ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157 от 06.04.2017 Каменского районного суда (Свердловская область)

Дело №2-157

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2017 года

Каменский районный суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Пономаревой О.В.

при секретаре Масловой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района к Администрации МО «Каменский городской округ», Управлению образования Администрации МО «Каменский городской округ», Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Покровская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился с иском к Администрации МО «Каменский городской округ», Управлению образования Администрации МО «Каменский городской округ» о понуждении обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в здании МАОУ «Покровская СОШ» по предписанию ОНД города Каменск-Уральский и Каменского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области №118/1/1 от 08.11.2016 года, о понуждении МАОУ «Покровская СОШ» произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности: защитить автоматической установкой пожарной сигнализации: помещение оружейной комнаты на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №2); помещение перемоточной на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №14); помещение лаборантской на втором этаже ((по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №29); установить световые оповещатели «Выход» в следующих помещениях: над эвакуационным выходом из мастерской по обработке металла, ведущим непосредственно наружу (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №47); над эвакуационным выходом из мастерской по обработке дерева, ведущим непосредственно наружу (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение № 60, 61); разработать проект на автоматическую пожарную сигнализацию и на систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях; установить противопожарные двери в помещения: снарядная на первом этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №17); кладовая на первом этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №28); инструментарная комната на первом этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №49); оружейная комната на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №2); установить на имеющихся противопожарных дверях устройства для самозакрывания; вынести штепсельные розетки из помещений хранения: оружейная комната на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №2); перемоточный на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №14); вынести из помещения хранения на втором этаже – учебный фонд (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №13) аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой Каменского района Свердловской области по информации Государственного инспектора г. Каменск-Уральского и Каменского городского округа по пожарному надзору Старцевой А.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности в МАОУ «Покровская СОШ». Установлено, что в период с 11.10.2016 года по 08.11.2016 года ОНД Г. Каменск-Уральский, Каменского городского округа при проведении проверки на объекте МАОУ «Покровская СОШ» выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовую гибель людей, что также создает реальную угрозу жизни и здоровья не только работников данного учреждения, но и несовершеннолетних детей посещающих данное учреждение.

В связи с чем, прокурор обратился с иском об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Каменского района Казакова С.А. иск поддержала в части возложения на администрацию МО «Каменский городской округ» и Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ», обеспечить в срок до 01.10.2017 года финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Покровская средняя общеобразовательная школа» установленных предписанием ОНД города Каменск-Уральский и Каменского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области №118/1/1 от 08.11.2016 года, а также возложения на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» обязанности произвести в срок до 01.10.2017 года работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности: разработать проект на автоматическую пожарную сигнализацию и на систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях; установить противопожарные двери в помещения: инструментарная комната на первом этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №49); оружейная комната на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №2);установить на имеющихся противопожарных дверях устройства для самозакрывания. В остальной части от иска отказалась в связи с добровольным устранением выявленных нарушений правил пожарной безопасности.

Определением суда от 06.04.2017 года производство по иску прекращено в части, в связи с отказом истца от иска.

Представитель ответчика Администрации МО «Каменский городской округ» Мельчагова С.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в обоснование возражений указала, что МАОУ «Покровская СОШ» несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно, истцом не доказано, что указанные нарушения ответчиками не устраняются, считает, что Прокурор вправе обратиться в суд с иском к Администрации в случае установления недостаточности денежных средств у учреждения и после истечения срока предоставленного ответчикам для устранения нарушений.

Представитель ответчика Управления образования Администрации МО «Каменский городской округ», будучи надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражения по существу иска не представили.

Представитель ответчика МАОУ «Покровская СОШ» Орлова Н.В. иск признала, указала, что в настоящее время большая часть нарушений правил пожарной безопасности устранены, оставшиеся нарушения будут устранены в ближайшее время.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Судом установлено, что должностным лицом Отдела надзорной деятельности г. Каменск-Уральский, Каменский городской округ проведена проверка соблюдения МАОУ «Покровская СОШ» мер противопожарной безопасности. В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации помещения №2, 14, 29 (по техническому паспорту от 11.02.2004 года), в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, п. 38 Свода Правил 5.13130.2009, п. 38 НПБ 110-03; отсутствуют световые оповещатели «Выход» в помещениях №47, 60, 61 (по техническому паспорту от 11.02.2004 года) в нарушение п. 61 ППР, п. 3.13 НПБ 104-03, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009; установка автоматической пожарной сигнализации смонтирована и эксплуатируется в отсутствие проектной документации в нарушении п. 1 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 61 ППР; отсутствуют противопожарные двери в протиопожарной преграде с требуемым пределом огнестойкости от помещений с другим классом функциональной пожарной опасности в помещениях №17, 28, 49, 2 в нарушение п. 2, 3 ст. 4, ст. 27, 87, 88 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 5.14, 7.4, 7.17,7.18 СНиП 21-01-97; на имеющихся противопожарных дверях отсутствуют устройства для самозакрывания в нарушение п. 8 ст. 88 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ; установлены штепсельные розетки в помещениях №2, 14 (по техническому паспорту от 11.02.2004 года) в нарушение п. 348 ППР; в помещение №13 (по техническому паспорту от 11.02.2004 года) установлен аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения, внутри помещения хранения в нарушение п. 348 ППР.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МАОУ «Покровская СОШ» установлены нарушения правил пожарной безопасности, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, наличие указанных нарушений сторонами не оспаривается.

Как следует из п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Регламента.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 1.4 Устава МАОУ «Покровская СОШ» учредителем указанного учреждения является муниципальное образование «Каменский городской округ», функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования "Каменский городской округ" осуществляет администрация МО "Каменский городской округ", которая также выполняет функции и полномочия собственника имущества школ.

Из Положения о муниципальном учреждении Управление образования администрации МО "Каменского городского округа" также следует, что Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства РФ, Свердловской области и муниципальных правовых актов в области образования.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, из чего следует, что на органы местного самоуправления - администрацию городского округа, управление образования - должна быть возложена субсидиарная ответственность по исполнению обязанности финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждении образования.

С учетом изложенного, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Каменского района удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Каменский городской округ» и Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ», обеспечить в срок до 01.10.2017 года финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Покровская средняя общеобразовательная школа» установленных предписанием ОНД города Каменск-Уральский и Каменского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области №118/1/1 от 08.11.2016 года.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» произвести в срок до 01.10.2017 года работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности:

- разработать проект на автоматическую пожарную сигнализацию и на систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях;

-установить противопожарные двери в помещения: инструментарная комната на первом этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №49); оружейная комната на втором этаже (по техническому паспорту от 11.02.2004 года помещение №2);

-установить на имеющихся противопожарных дверях устройства для самозакрывания.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Каменский районный суд либо непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.04.2017 года.

Председательствующий О.В. Пономарева