ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1570/20 от 15.03.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-271/2021

44RS0028-01-2020-002067-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Апрксинского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании решения об отказе в признании гражданина малоимущим в целях получения жилого помещения на основании договора социального найма,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Апрксинского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании решения об отказе в признании гражданина малоимущим в целях получения жилого помещения на основании договора социального найма. В обоснование своих требований указала, что обратилась в Администрацию Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими в целях признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, предоставляемого на основании договора социального найма, о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

21 октября 2020 г. от ответчика был получен письменный отказ (в виде уведомления N 520) в признании истца малоимущим в целях получения жилого помещения на основании договора социального найма.

Отказ был мотивирован следующим: превышено одно из пороговых значений стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи.

ФИО1, ФИО2 являются собственниками (по 23/50 доли у каждого) жилого дома площадью 142, 4 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются собственниками по 1/25 доли жилого дома.

В данном жилом доме совместно с ФИО1 проживают муж ФИО2; дети ФИО3, ФИО4, ФИО1.

Из уведомления администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 21 октября 2020 года следует, что семья ФИО1 не может быть признана малоимущей в соответствии с «Определением пороговых значений доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Апраксинском сельском поселении», утвержденным решением Совета депутатов Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 31 августа 2020 года N 18, поскольку согласно сведениям о получаемых семьей ФИО1 доходах общая стоимость имущества (по предоставленным документам) составила 3188325 рублей, что превышает пороговое значение, а это 2899687,5 рублей, на 288 637,5 рублей.

При учете в составе доходов семьи истца ответчик включил стоимость жилого дома, земельного участка по адресу: (адрес), с кадастровым номером и автомобиля 2005 года выпуска.

При вынесении решения не было учтено, что указанные объекты недвижимости приобретены на кредитные средства и находятся в залоге у ПАО «Сбербанк России», что подтверждается кредитным договором от 04.04,2019 г, и договором купли-продажи (адрес)7 от 04.04.2020 г.

Кредит не является доходом, а кредитные обязательства являются расходом. Возмездность, как признак кредита или займа, означает, что согласно законодательству любой договор займа подразумевает, что переданные в долг деньги или — в случае их невозврата - залог должны быть возвращены в указанные в соглашении сроки.

На основании изложенного, просила признать незаконным решение Администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 21 октября 2020 года об отказе ФИО1 в признании гражданина и членов его семьи малоимущими; возложить на администрацию Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании её и членов её семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования, привлечен ФИО2

Истец ФИО1, представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнили, что специалисты администрации Апраксинского сельского поселения при определении порогового значения стоимости имущества указали стоимость дома и земельного участка, указанную в договоре купли – продажи от 04 апреля 2020 года. Указываеют, что ответчик неверно рассчитал пороговое значение стоимости имущества семьи. В то же время кадастровая стоимость жилого дома согласно данным ЕГРН составляет 1516218 рублей 24 копейки, кадастровая стоимость земельного участка - 183 000 рублей. Согласно акту экспертного исследования ООО «Эксперт+» -О, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером расположенных по адресу (адрес), по состоянию на 22 сентября 2020 года (дата обращения истца в администрацию) составляет 2 620 000 рублей, из которых 2270 000 рублей – стоимость дома, 350 000 рублей – стоимость земельного участка. Так согласно методическим рекомендациям пороговое значение стоимости имущества на семью из 5 человек рассчитывается по формуле: СЖ = НПхРСхРЦ, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма; НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи; PC - размер семьи; РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного кв.м. жилья.

Полученный показатель СЖ составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения по норме не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

По данным Госкомитета Костромской области стоимость одного квадратного метра общей площади: Средняя цена для расчета - 38 662,5 рублей. СЖ= 15*5*38662,5=2 899 687,5

Общая стоимость имущества по оценке независимых экспертов составляет 2 808 325 рублей, что не превышает пороговое значение.

Представитель ответчика администрации Апраксинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ранее представил отзыв, в котором просил удовлетворении требований отказать. Указал, что согласно справке № 242 от 22.09.2020 г. ФИО1 зарегистрирована и совместно проживает в новом двухэтажном доме с членами своей семьи: ФИО2 (мужем), ФИО3 (сыном), ФИО4 (дочерью), а также с ФИО1 (сыном) по адресу (адрес) Указанный дом имеет общую площадь 142,4 кв.м.

При принятии решения о вышеуказанном отказе администрация руководствовалась положениями части 2 статьи 52, части 1 статьи 49, части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Законом Костромской области от 19.12.2005 года № 345-3KO. Учитывая «Определение пороговых значений доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма в Апраксинском сельском поселении», утвержденным решением Совета депутатов Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 31.02.2020 г., администрация установила следующее:

1. Пороговое значение доходов - уровень среднемесячных доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина - 15 761,81 рублей.

2. Пороговое значение стоимости имущества - размер, приходящийся на каждого члена семьи или стоимости имущества одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, - 579 937, 5 рублей.

В данном случае общая стоимость имущества (по предоставлении заявителем документам) составила 3 188 325 рублей, что превышает пороговое значение на 288 637,5 рублей.

Превышение одного из пороговых значений явилось основанием для отказа ФИО1 в признании граждан малоимущими в целях постановки последних на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Более того, из представленных заявителем документов с очевидностью следует, что на каждого члена семьи ФИО1 приходится более 12 кв.м площади, что указывает на отсутствие оснований для признания семьи нуждающейся в жилых помещениях.

Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующим в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 состоит в браке с ФИО2 с 24 июля 2009 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДДММГГГГ. От брака имеют троих несовершеннолетних детей ФИО3, ДДММГГГГ года рождения. ФИО4, ДДММГГГГ года рождения, ФИО1, ДДММГГГГ года рождения.

На основании договора купли – продажи от 04 апреля 2019 года ФИО1, ФИО2, действующий в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, купили в общую долевую собственность: ФИО1 23/50 долей, ФИО2 23/50 долей, ФИО3 1/25 долю, ФИО4 1/25 долю в целом жилой дом с кадастровым номером , площадью 142,4 кв.м., находящийся по адресу: (адрес), и земельный участок с кадастровым номером , площадью 625 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (адрес).

Согласно п. 4 договора жилой дом и земельный участок стороны оценили в 3 000 000 рублей, из которых жилой дом продан за 2 700 000 рублей, земельный участок – за 300 000 рублей.

Согласно справке администрации Апраксинского сельского поселения от ДДММГГГГ ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО1 зарегистрированы и проживают доме по адресу (адрес).

22 сентября 2020 года ФИО1 обратилась в администрации Апраксинского сельского поселения с заявлением о признании её и членов её семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В уведомлении от 21 октября 2020 года № 520 администрация Апраксинского сельского поселения отказала в признании ФИО1 и членов её семьи малоимущими на основании ч. 2 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ. п. 3 части 1 статьи 11.1 Закона Костромской области от 19.12.2005 N 345-ЗКО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых, помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального:: кайма в Костромской области», пп. 4. п. 2,8,2. ст. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Апраксине ком сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области», указав, что превышено одно из пороговых значений стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи. Общая стоимость имущества (по представленным документам) составила 3188 325 рублей, что превышает пороговое значение на 288 637,5 рублей.

В протоколе заседания жилищной комиссии администрации Апраксинсокго сельского поселения от 19 октября 2020 года № 4 указано: согласно договору купли – продажи от 04 апреля 2019 года общая стоимость дома и земельного участка составляет 3 000 000 рублей. Транспортное средство автомобиль Мицубиси Lanser принадлежит на праве собственности ФИО2 Согласно отчету об оценке стоимость транспортного средства составляет 188 325 рублей. В соответствии с Законом Костромской области от 19.12.2005 года № 345-3KO, а также «Определение пороговых значений доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма в Апраксинском сельском поселении», утвержденным решением Совета депутатов Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 31.02.2020 г. общая стоимость имущества заявителей превышает пороговое значение на 288 637,5 рублей.

На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с Законом Костромской области от 19.12.2005 N 345-ЗКО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области» (далее Закон № 345-ЗКО) при отнесении граждан к категории малоимущих и предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда подлежит учету стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семей и подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При определении стоимости имущества граждан в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда не подлежит учету имущество, не являющееся объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2).

Имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей совместной собственности нескольких физических лиц, подлежит учету только в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налога на указанное имущество является заявитель и (или) члены его семьи (п. 3).

В силу ст. 9 Закона № 345-ЗКО стоимость транспортного средства определяется заявителем самостоятельно. В случае возникновения спора определение стоимости осуществляется независимым оценщиком исходя из рыночной оценки транспортного средства на основании Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" за счет средств заявителя.

Определение стоимости недвижимого имущества - строений, помещений и сооружений, подлежащих налогообложению, производится на основании данных кадастровой стоимости указанных видов имущества (п.2).

Определение стоимости земельных участков производится на основе данных о кадастровой стоимости земли, а до ее определения - нормативной цены земли в соответствии с земельным законодательством (п. 3).

Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 1 утверждены Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".

Согласно п. 9.1. Определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, помещений, сооружений) и транспортных средств рекомендуется производить на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению. Данные налоговых органов в соответствии с частью 10 статьи 83 и статьей 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации формируются на основе имеющихся сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, иными установленными законодательством лицами, а также непосредственно самими гражданами-налогоплательщиками. В настоящем разделе приведены основные нормы, которые рекомендуется установить в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В п. 9.2 указано: для определения стоимости недвижимого имущества - строений, помещений и сооружений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц, могут быть использованы данные об инвентаризационной стоимости указанных видов имущества, которые в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предоставляются в налоговые органы соответствующими органами и организациями. Инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, как правило, используется в качестве налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц. Однако указанная стоимость не соответствует рыночной стоимости имущества и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может быть оценена независимыми экспертными оценочными организациями.

Для определения стоимости земельных участков на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендуется использовать данные о кадастровой стоимости земли, а до ее определения - нормативную цену земли в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (п.9.3).

Решением Совета депутатов Апраксинского сельского поселения от 31 августа 2020 года № 18 утверждено Определение пороговых значений доходов и стоимости имущества для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Апраксинском сельского поселения.

Пороговое значение стоимости имущества находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в размере равному расчетному показателю рыночной стоимости приобретении жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма определится следующим образом:

СЖ=НПхРСхРЦ, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по договорам социального найма (рублей); НП -норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи (для Апраксинского сельского поселения установлена решением Совета депутатов Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 24.02.2010 г, № 4 в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи): (квадратных метров); PC - размер семьи (человек); РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра жилья, которая рассчитывается как среднее арифметическое из расчета цены на первичном и вторичном рынке жилья.

По данным Госкомитета Костромской области стоимость одного квадратного метра общей площади: на первичном рынке жилья- 37 634 рублей, на вторичном рынке жилья- 39 691 рублей, средняя цена для: расчета - 38 662,5 рублей. СЖ =15x1x38662,5=579 937,5

Таким образом, расчетный показатель СЖ - рыночной стоимости жилого помещения или размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории Апраксинского сельского поселения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, составит 579 937,5ру6лей.

СЖ- устанавливается дифференцированно для семей состоящих из 2, 3, и более человек, а так же одиноко проживающих граждан:

-для одиноко проживающих граждан - 579 937,5рублей 38662,5x15);

-для семей из двух человек-1 159 875 рублей (38662,5x15x2);

-для семей из трех человек-1 739 812,5 рублей (38662,5x15x3); и т.д.

Как было указано выше, при расчете стоимости имущества для признании истца и членов её семьи малоимущими администрация Апраксиноского сельского поселения исходила из стоимости имущества, указанного в договоре купли – продажи от 04 апреля 2019 года, составляла 3 000 000 рублей, из который стоимость жилого дома 2 700 000 рублей, стоимость земельного участка – 300 000 рублей. Кроме того, при расчете стоимости имущество учтена стоимость автомобиля марки Мицубиси Lanser - 188 325 рублей.

В выписке из ЕГРН от 26 декабря 2020 года на земельный участок с кадастровым номером кадастровая стоимость указан в размере 183 000 рублей, кадастровая стоимость жилого дома составляет 1516218 рублей 24 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 декабря 2020 года.

Истцом в обоснование своих требований представлен акт экспертного исследования ООО «Эксперт+» от 12.03.2021 г. № 01-103-012-О. Согласно данному акту рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером расположенных по адресу (адрес), по состоянию на 22 сентября 2020 года (дата обращения истца в администрацию) составляет 2 620 000 рублей, из которых 2 270 000 рублей – стоимость дома, 350 000 рублей – стоимость земельного участка.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, судом принимается данный акт в качестве доказательства, поскольку в нем определена рыночная стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у истца и членов её семьи, методом сравнительного анализа продаж при применении сравнительного подхода. Кроме того, указанная в акте рыночная стоимость наиболее близка с кадастровой стоимости указных объектов.

Согласно методическим рекомендациям пороговое значение стоимости имущества на семью из 5 человек рассчитывается по формуле: СЖ = НПхРСхРЦ, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма; НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи; PC - размер семьи; РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного кв.м. жилья.

Полученный показатель СЖ составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения по норме не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

По данным Госкомитета Костромской области стоимость одного квадратного метра общей площади: Средняя цена для расчета - 38 662,5 рублей. СЖ= 15*5*38662,5=2 899 687,5 рублей.

Общая стоимость имущества по оценке, представленной истцом, не оспоренной ответчиком, составляет 2 808 325 рублей, из которых стоимость жилого дома и земельного участка - 2 620 000 рублей, стоимость автомобиля марки Мицубиси Lanser - 188 325 рублей, что не превышает пороговое значение.

Соответственно, при рассмотрении заявления ФИО1 у администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района не имелось правовых оснований для отказа заявителю в признании гражданина и членов его семьи малоимущими. Принятое жилищной комиссией администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района решение нарушает права истца ФИО1, препятствуя в реализации жилищных прав.

Учитывая обстоятельства дела, приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 520 от 21 октября 2020 года об отказе ФИО1 в признании гражданина и членов его семьи малоимущими.

Требование истца ФИО1 о возложении на администрацию Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании её и членов её семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, как производное от первоначального требования, также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 520 от 21 октября 2020 года об отказе ФИО1 в признании гражданина и членов его семьи малоимущими.

Возложить на администрацию Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании её и членов её семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.