ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1570/2016 от 28.09.2016 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1570/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 28 сентября 2016 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шорохова С.В.,

при секретаре Сизовой О.А.,

с участием ст. помощника Военного прокурора Самсонова М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковая часть в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», войсковой части о проведении специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л :

Военный прокурор в интересах неопределенного круга лиц. обратился в суд с иском к войсковой части , ФКУ «<данные изъяты>» в котором просит обязать Федеральное казенное учреждение «<данные изъяты>» и его структурное подразделение - группу судов обеспечения Отряда судов обеспечения - в/ч провести специальную оценку условий труда по следующим рабочим местам: Рейдовые буксиры Капитан - 1 рабочее место; Сменный помощник капитана - 1 рабочее место; Старший механик - 1 рабочее место; Сменный механик - 1 рабочее место; Боцман - 1 рабочее место; Матрос 1 класса - 1 рабочее место; Моторист 1 класса - 1 рабочее место; Моторист 1 класса - 1 рабочее место;

Морской буксир Капитан - 1 рабочее место; Старший помощник капитана - 1 рабочее место; Второй помощник капитана - 1 рабочее место; Третий помощник капитана - 1 рабочее место; Начальник радиостанции - 1 рабочее место; Старший механик - 1 рабочее место; Второй механик - 1 рабочее место; Третий механик - 1 рабочее место; Второй электромеханик - 1 рабочее место; Боцман - 1 рабочее место; Первый радиооператор - 1 рабочее место; Второй радиооператор - 1 рабочее место; Электрорадионавигатор - 1 рабочее место; Старший матрос - 1 рабочее место; Старший моторист - 1 рабочее место; Старший электрик судовой - 1 рабочее место; Матрос 1 класса - 1 рабочее место; Моторист 1 класса - 1 рабочее место; Электрик судовой 1 класса - 1 рабочее место; Машинист котельной установки - 1рабочее место; Матрос 2 класса - 1 рабочее место; Моторист 2 класса - 1 рабочее место; Повар - 1 рабочее место; Буфетчик - 1 рабочее место; Камбузник - 1 рабочее место;

Самоходный плавучий кран Капитан кранмейстер - 1 рабочее место; Сменный помощник капитана - кранмейстера - 1 рабочее Старший механик - 1 рабочее место; Старший электромеханик - 1 рабочее место; Сменный механик - 1 рабочее место; Сменный электромеханик - 1 рабочее место; Боцман - 1 рабочее место; Машинист (крановщик) - 1 рабочее место; Матрос 1 класса - 1 рабочее место; Моторист (машинист) 1 класса - 1 рабочее место; Электрик судовой 1 класса - 1 рабочее место; Машинист котельной установки - 1 рабочее место; Повар судовой - 1 рабочее место; Буфетчик (судовой) - 1 рабочее место;

Рейдовый буксир Капитан - 1 рабочее место; Сменный помощник капитана - 1 рабочее место; Старший механик - 1 рабочее место; Сменный механик - 1 рабочее место; Боцман - 1 рабочее место; Матрос 1 класса - 1 рабочее место; Моторист (машинист) 1 класса - 2 рабочих места; Повар судовой - 1 рабочее место;

Судно мусоросборщик Капитан - 1 рабочее место; Сменный помощник капитана - 1 рабочее место; Старший механик - 1 рабочее место; Сменный механик - 1 рабочее место; Матрос 1 класса - 1 рабочее место;

Диспетчерская служба Старший капитан - диспетчер - 1 рабочее место; Капитан-диспетчер - 1 рабочее место, мотивируя тем, что военной прокуратурой - войсковая часть проведена проверка исполнения должностными лицами ответчика требований законодательства в сфере охраны труда.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единственным комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со статьей 8 того же закона, обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.

Согласно пунктам 1 и 6 части 2 статьи 4 упомянутого закона, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий 4 труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, предусмотренных часть 1 статьи 17; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Ответчик ФКУ «<данные изъяты>» по существу спора представил письменные возражения, в которых иск не признал, указывая на то, что Федеральное казенное учреждение «<данные изъяты>» (сокращенное наименование ФКУ «<данные изъяты>») зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись. ФКУ «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность на основании Общего положения о Федеральном казенном учреждении «<данные изъяты>», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 18 октября 2011 года, согласно которому оно создано в целях обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовностиформирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФКУ «<данные изъяты>» была изыскана возможность к проведению специальной оценки условий труда.

В судебное заседание ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.

Прокурор поддержал исковые требования.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы сторон, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что специальная оценка условий труда в войсковой части группы судов обеспечения Отряда судов обеспечения - в/ч не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников. В 2013 году проводилась частично аттестация рабочих мест по условиям труда.

Вместе с тем, как следует из возражений ответчиков, до настоящего времени мероприятия по специальной оценке условий труда в данной войсковой части не проводились, денежные средства на эти цели не выделялись, какие-либо сторонние организации в интересах войсковой части работу по специальной оценке условий труда не проводили и не проводят.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части группы судов обеспечения 696 Отряда судов обеспечения - в/ч 44751, в результате которого были нарушены трудовые права сотрудников указанной войсковой части. Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "<данные изъяты> и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Доводы ответчика о том, что прокурор вмешивается в административно-хозяйственную деятельность работодателя и трудовые отношения, суд находит несостоятельными, так как не исключают обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В соответствии с ч. 6 ст.27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Как следует из указанного закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и, следовательно понудить исполнить данную обязанность до этого срока (31 декабря 2018 года) отсутствует правовая возможность.

При таких обстоятельствах, в отношении рабочих мест, по которым была проведена аттестация, и которые не указаны в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск Военного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «<данные изъяты>» и его структурное подразделение группу судов обеспечения Отряда судов обеспечения - в/ч провести специальную оценку условий труда работников в подразделениях войсковой части , по которым не проводилась аттестация рабочих мест и они относятся к категории: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья подпись С.В. Шорохов

Копия верна С.В. Шорохов