Дело № 2-1571/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Беликовой Е.Л.
при секретаре Каратаевой Е.Г.,
с участием представителя ООО «Ивановоэнергосбыт» ФИО1,
старшего помощника Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«29» августа 2014 года гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт» о признании незаконным представления Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области № № от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области № № от ДД.ММ.ГГГГ., мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Ивановоэнергосбыт» поступило обжалуемое Представление Кинешемского городского прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ. Поводом для внесения представления, по мнению заявителя, явилось начисление и взимание ООО «Ивановоэнергосбыт» платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП «Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна», непосредственно с собственников и пользователей помещений в таких многоквартирных домах, а также начисление и взимание ООО «Ивановоэнергосбыт» платы за электроэнергию непосредственно с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников. С оспариваемым Представлением заявитель не согласен, в обоснование чего указывает, что согласно п.1 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденных Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012 года (далее – Правила) - Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения). Пункт 25 Правил предусматривает при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. Согласно п.26 Правил в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. При этом гражданское законодательство не содержит запрета на уступку требований, которые возникнут в будущем. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.4 Информационного письма от 30.10.2007г. №120, соглашение об уступке права (требования), предметом которого является не возникшее на момент заключения данного соглашения право, не противоречит законодательству. В этом случае оно перейдет к цессионарию лишь после возникновения этого права (требования) у цедента. Ссылается на Решение №АКПИ14-197 от 05.05.2014г. Верховного Суда РФ, в котором проведена аналогия между п.90 утративших силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г., предусматривающим право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, и п.26 Правил. Для расчетов за коммунальные услуги способом, предусмотренным п.26 Правил согласия потребителей не требуется. Считает, что указанное утверждение верно в силу п.2 ст.382 Гражданского кодекса РФ, поскольку иного ни законом, ни договором не установлено. Считает, что процедура, предусмотренная ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ по своей правовой природе является исполнением обязательства третьими лицами (ст.313 ГК РФ): когда ООО «Ивановоэнергосбыт как ресурсоснабжающая организация обязана принять исполнение, предложенное третьими лицами (собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме) за должника, т.е. управляющую организацию. Считает, что передача права на получение ООО «Ивановоэнергосбыт» платы за электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме (уступка права требования) согласно п.26 Правил может быть осуществлена независимо от принятия собственниками решения общего собрания в порядке, предусмотренном ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ (институт исполнения обязательств третьими лицами). Условия договоров энергоснабжения № эКин от ДД.ММ.ГГГГ., № эКин от ДД.ММ.ГГГГ., заключенных с МУП ««Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна», по мнению заявителя позволяют квалифицировать соглашение сторон о взимании платы за электрическую энергию непосредственно с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах как уступку прав требований. При этом переход права не означает прекращение первоначального обязательства. При такой передаче прав собственники и наниматели не становятся стороной в договоре энергоснабжения. Такая передача прав не нарушает права собственников и нанимателей, поскольку право первоначального кредитора перешло к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, т.е. размер платы, сроки и порядок внесения платы не изменился, что соответствует ст.384 Гражданского кодекса РФ. Считает, что при таких обстоятельствах действия ООО «Ивановоэнергосбыт» по выставлению счетов и сбору платежей по энергоснабжению непосредственно с потребителей производятся в соответствии с условиями договора энергоснабжения № эКин от ДД.ММ.ГГГГ., № эКин от ДД.ММ.ГГГГ. и не противоречат указанным нормам права. На основании вышеизложенного ООО «Ивановоэнергосбыт», руководствуясь п.26 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», ст.ст.254-256 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит признать недействительным представление Кинешемской городской прокуратуры от 12.03.2014г. №342в-14.
Представитель заявителя по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, уточнил заявленные требования - просит признать незаконным представление Кинешемской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. №№. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ивановоэнергосбыт» получена приложенная к настоящему заявлению копия представления прокурора с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ. в котором в связи со сменой руководства организации было предложено вернуться к рассмотрению оспариваемого представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем считает, что ООО «Ивановоэнергосбыт» не пропущен установленный законом срок на оспаривание указанного представления прокурора. ООО «Ивановоэнергосбыт» действительно производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию непосредственно с жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП ««Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна», которыми на общем собрании не принималось решение о внесении плату за коммунальную услугу ресурсоснабжающей организации (т.е. ООО «Ивановоэнергосбыт»); кроме того, начислялась плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме также непосредственно жителям (собственникам и нанимателям) многоквартирных домов. Считает, что при сложившемся порядке расчетов права жителей не нарушаются. Считает, что внесением оспариваемого представления нарушаются права заявителя, поскольку представлением прокурора организация фактически обязывается расторгнуть договоры с управляющими компаниями, следовательно этим будут нарушаться права граждан, поскольку в переходный период граждане не смогут надлежащим образом получать квитанции на оплату указанной коммунальной услуги, поскольку переход на иной порядок начисления и взимания платежей является длительным процессом. Считает, что ООО «Ивановоэнергосбыт» действует в соответствии с требованиями законодательства и надлежащим образом исполняет свои обязанности.
