ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1571 от 29.03.2012 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Гражданское дело № 2 - 1571/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2012 года

Центральный районный суд .

. в составе:

председательствующего судьи Тучиной О.В.,

при секретаре судебного заседания - Кузьминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по . и ЕАО к Общественному движению . «Возрождение - ХХI век» о возложении обязанности исполнить требования предупреждения по соблюдению законодательства,

у с т а н о в и л:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по . и . (далее Главное управление) обратилось в суд с иском к Общественному движению . «Возрождение - ХХI век» о возложении обязанности исполнить требования предупреждения по соблюдению законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенной проверки составлен акт от . ., согласно которому Общественным движением . «Возрождение - ХХI век» не соблюдается законодательство РФ, а именно пункты 3, 4 статьи 29 Федерального закона от . №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзац 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», абзацы 4, 5, 6, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», часть 2 статьи 37 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 4 статьи 66 и пункту 1 ст. 114 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статья 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», статья 24 Федерального закона «Об общественных объединениях». По результатам проверки в порядке статьи 38 ФЗ «Об общественных объединениях» за нарушения федерального законодательства в адрес общественного движения вынесено письменное предупреждение от . . с установленным сроком исполнения. Предупреждение получено, о чем свидетельствует карточка почтового уведомления о вручении. В установленный срок нарушения законодательства РФ общественным движением не устранены, в связи с чем, в адрес общественного движения повторно вынесены письменные предупреждения от ., от ., от . с установленными сроками исполнения. Предупреждения, направленные на домашний адрес руководителя общественного движения, вернулись в уполномоченный орган с отметкой «истек срок хранения». Предупреждения, направленные в адрес организации, вернулись в Главное управление с отметками «организация не зарегистрирована». В нарушение положения Федерального закона . - ФЗ от . общественное движение не проинформировало Главное управление об изменении адреса (места нахождения) в течение трех дней с момента таких изменений. До настоящего времени нарушения законодательства Российской Федерации не устранены. На основании изложенных обстоятельств, в соответствии с абзацем 2 части 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 24, 28 ГПК РФ, пунктом 86 Положения о Главном управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от . . истец обратился в суд с данным иском.

В судебное заседание не явился представитель истца, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика Общественного движения . «Возрождение-ХХI век» не явился. О времени и месте судебного разбирательства судом уведомлялся по месту нахождения юридического лица по адресу: ., по месту жительства председателя общественного движения Чечулина А.В. . 3 и по адресу .33. В соответствии с актом от . со слов охранника ЧОП «Центурион» Хохлова Н.В. общественное движение . «Возрождение-ХХI век» по адресу . не находится, и место её нахождения не известно. Здание по . является складом, и никаких офисных, административных помещений не имеет. Сведения о новом месте нахождения ответчика отсутствуют, в связи с чем суд в соответствии со ст. 119 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело по последнему известному месту нахождения ответчика.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 29 Федеральным законом от . № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда). Указанные выше вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией и принимается единогласно и квалифицированным большинством голосов.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Как установлено в судебном заседании пункты 4.5 Устава общественного движения усматривается то, что решение вопроса об определении приоритетных направлений деятельности отнесено к компетенции правления - постоянного действующего органа управления, хотя в соответствии с требованиями действующего законодательство решение данного вопроса является исключительной компетенцией высшего органа управления. Кроме того, несмотря на то, что Федеральным законом «О некоммерческих организациях» вопросы образования исполнительных органов некоммерческой организации и ее ликвидация принимаются единогласно квалифицированным большинством голосов, пунктом 4.4. Устава общественного движения предусмотрено, что вопросы избрания Правления и досрочного прекращения его полномочий, реорганизация и ликвидация общественного движения, принимаются простым большинством голосов, присутствующих при открытом голосовании.

В соответствии с абзацем 1 статьи 28 Федеральным законом от . № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями) официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Вместе с тем, Общественное движение . «Возрождение -ХХI век» в своем наименовании не содержит указание на характер деятельности.

