ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1572/2021 от 15.06.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Гражданское дело № 2-1572/2021

УИД 47RS0005-01-2021-000135-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Выборг 15 июня 2021 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Наторхине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» об определении размера расходов на оплату твердых коммунальных отходов, обязании произвести перерасчет и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с исковым заявлением об определении размера расходов на оплату твердых коммунальных отходов, обязании произвести перерасчет и взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит доля земельного участка по адресу: <адрес>, на основании Договора дарения от 29 января 2007 года, кадастровый номер .

АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» направляет квитанции на оплату коммунальных услуг, обосновывая начисления следующим: «при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения и количества приборов учета», что неправомерно.

За период с ноября 2019 года по май 2020 года размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО составлял 331 руб. 29 коп.. С мая 2020 года в соответствии с установленным тарифом плата за услугу с обращением с ТКО в индивидуальных жилых домах составляет 98,58 руб..

Согласно квитанции, об оплате АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» за период с ноября 2019 года по сентябрь 2020 года мне начислена задолженность в размере 3 258 руб. 96 коп. и произведено начисление в размере 295 руб. 73 коп. в месяц, названная сумма исходя из установленных тарифов за указанный период не соответствует действительности.

В марте 2020 года истец обращался в АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» с просьбой произвести перерасчет на что получил отказ.

Истец просит суд определить размер расходов на оплату ТКО исходя из расчета 98,58 руб.; обязать ответчика произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>; взыскать с АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» судебные расходы в размере 3 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб. и расходы на составление доверенности в размере 1 600 руб..

Истец, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО5 требования поддержала.

Ответчик в лице представителя ФИО6 требования не признал, указав, что с 2019 года услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее - Региональный оператор) в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Соглашением об организациидеятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24 апреля 2018 года, с 01 ноября 2019 года преступил к фактическому предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Кировского районаЛенинградской области.

В феврале 2020 года органами местного самоуправления было организовано место (площадка) накопления отходов на территории д. Феликсово, Кировского района и региональный оператор приступил к фактическому оказанию услуги по обращению с ТКО.

В связи с начислением платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> (лицевой счет ) с 01 ноября 2019 года, региональный оператор произвел перерасчет размера платы за услугу по обращению с ТКО с учетом начала оказания услуги потребителю с 01 февраля 2020 года. Перерасчет размера платы за обращение с ТКО отражен в квитанции потребителя ФИО4 за март 2021 года.

При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО региональный оператор руководствуется установленными органами исполнительной власти субъекта РФ тарифами и нормативами, а также нормативными документами, определяющими порядок расчета платы.

Норматив накопления ТКО на период с января по апрель 2020 года был установлен Приказом от 30 ноября 2018 года № 12 Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами на территории Ленинградской области и составлял для индивидуального жилого строения - 806,89 кг/год на 1 домовладение.

Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с 01 января 2020 года – 30 апреля 2020 года установлен Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 608-п от 20 декабря 2019 года (в редакции приказа ЛенРТК от 20 декабря 2019 года № 608-п) и составляет 4 926,89 руб./тонна (НДС не облагается).

Приказом № 2 от 29 апреля 2020 года Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами для индивидуальных жилых домов установлен норматив накопления на 1 человека, который составляет 1,533 куб.м/год (с учетом крупногабаритных отходов). Также приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 32-п от 29 апреля 2020 года изменен (уменьшен) тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, и с мая 2020 года тариф составляет 771,64 руб./куб.м.

Вследствие принятых изменений с мая 2020 года плата за услугу по обращению с ТКО в индивидуальных жилых домах составляет 98,58 руб. с одного человека.

Согласно пункту 148 (36) Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, размер платы за обращение с ТКО по вышеуказанному адресу составляет: с 01 января 2020 года по 30 апреля 2020 года - 331,29 рублей (1 домовладение); с 01 мая 2020 года норматив накопления отходов установлен на проживающих, размер платы за обращение с ТКО составляет - 98,58 рублей - 1 потребитель.

По сведениям Росреестра собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются 4 собственника: ФИО1.. ФИО4 ФИО2. и ФИО3

В связи с технической ошибкой начисление платы за услугу по обращению с ТКО с мая 2020 года по вышеуказанному адресу осуществлялось по количеству 3 собственников в размере 295,73 рублей (98,58 рублей - 1 потребитель). Региональный оператор произвел перерасчет размера платы за услугу по обращению с ТКО с учетом сведений о собственниках, указанных в Росреестре. Перерасчет размера платы за обращение с ТКО будет отражен в квитанции потребителя ФИО4 за март 2021 года.

По результатам рассмотрения обращения ФИО4 по вопросу перерасчета размера платы за обращение с ТКО соразмерно доли в праве общей долевой собственности заявителю разъяснен порядок производства перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Третьи лица, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, истец является собственником 3/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на долю жилого дома зарегистрировано Управлением Росреестра по Ленинградской области 29 января 2007 года, 12 февраля 2004 года.

Собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является ФИО2

Собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является ФИО3

Собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является ФИО1

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148 (21) Правил.

В соответствии с п. 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия

В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148 (25) Правил).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В то же время закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), под «исполнителем» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п. 17 Правил исполнителями коммунальных услуг являются: обращение с твердыми коммунальными отходами – АО «УК по обращению с отходами с Ленинградской области».

Тем самым, между потребителями и указанными исполнителями жилищно-коммунальных услуг имеются договорные отношения по предоставлению данных услуг.

Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

Таким образом, каждый из собственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного договора на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выдачу ему соответствующего платежного документа.

Данная позиция также подтверждается и выводами Верховного суда РФ, изложенными в абз. 2 п. 30 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»: «Суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям частей 4, 5 статьи 155, статьи 156 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Таким образом, обязанность заключить соглашение, определяющее участие в расходах по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, производить расчеты и выдавать отдельные платежные документы может быть возложена только на соответствующих исполнителей жилищно-коммунальных услуг, с которыми у потребителя имеются договорные отношения и которым вносится указанная плата, то есть на управляющую организацию, ресурсоснабжающую организацию.

Истец просит суд произвести расчет коммунальной услуги, исходя из его доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, при этом требования о заключении с ним соглашения не предъявляется.

АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24 апреля 2018 года, преступил к фактическому предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Кировского района Ленинградской области с 01 ноября 2019 года.

В феврале 2020 года органами местного самоуправления было организовано место (площадка) накопления отходов на территории д. Феликсово, Кировского района, и региональный оператор приступил к фактическому оказанию услуги по обращению с ТКО.

В связи с начислением платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> (лицевой счет № ) с 01 ноября 2019 года, региональный оператор произвел перерасчет размера платы за услугу по обращению с ТКО с учетом начала оказания услуги потребителю с 01 февраля 2020 года. Перерасчет размера платы за обращение с ТКО отражен в квитанции потребителя ФИО4 за март 2021 года.

Норматив накопления ТКО на период с января по апрель 2020 года был установлен Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами на территории Ленинградской области от 30 ноября 2018 года № 12 и составлял для индивидуального жилого строения - 806,89 кг/год на 1 домовладение.

Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с 01 января 2020 года установлен Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 608-п от 20 декабря 2019 года (в редакции приказа ЛенРТК от 20 декабря 2019 года № 608-п) 30 апреля 2020 года и составляет 4 926,89 руб./тонна (НДС не облагается).

Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами № 2 от 29 апреля 2020 года для индивидуальных жилых домов установлен норматив накопления на 1 человека, который составляет 1,533 куб.м/год (с учетом крупногабаритных отходов). Также приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 32-п от 29 апреля 2020 года изменен (уменьшен) тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, и с мая 2020 года тариф составляет 771,64 руб./куб.м.

Вследствие принятых изменений с мая 2020 года плата за услугу по обращению с ТКО в индивидуальных жилых домах составляет 98,58 руб. с одного человека.

Согласно пункту 148 (36) Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В связи с технической ошибкой начисление платы за услугу по обращению с ТКО с мая 2020 года по вышеуказанному адресу осуществлялось по количеству 3 собственников в размере 295,73 рублей (98,58 рублей - 1 потребитель). Региональный оператор произвел перерасчет размера платы за услугу по обращению с ТКО с учетом сведений о собственниках, указанных в Росреестре. Перерасчет размера платы за обращение с ТКО будет отражен в квитанции потребителя ФИО4 за март 2021 года.

Соглашение об оплате коммунальных услуг между собственниками жилого дома не заключалось, доказательства заключения соглашения не предоставлены.

Суд считает, что расчет стоимости оказанной услуги произведен в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» об определении размера расходов на оплату твердых коммунальных отходов, обязании произвести перерасчет и взыскании судебных расходов отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года.

Председательствующий подпись