода (суток).

Согласно Своду Правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП {Дата}-85*, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от {Дата} N 920/пр (п.3.2), температура холодной воды,°С,в водопроводе, при отсутствии данных ее следует принимать ее равной 5°С.

Заслуживают внимания доводы истцов о том, что высокая температура холодной воды может создавать благоприятные условия для размножения патогенной микрофлоры, ухудшению качества питьевой воды, повышению нагрузки на бытовые приборы, подключенные к холодному водоснабжению, способствующей их ускоренному износу и, возможно, выходу из строя.

Ответчиком суду не представлено сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы, документов о техническом состоянии внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома, об учете коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой по холодному водоснабжению, информации об установке, техническом состоянии и поверке общедомового прибора учета (акта допуска в эксплуатацию, свидетельства о поверке), сведений об иных контрольно-измерительных приборах, сведений о наличии и комплектности оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, используемого для производства холодной воды, документов о причинах и периодах предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества, начиная с июня 2023 года, не представлены акты осмотра внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения после {Дата} (представлен акт от мая 2023, где указано водоснабжение холодное ниже отметки 0.000, полипропиленовые трубы, состояние удовлетворительное, водоснабжение холодное выше отметки 0.000, полипропиленовые трубы, состояние удовлетворительное–л.д. 121), не представлены акты промывки системы холодного водоснабжения в 2023 году, акты обследования внутридомовой системы холодного водоснабжения по вопросу соблюдения требований к качеству коммунальных услуг, не представлено доказательств о принятии мер и способов по предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.

Суд полагает, что неубедительны доводы стороны ответчика о нагревании системы холодного водоснабжения за счет соседства труб горячего водоснабжения, поскольку таких доказательств по делу не представлено, ходатайства о производстве судебной экспертизы стороной ответчика не заявлено.

Не оспорены в суде доводы исковой стороны о том, что, начиная с 2018 года и до спорного периода не было у истцов претензий по температуре холодной воды в квартире, что опровергает доводы стороны ответчика о наличии конструктивных недостатков дома, которые приводят к нагреванию холодной воды.

В силу положений п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от {Дата} N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон РФ {Дата} N 2300-1) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 от {Дата} «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Обсуждая размер компенсации морального вреда, за нарушение прав потребителей по предоставлению коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества, суд, приходит к выводу о взыскании в пользу каждого истца компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от {Дата} N 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Факт нарушения ответчиком прав истцов, как потребителей, установлен судом, следовательно, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истцов штрафа.

Размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу каждого истца, составляет по 1000 рублей.

Согласно п.1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Согласно п.31,32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от {Дата} N 7 (ред. от {Дата}) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).

Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.

Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

Суд на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения определяет по 100 рублей, каждому из истцов, в качестве судебной неустойки, за каждый день просрочки, в случае неисполнения судебного решения, после истечения 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет МО «Город Киров» государственная пошлина в размере 900 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО2, ФИО3 к ООО "Управление домами" о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать ООО «Управление домами» обеспечить надлежащую температуру холодной воды не более 15 градусов C в местах разбора в квартире по адресу: г. Киров, {Адрес}, принадлежащей на праве совместной собственности ФИО2, ФИО3.

Взыскать с ООО «Управление домами» ({Номер}) в пользу ФИО2 (паспорт гражданина Российской Федерации {Номер}, выдан Нововятским РОВД г. Кирова {Дата}), ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации {Номер}, выдан отделом УФМС России по Кировской области в {Адрес} г. Кирова {Дата}), каждого, компенсацию морального вреда по 2000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке по 1000 рублей.

Взыскать ООО «Управление домами» в пользу ФИО2, ФИО3, по 100 рублей, каждому, в качестве судебной неустойки, за каждый день просрочки, в случае неисполнения судебного решения, после истечения 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Иск ФИО2, ФИО3 к ООО «Управление домами» о взыскании компенсации морального вреда в размере 6000 рублей, в равных долях, отказать.

Взыскать с ООО «Управление домами» в бюджет МО «Город Киров» государственную пошлину 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л. Малова

Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.