В соответствии с абз. 4, 5, 6, 7 части 1 ст. 29 Федеральный закон от . N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано:

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Положения пункта 3.1 Устава общественного движения противоречат указанным выше нормам, в соответствии с которыми, обязанности общественного объединения установлены по отношению к органу, принимающему решение о государственной регистрации общественных объединений, а не к органу, регистрирующему общественные объединения.

Кроме того в соответствии со ст. 19 Федерального закона от . N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" к учредителям, членам и участникам общественных объединений предъявляются требования: Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении. Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В нарушение указанной нормы п.4.1. Устава общественного движения усматривается, что учредителями и участниками могут быть иностранные ограждена и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами России.

Федеральным законом от . . - ФЗ «Об общественных объединениях» статьей 37 предусмотрено, что общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 статьи 66 ГК РФ - участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ, а п. 1 статьи 114 ГК РФ установлено, что
- унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как установлено в судебном заседании абзацем 8 п.4.5 Устава общественного движения управление принимает решение о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях.

Федеральным законом от . . - ФЗ «О некоммерческих организациях» п. 1 и 2 статьей 24 предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

В нарушение указанной нормы, пунктом 5.2. Устава общественного движения предусмотрено, что имущество и денежные средства формируются на основе поступлений от другой деятельности, не запрещенной действующим законодательством РФ.

Федеральным законом от . . - ФЗ «Об общественных объединениях» статьей 24 предусмотрено, что общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны. Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на общественным движением . «Возрождений - ХХI век» используется не зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации символика.

Статьей 26 указанного Федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда.

В нарушение вышеуказанной нормы разделом VII Устава общественного движения, предусмотрено, что имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредитов направляются на цели, предусмотренные Уставом, или на цели, определяемые решением общего собрания участников общественного движения о ликвидации, а в спорных случаях - решением суда. Также Уставом общественного движения предусмотрены цели (раздел 2), в связи с чем имущество, оставшееся в результате ликвидации, должно направляться на цели, указанные в уставе общественного движения.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что устав общественного движения . «Возрождение XXI век» противоречит требованиям действующего законодательства.

Также в судебном заседании установлено, что Главным управлением Министерства юстиции РФ по . и ЕАО, в соответствии с приказом Главного управления Министерства юстиции РФ по . и ЕАО от . . «О проведении плановой документальной проверки Общественного движения . «Возрождение - XXI век» была проведена проверка, по результатам которой были выявлены, указанные выше нарушения, о чем . . составлен акт проверки. Указанный акт . был направлен председателю общественного движения . «Возрождение - XXI век» и получен им .. Впоследствии в адрес общественного движения, как по юридическому адресу, так и по адресу председателя Чечулина А.В. направлялись ., ., ., . предупреждения об устранении выявленных в ходе проверки недостатков учредительных документов. Предупреждение от . получено председателем общественного объединения ., а остальные возвращены за истечением срока хранения. Требования, изложенные в предупреждении не исполнены до настоящего времени.

Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются материалами дела: уставом общественного движения . «Возрождение - ХХI век» 2001 г., актом проверки . от ., выпиской из ЕГРЮЛ, предупреждениями, сообщением УФНС России по ., почтовыми уведомлениями и конвертами.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Поскольку в судебном заседании установлен факт не соответствия устава общественного движения . «Возрождение - XXI век» положениям Федерального закона «Об общественных объединениях», и не исполнение предупреждений Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по . и ЕАО по устранению выявленных недостатков устава, суд в соответствии с положениями ст.12 ГК РФ считает необходимым возложить на ИП Малохатько В.С. обязанность исполнить требования, предусмотренные в предупреждениях Главного управления Министерства юстиции РФ по . и ЕАО.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по . и ЕАО к Общественному движению . «Возрождение - ХХI век» о возложении обязанности исполнить требования предупреждения по соблюдению законодательства - удовлетворить.

Возложить обязанность на Общественное движение . «Возрождение - ХХI век» исполнить требования предупреждений Главного управления Министерства юстиции РФ по . и ЕАО от ., от ., ., . с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в .вой суд в течение месяца через Центральный районный суд ..

Судья: О.В. Тучина