ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1570/13 от 29.07.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-1570/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г.Темрюк                                                                                              29.07.2013 г.

 Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

 При секретаре Матвиенко Л.Ю.

 С участием помощников прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю. и Белошапка Ю.И.

 Представителя Курчанского сельского поселения, действующего по доверенности Ропай В.Л.

 Рассмотрев в отрытом судебном заседании заявление прокурора Темрюкского района в интересах муниципального образования Курчанского сельского поселения и неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Курчанского сельского поселения и неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.» и просит суд признать указанное постановление, незаконным.

 Свои требования обосновал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения бюджетного законодательства администрацией Курчанского сельского поселения Темрюкского района выявлено постановление администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района от 31.08.2012г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.», мероприятиями которого являются ежеквартальные компенсационные выплаты руководителям территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района, что нарушает ст.83 Бюджетного кодекса РФ, так как выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 Таким образом, предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено, так как указанными положениями федерального закона установлена возможность выделения бюджетных средств, при соблюдении определенных условий, для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 По данным фактам нарушения бюджетного законодательства, прокуратурой Темрюкского района 10.06.2013 года принесен протест на постановление от 31.08.2012г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.» Главе администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, однако, по результатам рассмотрения протеста требования прокурора Темрюкского района остались без удовлетворения.

 В судебном заседании помощники прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. и Белошапка Ю.И. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, и просили их удовлетворить в полном объеме. Также просили восстановить пропущенный процессуальный срок на оспаривание постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.».

 Заинтересованное лицо представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, действующий по доверенности Ропай В.Л. (л.д.19), в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями прокурора Темрюкского района, пояснив, что в соответствии с ч.11 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления (ТОС), условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Также, представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района считает бездоказательной ссылку прокурора на указанные в заявлении нормы ст.83 Бюджетного кодекса РФ, так как ст.179 Бюджетного кодекса РФ детально прописывает процедуру принятия муниципальных программ и гласит, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования, объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программ утверждается решением о бюджете по соответствующей целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

 Согласно пункту 2 Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 18.11.2009 г. № 1640 - П органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано разработать и принять муниципальные целевые программы по поддержке деятельности ТОС и осуществлению компенсационных выплат руководителям органов ТОС.

 В соответствии с ч.8 ст.13 Примерного положения о ТОС, рекомендованного Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006 г. № 2263 – П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования», выделение средств из местного бюджета ТОСам, осуществляется на основании решения представительного органа.

 Кроме того, согласно ч.5 ст.18 Примерного положения о ТОС, рекомендованного Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006 г. № 2263 – П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования», в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями ТОС компенсационных выплат, которые осуществляются ежемесячно.

     Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет.

     В соответствии с п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, а согласно ч. 3 ст. 52 Закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

     Согласно п.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчёт о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

     Таким образом, средства для выплат компенсаций руководителям ТОС ежегодно предусматриваются в бюджете поселения, бюджет на каждый год принимается решением сессии Совета Курчанского сельского поселения, а также только представительный орган местного самоуправления вправе принять решение о целесообразности конкретного расхода бюджетных средств местного самоуправления или отказать в его осуществлении, то есть признать расход правомерным или не признать.

 В докладе Председателя ЗСК Бекетова В.А. в апреле 2013г. при подведении итогов смотра-конкурса среди ТОС Краснодарского края за 2012 год отмечалось, что деятельность руководителей ТОС разнообразна и полезна для поселения.

 Более того, ежемесячные компенсационные выплаты руководителям ТОС являются многолетней практикой на всей территории Краснодарского края, к которой относятся решения муниципальных органов городов: Горячего Ключа, Кропоткина, Краснодара, Геленджика, Новороссийска.

