Трубчевский районный суд Брянской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Трубчевский районный суд Брянской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ Дело 2-157
Именем Российской Федерации
Трубчевский районный суд Брянской области
5 апреля 2011 года г.Трубчевск
в составе:
председательствующего, судьи Небуко В.А.
при секретаре Антоновской Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ГОНЧАРОВОЙ И. В.
к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском муниципальном районе о взыскании незаконно удержанной суммы пенсии и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истица Гончарвоа И.В. постоянно проживает в , территория которого является зоной с льготным социально-экономическим статусом (далее: чернобыльская зона), является и получает пенсию по инвалидности. Управлением Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе (далее: УПФ РФ) к пенсии истицы была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная выплата в повышенном размере, предусмотренная нормой ст.19 п.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее: Закон РФ «О социальной защите …») за проживание в чернобыльской зоне как неработающему пенсионеру. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее: спорный период) размер такой выплаты составил 2757,61 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ было принято решение об удержании с пенсии истицы указанных 2757,61 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 20% ежемесячно, как размера указанной выше ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере, как выплаченной незаконно за спорный период. Данное решение ответчиком было принято со ссылкой на нормы ст.23 п.4, ст.25 и 26 Федерального Закона №173-ФЗ по тем основаниям, что в спорный период истица состояла на учете в Центре занятости и УПФ РФ не должно было выплачивать названную денежную выплату.
Считая, что данное решение ответчика нарушило ее право на получение предусмотренной законом ежемесячной денежной выплаты, как проживающей в зоне с льготным социально-экономическим статусом, истица обратилась в суд с иском к УПФ РФ о взыскании с ответчика незаконно удержанной суммы пенсии в размере 2757,61 рублей и компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обоснование своих требований истица пояснила, что она постоянно проживает в , территория которого является зоной с льготным социально-экономическим статусом, является инвалидом третьей группы и получает пенсию по инвалидности. Ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей была выплачена к ее пенсии ежемесячная денежная выплата в повышенном размере, предусмотренная п.3 ст.19 Закона РФ «О социальной защите…», как проживающей в названной выше чернобыльской зоне в сумме 2757,61 рублей. Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с ее пенсии названной суммы считает незаконным и просит суд взыскать с ответчика 2757,61 рублей и 15 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Моральный вред был ей причинен в связи с тем, что с неё были произведены удержания незаконно. Она действиями ответчика была поставлена в трудное материальное положение, так как источником её существование является только пенсия. Незаконными действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания, поскольку она переживала, у нее ухудшилось здоровье, и она была вынуждена лечиться. Не отрицает, что в спорный период состояла на учете в Центре занятости, но данный факт она не скрывала, в том числе и от ответчика. Состоя на учете в Центре занятости она никакого дополнительного пособия за проживание в чернобыльской зоне не получала.
Представитель УПФ РФ по Трубчевскому району Милютин А.В. исковые требования считает необоснованным, мотивируя тем, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято законное и обоснованное решение об удержании с пенсии истицы 2757,61 рублей, по 20% ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, как ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере, ранее выплаченной ей ответчиком за спорный период. Данное решение было принято в рамках ст.23 п.4, ст.25 и 26 Федерального №173-ФЗ по тем основаниям, что в названный период истица состояла на учете в Центре занятости и УПФ РФ не должно было выплачивать названную денежную выплату. Считает, что факт нахождения на учете в Центре занятости населения истица скрыла.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из содержания протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Трубчевском районе, ответчиком было принято решение об удержании с пенсии истицы 2757,61 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по 20% ежемесячно, как размера указанной выше ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере, как выплаченной незаконно за спорный период. Данное решение ответчиком было принято со ссылкой на нормы ст.23 п.4, ст.25 и 26 Федерального №173-ФЗ от 17.12.2001г. по тем основаниям, что в названный период истица состояла на учете в Центре занятости и УПФ РФ не должно было выплачивать названную денежную выплату.
Согласно п.3 ст.19 Закона РФ «О социальной защите…» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года - 74 рубля 13 копеек.
Согласно же п.2 указанной выше ст.19 Закона РФ «О социальной защите…» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.
Как следует из справки № В10-050/000065210 от 19.02.2010г. и письма ГКУ «Центр занятости населения Трубчевского района» истица Гончарова И.В. действительно, в том числе и в спорный период, состояла на учете в Центре занятости населения. И по тем основаниям, что на момент обращения в Центр занятости истица была уже признана и ей была назначена и выплачивалась в УПФ РФ пенсия в повышенном размере на основании п.3 ст.19 Закона РФ «О социальной защите…», как проживающей в чернобыльской зоне, Центр занятости населения ежемесячные денежные выплаты за проживание в чернобыльской зоне, предусмотренные ст.30 п.5 Закона РФ «О социальной защите…», к пособию по безработице не выплачивал.
Решение об удержании с пенсии истицы 2757,61 рублей, как ежемесячной денежной выплаты к пенсии, незаконно выплаченной ответчиком истице, ответчиком со ссылкой на приведенные выше нормы п.3 ст.25 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. мотивировано тем, что в спорный период истица состояла на учете в Центре занятости и УПФ РФ не должно было выплачивать названную денежную выплату.
Суд считает указанное мнение администрации УПФ РФ ошибочным, а решение об удержании из ее пенсии незаконным.
По смыслу приведенных выше п.3 ст.19 Закона РФ «О социальной защите…» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии их постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года, законом гарантируется получение ежемесячной денежной выплаты (компенсации) за факт проживания в указанной зоне.
Факты как постоянного проживания Гончаровой И.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом ранее, чем до 2.12.1995 года, так и ее статус пенсионера, подтверждается данными пенсионного дела истицы, паспортными данными. Данные факты сторонами не оспариваются.
В соответствии с п.2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени их проживания (работы) на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №907, компенсация, указанная в п.2 ч.1 ст.19 Закона РФ «О социальной защите…» выплачивается органом в сфере социальной защите населения. А ежемесячная денежная выплата неработающим пенсионерам выплачивается УПФ РФ. Таким образом, вышеуказанные выплаты производятся различными органами.
Согласно ч.1 ст.5 Закона РФ «О социальной защите…» предусмотренные настоящим законом меры возмещение вреда и социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством РФ.
Следовательно, финансирование денежной компенсации работающим лицам и денежной выплаты неработающим пенсионерам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, осуществляется из одного источника - из средств федерального бюджета.
Таким образом, в связи с тем, что двойной (и излишней) переплаты истице не было произведено, по мнению суда, факт удержания с пенсии истицы ежемесячной денежной выплаты к пенсии за проживание в чернобыльской зоне, полученной ею в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нарушает гарантируемое законом право истицы на получение ежемесячной денежной выплаты (компенсации) за ее проживание в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Выплата истице соответствующих сумм не тем органом, но из того же бюджета (федерального), не может являться основанием для лишения права истицы на указанные денежные средства.
Требования истицы в части возмещения морального вреда суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 1100 ГК РФ моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающие имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Законодательством, регулирующим правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, не предусмотрена компенсация морального вреда, в том числе, и в случае нарушения имущественных прав гражданина.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковое заявление Гончаровой И.В. в части взыскании незаконно удержанной суммы пенсии, рассматривая решение УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с пенсии истицы 2757,61 рублей, как принятое незаконно. В удовлетворении исковых требований Гончаровой И.В. в части взыскания морального вреда суд отказывает за их необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ГОНЧАРОВОЙ И.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области в пользу Гончаровой И.В. 2757(Две тысячи семьсот пятьдесят семь) руб. 61 коп., как размер незаконно удержанной пенсии.
В удовлетворении исковых требований Гончаровой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области о взыскании морального вреда отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области в пользуГончаровой И.В. 200 (Двести) руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Небуко В.А.