Представитель заинтересованного лица – старший помощник Кинешемского городского прокурора Киселева О.А. с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что Кинешемской городской прокуратурой проводилась проверка по обращению Председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ивановской областной Думы ФИО7 по вопросу начисления и взимания управляющими и ресурсоснабжающими организациями платы за коммунальные услуги, в том числе за общедомовые нужды. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Ивановоэнергосбыт» производит начисление платы за электроэнергию жителям многоквартирных домов, выбравших способ управления домом в виде управления управляющей организацией (ООО «ОУК», ООО «ЖилСервис Автоагрегат», ООО «Кинешма-Жилищник», ООО «ЖКХ «Контакт») напрямую в соответствии с решениями общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов. В отношении же многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций МУП ««Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна» начисление платы за коммунальные услуги жителям производится ресурсоснабжающей организацией ООО «Ивановоэнергосбыт» в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, в нарушение ч.ч.7, 7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ ресурсоснабжающей организацией ООО «Ивановоэнергосбыт» непосредственно собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме начисляется плата за коммунальную услугу электроснабжение в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций МУП ««Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна». Кроме того, в нарушение требований ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ ресурсоснабжающей организацией ООО «Ивановоэнергосбыт» начисляется и взимается непосредственно с собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме плата за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Оспариваемое представление подписано прокурором города ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГ направлено в ООО «Ивановоэнергосбыт» почтовым отправлением. Указанное представление было получено исполняющим обязанности руководителя ООО «Ивановоэнергосбыт» и рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ года, о чем был уведомлен прокурор города. Представление прокурора в добровольном порядке удовлетворено не было, однако при этом не обжаловалось в установленном законом порядке. При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за неисполнение требований прокурора было установлено, что в ООО «Ивановоэнергосбыт» произошла смена руководителя организации, в связи с чем сопроводительным письмом от 01.08.2014г. генеральному директору ООО «Ивановоэнергосбыт» было предложено вернуться к рассмотрению данного представления. Лишь только после этого ООО «Ивановоэнергосбыт» направило в суд заявление об оспаривании представления прокурора, таким образом, заявителем пропущен установленный срок на оспаривание представления. Считает, что п.26 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» допускает возможность уступки прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Указанная норма не регулирует отношения по начислению платы за электроэнергию, потребленную в текущем месяце, иное толкование указанной нормы противоречило бы ст.155 Жилищного кодекса РФ. Выявленные нарушения имеют место до настоящего времени. Полагает, что права заявителя внесением оспариваемого представления не нарушены, не создано препятствий к осуществлению им своих прав и свобод, на заявителя незаконно не возлагалась какая-либо обязанность. Представление прокурора города является законным и обоснованным, направлено на устранение нарушений требований федерального законодательства. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО «Ивановоэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией для собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах г.Кинешма (л.д.64-77, 78-82, 83).
ООО «Ивановоэнергосбыт» производит начисление платы за электроэнергию жителям многоквартирных домов, выбравших способ управления домом в виде управления управляющей организацией (ООО «ОУК», ООО «ЖилСервис Автоагрегат», ООО «Кинешма-Жилищник», ООО «ЖКХ «Контакт») напрямую в соответствии с решениями общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В отношении же многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций МУП ««Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна» начисление платы за коммунальные услуги жителям производится ресурсоснабжающей организацией ООО «Ивановоэнергосбыт» в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающей организацией ООО «Ивановоэнергосбыт» начисляется и взимается непосредственно с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах г.Кинешма, управление которыми осуществляется управляющей организацией, плата за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
ООО «Ивановоэнергосбыт» (ранее ООО «Энергосетевая компания») заключило с управляющими организациями МУП «Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы» и ООО «Жилищно-ремонтный участок «Томна» договоры энергоснабжения соответственно от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. №. Предметом договоров является в том числе поставка Поставщиком (ООО «Ивановоэнергосбыт») Исполнителю (управляющей организации) электрической энергии в целях оказания коммунальных услуг гражданам (бытовым потребителям), в том числе для использования на общедомовые нужды.