     Администрация Курчанского сельского поселения регулярно (дважды в месяц) представляет прокурору принятые в этот месяц нормативные правовые акты - Решения сессии Совета, постановления администрации. В отношении ежегодных постановлений об утверждении очередной муниципальной программы, включающей в себя ежемесячные компенсационные выплаты руководителям ТОС, в отношении Решениям сессий Совета об утверждении очередного годового бюджета поселения, включающем в себя расходы на указанные компенсационные выплаты, никаких замечаний от прокурора не было. Не было замечаний по отчету об исполнении бюджета поселения за 2012 год, а также по проекту бюджета поселения на 2013 год и от контрольно-счётной палаты Темрюкского района.

     Согласно ст. 16 Постановления ЗС Краснодарского края № 501- П «О внесении изменений в постановление ЗС Краснодарского края «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования», вступившего в силу 26.06.2013 г., в рамках муниципальных программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат. Органы территориального общественного самоуправления по итогам полугодия представляют в уполномоченный орган и финансовый орган местной администрации отчёт об использовании выделенных им из местного бюджета средств, за исключением компенсационных выплат», которое означает, что право собственности на полученные ежемесячные компенсационные выплаты ежемесячно передаётся руководителям ТОС.

 Таким образом, в соответствии с названными правовыми нормативными актами и в пределах своих полномочий Глава Курчанского сельского поселения принял оспариваемое прокурором постановление от 31.08.2012 г. №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.», в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявления прокурора Темрюкского района.

 Также, представитель администрации Курчанского сельского поселения возражал против ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то, что копия постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279 была направлена прокурору Темрюкского района, следовательно, срок на оспаривание пропущен по неуважительной причине и оснований для восстановления процессуального срока не имеется.

 Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Курчанского сельского поселения Темрюкского района и выявлено постановление администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района от 31.08.2012г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.», мероприятиями которого являются ежеквартальные компенсационные выплаты руководителям территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района.

 Согласно ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

             В соответствии с ч.7 ст.27 от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, отнесено в том числе: установление структуры органов территориального общественного самоуправления; принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов территориального общественного самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении.

 На основании ч.8 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

 Согласно ч.11 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации к основным принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 Согласно ст.83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон      либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 В судебном заседании помощники прокурора утверждали, что предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено. Указанными положениями федерального закона установлена только возможность выделения бюджетных средств, при соблюдении определенных условий, для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 По данным фактам нарушения бюджетного законодательства прокуратурой Темрюкского района 10.06.2013 года принесен протест на постановление от 31.08.2012г. за №279 Главе администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района (л.д.13-14), который был отклонен (л.д.15-16). В связи с чем, прокурор обратился с соответствующим заявлением в суд.

 В судебном заседании представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района ссылался на нормы ст.179 Бюджетного кодекса РФ, однако, суд считает указанную ссылку не состоятельной, поскольку применение данной статьи не должно противоречить ст.83 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что если принимается Закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Также, суд считает несостоятельной ссылку представителя администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района на ч.5 ст.18 Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006г. №2263 - П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования», поскольку ч.5 ст.18 указанного постановления Законодательного Собрания Краснодарского края установлено, что расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления могут учитываться в местном бюджете, в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Кроме того, в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива. Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления осуществляются ежемесячно и могут выплачиваться только в случае, если указанные органы территориального общественного самоуправления избраны в порядке, установленном действующим законодательством, имеют устав, зарегистрированный в установленном порядке.

 Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд признает незаконным постановление администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.».

 Суд, восстанавливает процессуальный срок для обжалования постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279, так как согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

 В соответствии с положениями п.3 приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 г. №400 антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 Вышеуказанное постановление не является нормативным правовым актом, в связи с чем, антикоррупционная экспертиза и наличие несоответствия федеральному и региональному законодательству прокуратурой района, в отношении него не проводилась.

 В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 07.01.1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

 Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.258, ст.198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Восстановить прокурору Темрюкского района срок на оспаривание постановления администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279.

 Признать незаконными постановление администрации Курчанского сельского поселения от 31.08.2012 г. за №279 «Об утверждении муниципальной целевой программа: «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Курчанского сельского поселения Темрюкского района на 2013 г.».

 Обязать администрацию Курчанского сельского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения законодательства до 30.09.2013 г.

 Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение суда изготовлено 31.07.2013 г.

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: