РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1571/2016
30 декабря 2016 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Шушпанниковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Центральное» об обязании допустить в эксплуатацию распределители тепла,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «Центральное», ЗАО «Байкалэнерго» об обязании провести обследование жилого помещения на предмет технической возможности установки индивидуального распределителя тепла с осуществлением доступа в эксплуатацию распределителей тепла, мотивируя исковые требования тем, является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный жилой дом был введен в эксплуатацию в ДАТА. Схема исполнения внутридомовых инженерных тепловых сетей была исполнена с вертикальной схемой трубной разводки. На момент строительства жилого дома застройщиком не была предусмотрена установка индивидуальных внутриквартирных распределителей тепла, позволяющая определять потребление данного ресурса отдельной квартирой. Принимая во внимание то, что дом является новым с низкой степенью энергопотребления, за счет применения при строительстве тепло сберегающих материалов как кирпич, теплоизолирующий утеплитель, пластиковые стеклопакеты и др., отопительные приборы (радиаторы) в его квартире включаются в работу намного позже официального начала отопительного сезона, а радиаторы отопления в зимний отопительный период работают не на полную мощность (прикрыты), тогда как общедомовые приборы вводятся в работу практически одновременно с началом отопительного сезона. В связи с чем, ему как жильцу данного дома приходится оплачивать фактически не потребленный ресурс - тепло (за отопление) своей квартиры. В целях экономии тепла, а так же для оплаты фактического коммунального ресурса - тепла, истцом с предварительной консультацией со специалистами, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (Ст. 13 п. 1, п.2 ФЗ 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении...», п.59 постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг...»), были приобретены и установлены распределители тепла согласно руководств и рекомендаций по их монтажу. Выбор распределителей осуществлен специалистами, исходя из характеристик квартиры, отапливаемого объема, конструктивного исполнения, количества и марки отопительных приборов, а также характеристик предоставляемого ресурса. Просит суд обязать ответчика провести обследования помещения <адрес> на предмет технической возможности установки индивидуального распределителя тепла марки «<>» с осуществлением допуска в эксплуатацию распределителей тепла марки «<>».
Истец ФИО1 в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, просил обязать ТСЖ «Центральное» допустить в эксплуатацию распределители тепла в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, от исковых требований к ответчику ЗАО «Байкалэнерго» отказался, просил производство по делу в данной части прекратить.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО «Байкалэнерго». Определением от ДАТА изменен процессуальный статус ЗАО «Байкалэнерго» с третьего лица на соответчика.
Истец ФИО1, его представитель ФИО2, представители ответчиков ТСЖ «Центральное», ЗАО «Байкалэнерго» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры № по адресу: <адрес>. Управление жилым домом осуществляет ТСЖ «Центральное», которое обеспечивает собственников коммунальными услугами, в том числе отоплением. Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, имеет вертикальную разводку внутридомовой инженерной системы отопления.
ФИО1 приобрел и установил в своей квартире распределители тепла марки <>, сертифицированные в соответствии с Госстандартом России об утверждении типа средств измерений №, зарегистрированные в Государственном реестре средств измерений под №.
Частью 7 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДАТА после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДАТА после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Согласно частей 1 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" управляющая организация не вправе отказать обратившемуся к нему потребителю о приемке в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 24.09.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Исходя из изложенного с ДАТА многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).
Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки, что указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Пунктом 3 данных Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В этом случае не исключается установка распределителей затрат на отопление, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 N АКПИ13-540 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627". При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению допускается использование показаний данного устройства в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года.
СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", которые в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р входят в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также предусматривают устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками на несколько квартир (п. 6.1.3).
Аналогичный подход изложен в разъяснениях о принципах работы индивидуального прибора учета тепловой энергии - распределителя затрат на отопление марки <>.
Сторонами не оспаривается, что жилой дом истца имеет вертикальную систему разводки системы отопления, что влечет отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепла, вместо этого допускается установка распределителей-индикаторов расхода теплоты на каждый отопительный прибор в квартире истца.
Исходя из этого, руководствуясь положениями статей 154, 157 Жилищного кодекса РФ, пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, cуд приходит к выводу, что на ответчике как лице, осуществляющем управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, лежит обязанность осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуга исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ссылки представителя ответчика, что указанные положения Правил обязывают управляющие компании принимать в эксплуатацию приборы учета, а не распределители, суд во внимание не принимает, поскольку указанные обстоятельства не должны умалять права потребителя, принявшего законные меры к учету фактически потребляемой им тепловой энергии.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки учета и об установлении для прибора учета межповерочного интервала, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Указанная информация в полном объеме имеется в материалах дела.
Доводы ответчика о возможности установки распределителей тепла в квартире истца только при наличии таких приборов у 75 % жильцов, несмотря на наличие технической возможности установки распределителей в квартире истца, их допуск в эксплуатацию нецелесообразен, суд считает несостоятельными, поскольку законодательство предполагает использование показаний распределителей при расчете платы за потребленную тепловую энергию. При этом расходы на общедомовые нужды по теплу рассчитываются и оплачиваются дополнительно.
Исходя из изложенного, исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья «Центральное» об обязании допустить в эксплуатацию распределители тепла подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья «Центральное» об обязании допустить в эксплуатацию распределители тепла удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья «Центральное» допустить в эксплуатацию в квартире, расположенной по адресу: <адрес> распределители тепла марки <>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.
Резолютивная часть решения объявлена 30.12.2016 года
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2017 года