ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1572/14МА от 14.05.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1572/19 14 мая 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вильгельмсона ФИО9 к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Вильгельмсон ФИО10 обратился в Ленинский районный суд с иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании права об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что как реабилитированное лицо, пострадавшее от политических репрессий, стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом льгот реабилитированных лиц, имеет право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь - предоставление за госсчет жилого помещения, если доказано потеря такого по вине прежних властей. Прежней властью были применены репрессивные действия в отношении его матери и бабушки в связи с принадлежностью в немецкой национальности, из квартиры <адрес> их выселили и сослали в ..... Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга бездействует, в связи с чем истец просил обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга отнести его семью к очередникам планового периода 2019 год и предоставить в 2019 году его семье жилые помещения.

Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2019 года в связи с заменой ответчика Администрации Адмиралтейского района на Жилищный комитет Санкт-Петербурга гражданское дело по данному иску было передано на рассмотрение в суд по месту нахождения Жилищного комитета - Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга по доверенности Рении О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, что Жилищный комитет не уполномочен предоставлять жилое помещение, вопрос о реализации жилищных прав был неоднократным предметом судебного разбирательства, годовой жилищный план формируется по категориям лиц, не включает в себя фамилии и конкретных очередников, вопрос предоставления истцу жилого помещения входит в компетенцию Администрации Адмиралтейского района, где истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав представителя ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, что на основании решения Военного Совета Ленинградского фронта в 1942 году Вильгельмсон Ю.Х. была подвергнута в административном порядке направлению на спецпоселение из Ленинградской области в ....; освобождена в феврале 1956 года, в состав семьи входили дочь Вильгельмсон К.А. и внук Вильгельмсон А.И., что подтверждается архивной справкой № В-315 от 02.08.1996 года, выданной Информационным центром УВД Алтайского края МВД РФ (л.д. 8). 07.10.1996 года Вильгельмсону А.И. выдана справка о реабилитации на основании п. «В» ст. 3, 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий».

В соответствии со ст. 12 Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. При этом, согласно ст. 13 указанного Закона РФ признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.

Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества (статьи 12 - 15, 16.1).

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 282-О по запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и от 5 июля 2005 года N 246-О по жалобе гражданина И.В.Кузнецова на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год") и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.

Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя в Санкт-Петербурге принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставлениях гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений" согласно п. 1.2 которого гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии предоставляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

На основании п. 2.1 данного Постановления Правительства Санкт-Петербурга, безвозмездные субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения, в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. Вне очереди безвозмездные субсидии предоставляются, в том числе, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии со ст. 16 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» от 05.05.2006 № 221-32 предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма и оказание содействия Санкт-Петербурга гражданам в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с годовым жилищным планом.

Как следует из справки о постановке на учет по предоставлению жилой площади от 16.08.1999 года, сторонами не оспаривалось, Вильгельмсон К.А. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из 4 человек (она, сын – истец по делу, жена сына, внучка) с 16.08.1999 года с учетом имеющейся льготы (реабилитированные лица, пострадавшие от политической репрессии).

В соответствии с Положением о порядке формирования годовых жилищных планов, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 года №1277, в годовом жилищном плане указываются лишь категории граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в соответствующем году (граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в порядке очередности, и граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в соответствии с федеральным законодательством, дата принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из которой принимается решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам соответствующей категории; соотношение количества жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях; наименование категорий граждан для оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в соответствующем году; дата принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, исходя из которой принимается решение об оказании содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий гражданам данной категории. В годовой жилищный план не включаются семьи с указанием фамилий.

Жилищный план на 2019 год был сформирован и утвержден распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 21.01.2019 N 43-р "О жилищном плане на 2019 год». В данный Жилищный план не включена отдельно категория граждан «реабилитированные лица, пострадавшие от политической репрессии», предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, вставших на учет до 01.03.1980 года, истец был принят на учет 16.08.1999 года.

Согласно Положению о Жилищном комитете, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года №175, в полномочия Жилищного комитета не входит обеспечение граждан льготной категории жилыми помещениями по договорам социального найма. Реальное предоставление жилых помещений осуществляется исходя из предоставленных полномочий районными администрациями, т.е. в отношении истца такое предоставление должна будет произвести Администрация Адмиралтейского района, где истец состоит на учете, в соответствии с Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года №1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга». Таким образом, требования истца о предоставлении жилого помещения в 2019 году не подлежат удовлетворению.

Суд учитывает, что ответчиком право истца на жилое помещение не оспаривается, в настоящее время его право с учетом льготы может быть реализовано им путем получения безвозмездной субсидии для приобретения жилья, что неоднократно разъяснялось истцу, либо без учета данной льготы путем предоставления жилого помещения районной администрацией с учетом очередности из состава переданных им для предоставления жилых помещений, либо освободившихся в пределах Адмиралтейского района жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Вильгельмсону ФИО11 в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

....