В соответствии с п.2.1 Договора Поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии Исполнителю в количестве, необходимом бытовым потребителям, в том числе для использования на общедомовые нужды.
В соответствии с п.2.5 Договора Поставщик обязуется выставлять счета за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно бытовым потребителям, кроме того, использованную для общедомовых нужд – собственникам и нанимателям соответствующих жилых помещений и получать плату по данным учета непосредственно от бытовых потребителей.
Разделом 5 Договора предусмотрен порядок расчетов за электрическую энергию. Так, счета-извещения бытовым потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением Исполнителя выставляет Поставщик. Объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем, проживающим в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, включает в себя объем электроэнергии, потребленный бытовым потребителем в жилом помещении и объем электрической энергии, поставленный на общедомовые нужды и распределенный между бытовыми потребителями в установленном законом порядке. В счетах-извещениях, выставляемых Поставщиком бытовым потребителям, указываются платежные реквизиты поставщика. Прием платежей от бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся под управлением Исполнителя, производит Поставщик. Учет сумм, полученных в счет оплаты потребленной электроэнергии бытовыми потребителями, ведет Поставщик. Ежемесячно до 12 числа месяца Поставщик направляет Исполнителю перечень бытовых потребителей, не оплативших потребленную электроэнергию и не предоставивших показания приборов учета. При неисполнении бытовыми потребителями обязательств по оплате потребленной электроэнергии, предусмотренных действующим законодательством, персонал ОСЭ Кинешемского отделения Поставщика направляет бытовым потребителям-неплательщикам уведомления об имеющейся задолженности с указание сроков ввода ограничения режима потребления электрической энергии. Задолженность за электрическую энергию потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся под управлением Исполнителя, подлежит взысканию Поставщиком в судебном порядке (л.д.8-37, 38-63).
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что собственниками помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет МУП «АДС» и ООО «ЖРУ «Томна» не принималось решений об осуществлении расчетов за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодека Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за электроснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. При этом в силу части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.155 ЖК РФ наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят в том числе плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст.155 ЖК РФ.
В соответствии с ч.6.1 ст.155 ЖК РФ в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится потребителями (собственниками, нанимателями и др.) управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст.155 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ч.6.2 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения ( в т.ч. электроснабжения), в том числе в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяющие основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирующие вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Федеральным законом от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ в статью 155 ЖК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми часть 7 ст.155 ЖК РФ установила, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям; при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания приведенных норм следует, что собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг. Способ исполнения обязательства устанавливается по соглашению сторон данного договора, который согласно подпункту "к" пункта 19 Правил должен включать условие о порядке, сроке и форме внесения платы за коммунальные услуги и может быть изменен только на основании решения общего собрания членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме как стороны этого договора. Указанное понимание приведенных норм права подтверждается также Решением Верховного Суда РФ от 5 мая 2014 г. N АКПИ14-197.
Пункт 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), устанавливает, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжаюшую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. Указанная норма закрепляет предусмотренный федеральным законом способ изменения обязательства по договору между потребителем и исполнителем, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива.
Во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2012 г. N 124 Правительство Российской Федерации утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пункт 25 Правил N 124 предусматривает при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса:
в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;
в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Согласно пункту 2 статьи 385 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Пункт 25 Правил N 124 предусматривает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
Пункт 27 Правил N 124 предусматривает, что в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются, в том числе:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом.
Таким образом, анализируя указанные положения Правил предоставления коммунальных услуг, Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями (Правила N 124), с учетом п.п.81, 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442, положений ст.153, 154, ч.1,2,14 ст.155 ЖК РФ, условия заключенных договоров энергоснабжения между ООО «Ивановоэнергосбыт» (ранее ООО «Энергосетевая компания») и МУП «АДС», ООО «ЖРУ «Томна» суд критически относится к доводам заявителя о том, что поскольку пунктом 26 Правил №124 предусмотрена возможность уступки права требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, - то указанная возможность распространяется на правоотношения, связанные с начислением платы за коммунальную услугу электроснабжение за текущий период потребителям указанной услуги в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, при отсутствии прямо предусмотренного Федеральным законом решения собственников об изменении порядка расчетов (способа изменения обязательства), предусмотренного ч.7.1 ст.155 ЖК РФ и при наличии заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (исполнителем) договора энергоснабжения.
