ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1571/13 от 29.07.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-1571/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г.Темрюк                                                                                              29.07.2013 г.

 Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

 При секретаре Матвиенко Л.Ю.

 С участием помощников прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю. и Белошапка Ю.И.

 Представителя администрации Голубицкого сельского поселения, действующей по доверенности Остапущенко Д.В.

 Рассмотрев в отрытом судебном заседании заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010г. за № «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.» и просит суд признать указанное постановление, незаконным.

 Свои требования обосновал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения бюджетного законодательства администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района выявлено постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010г. за №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.», мероприятиями которого являются компенсационные выплаты руководителям территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, что нарушает ст.83 Бюджетного кодекса РФ, так как выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 Таким образом, предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено, так как указанными положениями федерального закона установлена возможность выделения бюджетных средств, при соблюдении определенных условий, для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 По данным фактам нарушения бюджетного законодательства, прокуратурой Темрюкского района 10.06.2013 года принесен протест на постановление от 22.10.2010г. за №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.» Главе Голубицкого сельского поселения Темрюкского района. По результатам рассмотрения протеста требования прокурора Темрюкского района удовлетворены, однако, в прокуратуру района поступило письмо администрации поселения о результатах дополнительного рассмотрения протеста, в соответствии с которым решение вопроса о рассмотрении указанного протеста будет принято, после принятия решения Темрюкским районным судом по иску прокурора в интересах Голубицкого сельского поселения и неопределенного круга лиц к С, П, Ф, П, П о взыскании незаконно полученной компенсации.

 В судебном заседании помощники прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. и Белошапка Ю.И. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, и просили их удовлетворить в полном объеме. Также просили восстановить пропущенный процессуальный срок на оспаривание постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010г. за №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.».

 Заинтересованное лицо представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, действующая по доверенности О (л.д.33), в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями прокурора Темрюкского района, пояснив, что в соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского    процессуального кодекса    Российской Федерации в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

 Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» на прокуроров возложена обязанность в заявлении, предъявляемом в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывать, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

 Таким образом, заявитель, обязан доказать суду в чем конкретно заключаются интересы государства, какое право нарушено, а также ссылаться на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

 Согласно ч.11 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 В соответствии с ч.5 ст.18 Приложения к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006 года №2263-П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования» расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления могут учитываться в местном бюджете в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Кроме того, в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива. Согласно части 2 статьи 18 указанного постановления органы TOС могут обращаться в администрацию с предложением о выделении средств на финансирование оплаты труда руководителей органов ТОС.

 Также, ч.13 ст.16 Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района определен порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.

 Решением Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района от 22 апреля 2011 года №131 было утверждено Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района, статьей 14 которого предусмотрены условия и порядок выделения средств местною бюджета для осуществления территориального общественного самоуправления.

 Таким образом, положения указанных нормативных правовых актов не содержат запрета на финансирование расходов, направленных на содержание выборных органов ТОС, включая и вознаграждение руководителям, так как они являются полномочными представителями ТОС и несут ответственность за организацию деятельности ТОС.

 В силу действующих норм Устава Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, решений Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, поддержка деятельности органов ТОС согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством поселения.

 В соответствии со ст.31 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования местного бюджета и закрепляют соответствующими решениями.

 Таким образом, Голубицким сельским поселением Темрюкского района основные принципы бюджетной системы, предусмотренные нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не были нарушены, а также соблюден порядок принятия муниципальных программ в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Более того, целевая программа «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района на 2011-2013 годы» утверждена в октябре 2010 года и направлена на улучшение деятельности органов территориального общественного самоуправления по уборке и благоустройству, озеленению придомовых участков, улучшению санитарного состояния на территории поселения, содействие органам и должностным лицам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а денежные средства для реализации мероприятий целевой программы ежегодно предусматриваются в бюджетах Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, утвержденных решениями Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.

 В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контроль за исполнением местного бюджета, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета осуществляет специально уполномоченный орган внешнего финансового контроля Контрольно-счетная палата муниципального образования Темрюкский район, со стороны которой замечаний по неэффективному исполнению местного бюджета в администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района не поступало.

 Органы местного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются полномочными представителями населения муниципального образования и уполномочены самостоятельно и под свою ответственность осуществлять реализацию вопросов местного значения.

 Таким образом, органы местного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района в переделах своей компетенции утвердили муниципальную целевую программу и средства на ее реализацию в местном бюджете. Постановление администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района от 22 октября 2010 года «Об утверждении целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района на 2011-2013 годы» является законным, в связи с чем, в заявленных требованиях прокурора просит отказать.

 Также представитель администрации Голубицкого сельского поселения возражала против ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то, что копия постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010 г. за №176 «Об утверждении целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района на 2011-2013 годы» была направлена прокурору Темрюкского района еще в 2010 году, следовательно, срок пропущен по неуважительной причине и оснований для восстановления процессуального срока не имеется.

 Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и выявлено постановление администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района от 22.10.2010г. за №176 «Об утверждении целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района на 2011-2013 годы», мероприятиями которого являются компенсационные выплаты руководителям территориального общественного самоуправления Голубицкого сельского поселения Темрюкского района.

 Согласно ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

             В соответствии с ч.7 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, отнесено в том числе: установление структуры органов территориального общественного самоуправления; принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов территориального общественного самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении.

 На основании ч.8 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

 Согласно ч.11 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации к основным принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 Согласно ст.83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон      либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 В судебном заседании помощники прокурора утверждали, что предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено. Указанными положениями федерального закона установлена только возможность выделения бюджетных средств, при соблюдении определенных условий, для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.

 По данным фактам нарушения бюджетного законодательства прокуратурой Темрюкского района 10.06.2013 года принесен протест на постановление от 22.10.2010г. за №176 Главе Голубицкого сельского поселения Темрюкского района (л.д.15-16), решение по которому будет принято после вынесения решения суда по делу по иску прокурора в интересах Голубицкого сельского поселения и неопределенного круга лиц к С, П, Ф, П, П о взыскании незаконно полученной компенсации (л.д.19-20). В связи с чем, прокурор обратился с соответствующим заявлением в суд.

 В судебном заседании представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района ссылалается на нормы ст.179 Бюджетного кодекса РФ, однако, суд считает указанную ссылку не состоятельной, поскольку применение данной статьи не должно противоречить ст.83 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что если принимается Закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Также суд считает несостоятельной ссылку представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района на ч.5 ст.18 постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006г. №2263 - П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования», поскольку ч.5 ст.18 указанного постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.05.2006г. №2263 - П установлено, что расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления могут учитываться в местном бюджете в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Кроме того, в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива. Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления осуществляются ежемесячно и могут выплачиваться только в случае, если указанные органы территориального общественного самоуправления избраны в порядке, установленном действующим законодательством, имеют устав, зарегистрированный в установленном порядке.

 Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд признает незаконным постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010 г. за №176 «Об утверждении целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 годы».

 Суд, восстанавливает процессуальный срок для обжалования постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010 г. за №176, так как согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

 В соответствии с положениями п.3 приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 №400 антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российсхой Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 Вышеуказанное постановление не является нормативным правовым актом, в связи с чем, антикоррупционная экспертиза и наличие несоответствия федеральному и региональному законодательству прокуратурой района, в отношении него не проводилась.

 В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 07.01.1992 года № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

 Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.258, ст.198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Восстановить прокурору Темрюкского района срок на оспаривание постановления администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2010 г. за №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.».

 Признать незаконными постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2012 г. за №176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.».

 Обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения законодательства до 30.09.2013 г.

 Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение суда изготовлено 31.07.2013 г.

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: