ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1573/20 от 11.02.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-62/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 годагород Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края

под председательством судьи Клячиной О.Н.

при секретаре Михайловой К.В.

с участием

представителя истца ФИО4

представителя ответчика ФИО5

третьего лица ФИО6,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ФИО7к администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о восстановлении семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»

у с т а н о в и л:

ФИО7обратился с иском к администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения жилищной комиссии, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения семьи истца из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о восстановлении семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.

В исковом заявлении указано, что на основании заявления ФИО7от ДД.ММ.ГГГГ семья Ш-вых в составе: истца, его супруги ФИО1, сына ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, являлась потенциальной участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» и претендовала на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья.

ДД.ММ.ГГГГ истец с целью сохранения права на вышеуказанную выплату по достижении возраста 36 лет обратился в орган местного самоуправления с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 уведомлен об исключении его семьи из числа потенциальных участников вышеуказанной подпрограммы на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением истцом возраста 36 лет.

ФИО7 полагает о незаконности решения ответчика, поскольку семья Ш-вых, являясь потенциальной участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ, не реализовала право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 30 % - 35 % его расчетной (средней) стоимости. Обращение истца в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья не лишает семью права на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края». Оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ которым утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО7 ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании на иске настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации Чайковского городского округа ФИО5 в судебном заседании заявила о несогласии с иском, полагая об отсутствии со стороны ответчика действий, нарушающих права семьи Ш-вых, утратившей право на участие в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с достижением истцом возраста 36 лет и обращением с заявлением о согласии на получение выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья ДД.ММ.ГГГГ (то есть после ДД.ММ.ГГГГ).

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании поддержала требования, предъявленные супругом ФИО7

Представитель Министерства социального развития Пермского края представил заявление в письменной форме о разрешении спора в отсутствие третьего лица, поддержав позицию ответчика о несогласии с исковыми требованиями.

Выслушав доводы представителей сторон, объяснения третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Постановлениями Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены соответственно государственная программа "Социальная поддержка жителей Пермского края", в состав которой входит подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" и Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями которого право на получение социальной выплаты, в том числе за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации подпрограммы сохраняют ее потенциальные участники, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия подпрограмме на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы" (пункт 1.4.4).

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае (пункт 1.1.).

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно); наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 1.3.1).

Реализация мероприятий Программы осуществляется по двум направлениям (механизмам реализации): софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов; предоставление участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (пункт 1.3.2).

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением администрации Чайковского городского поселения ( от ДД.ММ.ГГГГ) семья Ш-вых в составе: ФИО2, ее супруга ФИО7и сына ФИО3 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО7от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана потенциальной участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья на основании пункта 4.2.9 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО7исключена из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» по причине достижения истцом возраста 36 лет.

Выражая несогласие с иском, ответчик полагает о соответствии оспариваемого истцом решения положениям пункта 1.5 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего, что право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации подпрограммы сохраняют потенциальные участники подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме, до ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонами не оспаривается, что семья Ш-вых на момент признания потенциальной участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям, включаемым в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

На основании пункта 4.14.10 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, если в период ожидания очереди на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возраст обоих или одного из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье превысил 35 лет (включительно), то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, за исключением молодых семей, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, при наличии документа о согласии на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка (предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья).

Разрешая спор, инициированный ФИО7, и удовлетворяя иск, суд исходит из того, что ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения об исключении семьи Ш-вых из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», ответчик располагал заявлением ФИО7 о согласии на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.

Таким образом, семья Ш-вых сохраняет право на предоставление данной меры социальной поддержки.

Довод ответчика об утрате семьей истца статуса потенциальной участницы подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с оформлением ФИО7 соответствующего заявления лишь ДД.ММ.ГГГГ, основанием к отказу в удовлетворении иска не является.

Объяснения представителя администрации Чайковского городского округа не опровергают позицию ФИО7 о сохранении права на получение социальной выплаты его семьей, включенной в список молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме с ДД.ММ.ГГГГ (то есть до ДД.ММ.ГГГГ), на основании пункта 1.5 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

Субъект Российской Федерации, предусматривая право молодой семьи на получение меры социальной поддержки, связанной с социальной выплатой на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, принимает на себя публично-правовое обязательство, что исключает произвольный отказ от него.

Поскольку оспариваемое решение нарушает права истца и влечет для него неблагоприятные последствия, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ФИО7 о признании незаконным решения об исключении семьи из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о восстановлении семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Поскольку основанием для выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты является восстановление семьи Ш-вых в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», основания для понуждения ответчика к выдаче соответствующего документа отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

Удовлетворить иск ФИО7к администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из числа потенциальных участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о возложении обязанности по восстановлению семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в части

исключения семьи ФИО7из числа потенциальных участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Обязать администрацию Чайковского городского округа восстановить семью ФИО7в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья: подпись

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________________

Секретарь судебного заседания Михайлова К.В.

"__" _____________ 20__ г

решение вступило

в законную силу «___»____________

подлинный документ подшит в деле № 2-62/2021

дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края УИД 59RS0040-01-2020-003352-92