Дело № 2-1571/21
УИД 21RS0025-01-2021-000722-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Е.Н. к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинету министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» о возложении обязанности присвоить звания «Ветеран труда Чувашской Республики»,
у с т а н о в и л:
Николаева Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республикия. Кабинету министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», включении неучтенные периоды учебы, проживания жен военнослужащих, получения пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в стаж для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики», и возложении обязанности присвоить звания «Ветеран труда Чувашской Республики».
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в уполномоченное на прием документов Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Чувашской Республики». Решением Минтруда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении данного звания по мотивам недостаточности стажа трудовой деятельности для присвоения звания. При расчете трудового стажа ответчиком необоснованно исключен из него период обучения, учитываемый в общем трудовом стаже, продолжительность которой, согласно справке УПФР в г. Чебоксары, в общей сложности составляет <данные изъяты>, проживания жён военнослужащих, учитываемого в общем трудовом страже, продолжительность которого составляет <данные изъяты>, получения пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости, учитываемого в общем трудовом стаже <данные изъяты>. Считает, что данный отказ нарушает её законные права и предусмотренные законодательством социальные гарантии, противоречит положениям Федерального закона «О ветеранах», Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании истица Николаева Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в иске истице отказать.
Представитель третьего лица КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Иванова О.Р. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представитель ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения истицы, представителя третьего лица КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Николаева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Николаева Е.Н. обратилась через отдел социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Чувашской Республики».
Согласно справке УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность страхового стажа, учтённого при установлении страховой пенсии, составляет <данные изъяты>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики Николаевой Е.Н. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», указав, что согласно представленным документам стаж её трудовой деятельности составляет 34 года 9 месяцев 23 дня, что менее стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики».
Из материалов дела, пояснений истицы, представителя третьего лица следует, что в подсчёт стажа для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» истице не был включен период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> периоды проживания <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Действующее законодательство Российской Федерации определяет трудовой стаж как продолжительность трудовой или другой общественно полезной деятельности работника. Стаж является основанием для возникновения права работника на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев - надбавок к заработной плате, и в каждом из этих случаев понятие стажа имеет определенные особенности, определяемые спецификой общественных отношений, регулируемых теми или иными нормами, и целями этих норм.
С точки зрения пенсионного законодательства Российской Федерации, трудовой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях). Аналогичное определение трудового стажа содержится также в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Вышеуказанные нормативные акты выделяют несколько видов стажа – страховой стаж для определения права на трудовую пенсию, стаж на соответствующих видах работ для определения права на досрочную трудовую пенсию и для определения расчетного размера трудовой пенсии, общий трудовой стаж.
Порядок исчисления каждого из видов стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа. По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы (п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 24 июля 2002 года). Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены, в частности: Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2002 № 498; Постановлением Совмина РСФСР от 04 июля 1991 года № 381; Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537.
Понятие «трудовой стаж» имеет несколько разновидностей: общий трудовой стаж, непрерывный и специальный, кроме того, в законодательстве РФ встречается и такой вид трудового стажа, как стаж по специальности. Таким образом, понятие трудового стажа является обобщенным и объединяет в себе ряд несколько различных понятий, каждое из которых имеет свою специфику в зависимости от целей конкретной сферы законодательства, которое регулирует ту или иную область общественных отношений.
Истица, обращаясь в суд с настоящим иском, руководствовалась определением трудового стажа, которое содержится в пенсионном законодательстве, то есть, служит исключительно соответствующим целям – решению вопросов о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации.
Так, из преамбулы Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», следует, что данный Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Вместе с тем, из содержания искового заявления следует, что требование истицы заключается в признании права на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики» с выдачей соответствующего удостоверения, что регулируется специальным законодательством.
Законом Чувашской Республики от 31 декабря 2015 года № 90 «О ветеранах труда Чувашской Республики» (далее Закон № 90) определены условия присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и установлены меры социальной поддержки граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда Чувашской Республики».
В ст. 3 Закона № 90 указано, что звание «Ветеран труда Чувашской Республики» присваивается гражданам Российской Федерации после назначения им пенсии либо по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на заявительной основе по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
В статье 3 Закона № 90 указано, что основаниями для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» являются: награждение государственными наградами Чувашской Республики. Под государственными наградами Чувашской Республики понимаются государственные награды Чувашской АССР, Чувашской Республики, учрежденные уполномоченными органами государственной власти Чувашской АССР, Чувашской Республики; наличие трудового стажа не менее 37 лет и 6 месяцев для женщин и 42 лет и 6 месяцев для мужчин, из которых не менее 18 лет и 9 месяцев для женщин и не менее 21 года и 9 месяцев для мужчин приобретены на территории Чувашской Республики, и постоянное проживание на территории Чувашской Республики. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (службы), исчисляемая в календарном порядке.
В случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой деятельности (службы) при исчислении трудового стажа учитывается один из таких периодов по выбору гражданина, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики».
Звание «Ветеран труда Чувашской Республики» не может быть присвоено гражданам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7 и 8 части первой статьи 33, пунктами 1 - 3 части первой статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации, пунктами 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В статье 4 названного Закона определено, что порядок присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и выдачи удостоверения «Ветеран труда Чувашской Республики» определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июня 2007 года № 127 «Об утверждении порядка присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» и выдачи удостоверения «Ветеран труда Чувашской Республики», звание «Ветеран труда Чувашской Республики» присваивается распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - решение) гражданам Российской Федерации после назначения им пенсии либо по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин; гражданам, награжденным государственными наградами Чувашской Республики; гражданам, постоянно проживающим на территории Чувашской Республики и имеющим трудовой стаж не менее 37 лет и 6 месяцев для женщин и 42 лет и 6 месяцев для мужчин, из которых не менее 18 лет и 9 месяцев для женщин и не менее 21 года и 9 месяцев для мужчин приобретены на территории Чувашской Республики.
Звание «Ветеран труда Чувашской Республики» не может быть присвоено гражданам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7 и 8 части первой статьи 33, пунктами 1 - 3 части первой статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации, пунктами 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основанием для присвоения звания применительно к спорному правоотношению «Ветеран труда Чувашской Республики» являются документы, подтверждающие: факт постоянного проживания на территории Чувашской Республики; трудовой стаж (трудовая книжка, трудовая книжка колхозника, военный билет, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, справки архивных учреждений, трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, представляются лично заявителем; справки органов, назначивших пенсию, при наличии периодов трудовой деятельности, установленных по свидетельским показаниям для установления страховой пенсии, о периодах уплаты страховых взносов, о периодах работы в колхозе запрашиваются Отделом в день поступления заявления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах, назначивших пенсию, если заявитель не представил их по собственной инициативе).
При этом в Постановлении указано, что под трудовым стажем подразумевается суммарная продолжительность трудовой деятельности (службы), исчисляемая в календарном порядке. Под трудовым стажем, приобретенным на территории Чувашской Республики, понимаются периоды трудовой деятельности (службы) в организациях и (или) в их филиалах (представительствах), расположенных и (или) зарегистрированных на территории Чувашской Республики.
Под трудовой деятельностью для целей указанного нормативного акта по смыслу норм закона следует понимать выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Таким образом, трудовое законодательство в целом разграничивает понятия трудовой деятельности и трудового стажа, однако для целей присвоения звания «Ветеран труда ЧР» эти понятия равнозначны, и для решения данного вопроса необходим период фактической трудовой деятельности. Данная норма определена в Постановлении Кабинета Министров ЧР ясно и однозначно, не предполагая расширительного толкования.
Таким образом, ввиду того, что трудовой стаж истицы, исчисленный в соответствии с нормами вышеуказанного Постановления, на момент обращения её к ответчику не достиг 37 лет 6 месяцев, она не имела права на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики». При этом для указанных целей не имеет значения период обучения истицы в вузе, так как это обстоятельство, в данном случае, как указано выше, не влияет на исчисление стажа для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики».
Следовательно, правовых оснований для включения периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, периоды проживания жён военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды получения пособия по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитываемые в общем трудовом страже, в трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» у ответчика не имелось, и требования истицы о возложении обязанности на ответчика включить данные периоды в трудовой стаж для реализации права на присвоение соответствующего звания не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что на момент обращения в установленном порядке в отдел социальной защиты населения по месту жительства у Николаевой Е.Н. не имелось трудового стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики», не имеется оснований для признания за ним соответствующего права, а требования его не подлежат удовлетворению.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку дополнительная мера государственной поддержки в виде присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» установлена Законом Чувашской Республики в качестве дополнительной меры материального стимулирования ветеранов, то Чувашская Республика вправе самостоятельно определять круг лиц, имеющих право на её получение.
Данные закон и Постановление о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики» являются действующими, их положения незаконными в установленном порядке не признаны.
Учитывая, что эта мера государственной поддержки ветеранов является дополнительной, выделяемой субъектом Российской Федерации, именно субъект Российской Федерации и определяет порядок и условия её предоставления самостоятельно. И, соответственно, эти порядок и условия могут быть отличны от установленных Федеральным законом «О ветеранах». Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права истца и нормы законодательства.
Таким образом, отказ ответчика в удовлетворении заявления истца о присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» является законным, истица не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда Чувашской Республики», и суд отказывает в удовлетворении его исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Николаевой Е.Н. к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики», включении неучтенные периоды учебы, проживания жен военнослужащих, получения пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в стаж для присвоения звания «Ветеран труда Чувашской Республики», и возложении обязанности присвоить звания «Ветеран труда Чувашской Республики» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.