В части же внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме частями 7 и 7.1 ст.155 ЖК РФ установлена императивная норма, в соответствии с которой внесение указанной платы осуществляется потребителями в адрес исполнителя вне зависимости от вышеуказанного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что представление прокурора является незаконным, поскольку фактически сложившийся порядок расчетов не нарушает прав непосредственных потребителей (так как размер платы для жителей не увеличивается). Представление прокурора внесено с целью устранения нарушений требований федерального законодательства, указанный заявителем критерий не является основанием для признания оспариваемого акта незаконным.
Суд критически относится к доводам заявителя о том, что внесением оспариваемого представления нарушаются права заявителя, поскольку по мнению заявителя, представлением прокурора организация фактически обязывается расторгнуть договоры с управляющими компаниями, следовательно этим будут нарушаться права граждан, поскольку в переходный период граждане не смогут надлежащим образом получать квитанции на оплату указанной коммунальной услуги, так как переход на иной порядок начисления и взимания платежей является длительным процессом. При этом суд учитывает, что представление прокурора не содержит конкретных требований о расторжении договорных отношений, заключение и содержание договоров между двумя хозяйствующими субъектами относится к хозяйственной деятельности указанных субъектов гражданский правоотношений, вопросы заключения и расторжения договоров регулируются сторонами договора в рамках, определенных законом. Таким образом, права заявителя в указанной части не нарушаются. Предполагаемые же представителем заявителя организационные задержки при начислении оплаты и направлении потребителям счетов для оплаты коммунальной услуги в переходный период, во-первых являются предположением заявителя, во-вторых, в случае их возникновения относятся к вопросам организации указанной деятельности управляющей компании, а не к вопросам необходимости применения установленных законом норм, не могут являться основанием к неприменению требований законодательства.
Таким образом, не нашел подтверждения довод заявителя о нарушении оспариваемым представлением его прав и свобод, о создании каких-либо препятствий к осуществлению его прав и свобод, поскольку приведение порядка расчетов в соответствие с требованиями законодательства, изменение порядка расчетов не влияют на права заявителя по получению соответствующей оплаты за поставляемый коммунальный ресурс.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Представление Кинешемского городского прокурора внесено в соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», является законным и обоснованным, внесено в соответствии с полномочиями подписавшего его должностного лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт соответствуют требованиям законодательства, права и свободы заявителя не нарушены, как не создано препятствий к осуществлению им своих прав и свобод, на заявителя незаконно не возлагалась какая-либо обязанность.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В соответствии с частью 1 ст.256 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд приходит к выводу о том, что предусмотренный законом срок для обжалования оспариваемого решения органа государственной власти заявителем пропущен, поскольку оспариваемое Представление направлено в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрено им ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из Журнала исходящей корреспонденции Кинешемской городской прокуратуры, уведомлением ООО «Ивановоэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ. № в адрес Кинешемского городского прокурора о дате рассмотрения представления, сообщением исполняющего обязанности генерального директора ООО «Ивановоэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Кинешемского городского прокурора о результатах рассмотрения представления, пояснениями представителя заинтересованного лица - старшего помощника Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А., не оспаривается представителем заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ. заместителем прокурора города в адрес ООО «Ивановоэнергосбыт» направлено письмо с предложением вернуться к рассмотрению представления в связи со сменой руководителя организации, к указанному письму приложена лишь заверенная копия Представления об устранении нарушений жилищного законодательства №№ от ДД.ММ.ГГГГ., ранее полученная и рассмотренная руководством организации.
Заявителем указанное письмо и копия оспариваемого представления получены ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается доводами заявления, штампом входящей корреспонденции на указанном письме. Заявитель ссылается на то, что срок оспаривания указанного решения не истек, поскольку исчисляет его с момента получения письма от ДД.ММ.ГГГГ. Суд не может согласиться с указанной позицией, поскольку заявитель не был лишен права обжаловать оспариваемое представление прокурора в установленном законом порядке своевременно при его получении и рассмотрении в ДД.ММ.ГГГГ. и в последующий период в пределах установленного срока для его оспаривания.
С просьбой о восстановлении указанного процессуального срока заявитель не обращался, причин пропуска срока не указал. При рассмотрении дела судом не установлено уважительных причин пропуска указанного срока. При этом суд учитывает, что смена руководителя юридического лица не может являться основанием как для восстановления срока, так и для исчисления нового срока на обжалование.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Судом рассмотрены иные доводы заявителя, изложенные в заявлении, в судебных заседаниях, суд считает их необоснованными по вышеуказанным обстоятельствам, изложенным в настоящем решении.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Ивановоэнергосбыт» о признании незаконным представления Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е. Л. Беликова
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2014г.