Дело № 2-1572/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2013 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Фарраховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома,
у с т а н о в и л :
ФИО1 (далее – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома.
Требования мотивированы тем, что заявитель обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Заявитель получил отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительным регламентам; схема планировочной организации земельного участка выполнена не в масштабе; строительство жилого дома превысит коэффициент плотности и максимальный коэффициент застройки. Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Заявитель ФИО1 будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении. Считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права собственника земельного участка, препятствуют ему осуществить строительство. Каких –либо ограничений в установленном законом порядке по указанному земельному участку не зарегистрировано. В настоящее время, находящийся на земельном участке дом сгорел, имеется необходимость в строительстве нового дома взамен разрушенного.
Представители ФИО1 - ФИО3, ФИО4, действующие на основании нотариально удостоверенных доверенностей требования заявителя поддержали, от пояснений воздержались.
Представитель ГУАиГ ФИО5, действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменные возражения на заявление, согласно которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ). Заявитель, получив градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> № <номер>, знал о правовом режиме своего земельного участка, указанный участок расположен в территориальной зоне Ж2, в которой строительство индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования земельного участка. ФИО1 было рекомендовано обратиться в Администрацию г. Ижевска с просьбой о проведении публичных слушаний. Отказ в выдаче разрешения на строительство считает законным и обоснованным. При этом пояснила, что недостатки, ранее имевшиеся в схеме планировочной организации земельного участка заявителем устранены, в связи с чем отказ по данным основаниям не поддерживает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании договора купли-продажи <номер> от <дата> ФИО1 приобрел у ФИО4 земельный участок с кадастровым номером <номер> и размещенный на нем жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <номер> ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>. Разрешенное использование/назначение земельного участка с кадастровым номером <номер> - под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <номер> ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно справке дознавателя ОД ОНД г. Ижевска УНД ГУ МСЧ России по УР ФИО6 <дата> в ходе выезда на участок по адресу: <адрес> произошел пожар в частном доме, огнем значительно повреждены и уничтожены конструкции дома.
<дата> ФИО1 обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
<дата> Приказом Администрации г. Ижевска № <номер> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес> в <адрес>.
<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж2 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от <дата> № <номер>, в которой строительство малоэтажных домов попадает в условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем заявитель может обратиться в Администрацию г. Ижевска с просьбой о проведении публичных слушаний и получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Кроме того, схема планировочной организации земельного участка не обозначает точного места размещения объекта строительства, следовательно, схема не соответствует градостроительному плану земельного участка. Кроме того, коэффициенты плотности застройки и максимальный коэффициент застройки превышают нормативные.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке <номер> от <дата> г., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер> в графе 9: «разрешенное использование» указано: « Под строительство индивидуального жилого дома».
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Исковое заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от <дата> <номер> (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.2.11 должностной инструкции заместитель начальника ГУАиГ руководит работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ, ФИО1, являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., который согласно свидетельства о праве собственности находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
<дата> ФИО1 обратился с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем им земельном участке. Схема размещения индивидуального жилого дома ФИО1 была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома.
Вместе с тем заявитель получил отказ, который был мотивирован тем, что земельный участок расположен в зоне Ж2 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности. При этом градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от <дата> № <номер>,, в которой новое строительство попадает в условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем заявителю рекомендовано обратиться в Администрацию г. Ижевска с просьбой о проведении публичных слушаний и получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Кроме того, схема планировочной организации земельного участка не обозначает точного места размещения объекта строительства, следовательно, схема не соответствует градостроительному плану земельного участка, а коэффициенты плотности застройки и максимальный коэффициент застройки превышают нормативные.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки, в том числе и малоэтажной.
Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования заявителем земельного участка не усматривается.
В ходе рассмотрения дела представитель ГУАиГ указал, что фактически заявителем были устранены недостатки, ранее имевшиеся в схеме планировочной организации земельного участка, в связи с чем отказ по указанным основаниям не поддерживается.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка заявителя, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, в кадастровой выписке о земельном участке.
Доводы представителя ГУАиГ об отказе в удовлетворении заявления в связи с необходимости проведения перед выдачей разрешения на строительство первоначально административной процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка судом приняты быть не могут.
Согласно ст. 39 ГрК РФ физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На основании Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Ижевск" принятого решением Городской думы города Ижевска от <дата> N <номер> ( п. 8.13) на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссия по землепользованию и застройке города осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Главе Администрации.
Регламентация деятельности комиссии как совещательного органа в вопросах, отнесенных Градостроительным кодексом РФ к ее компетенции, не предполагает осуществления ею властных, исполнительно-распорядительных полномочий по выдаче специальных разрешений, так как на комиссию возложена, в том числе обязанность подготовки решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, то есть выводы комиссии носят рекомендательный характер.
Публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении, а потому не порождают для заявителя каких-либо прав или обязанностей.
На основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке города Глава Администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения ( п. 8.14 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Ижевск").
Согласно градостроительного плана земельного участка № <номер> от <дата> часть 1 земельного участка по адресу: <адрес>, расположена в зоне Ж2 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, часть 2 – расположена за красной линией, действие градостроительного регламента не распространяется, на земельном участке расположен объект капитального строительства: жилой дом с пристроем.
В ходе судебного заседания судом установлено, что жилой дом, расположенный на указанном земельному участке <дата> значительно поврежден ( уничтожены конструкции дома) огнем.
Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения Главой Администрации не может отменить право собственника и возможность использовать земельный участок в соответствии с настоящим использованием: под строительство индивидуального жилого дома.
Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в указанной ситуации нарушает права заявителя, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
Кроме того, свой отказ ГУАиГ мотивировал также тем, что в представленной схеме планировочной организации земельного участка при размещении объекта не учтено то, что максимальный коэффициент застройки земельного участка для индивидуальных жилых домов не должен превышать <данные изъяты> %, а коэффициент плотности застройки не должен превышать значения 0,4.
Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской Думы г.Ижевска от <дата> <номер> установлено, что для зоны Ж2 - максимальный коэффициент застройки не урегулирован, коэффициент плотности застройки по зоне Ж2 не установлен.
Каких-либо доказательств в подтверждение того обстоятельства, что в рассматриваемом случае максимальный коэффициент застройки установлен в размере 20 % от площади земельного участка, а коэффициент плотности застройки ( отношение площадей всех этажей зданий и сооружений к площади участка) превышает значения 0.4, что является нарушением установленных градостроительных норм, заинтересованным лицом в суд не представлено.
В силу статьи 256 ГПК РФ - гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В суд с заявлением ФИО1 обратился <дата> При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен заявителю <дата>
Исходя из изложенного судом установлено, что заявитель обратился в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ,
суд
Р е ш и л :
Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить нарушение прав ФИО1 путем выдачи разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей <дата>.
Судья- Ю.В. Фролова