ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1573/20 от 14.01.2021 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-219/2021

Решение

именем Российской Федерации

город Тихорецк 14 января 2021 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Семенова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Брошко Н.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия,

установил:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия.

Иск мотивирован тем, что 08.12.2020 Тихорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризму», проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 осуществляющей деятельность по продаже недвижимости.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2020 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115) на организацию распространяются требования и обязанности, установленные указанным законом по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 203), разработаны требования к подготовке кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» представителями указанной услуги являются в том числе организации и индивидуальные предприниматели оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли- продажи недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1.1 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемом организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившим силу некоторых актов правительства РФ», (далее - Правила № 667) Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ не позднее месяца с даты вступления нормативных правовых актов в силу.

Так, в ходе проведённой проверки ИП ФИО2 установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 поставлена на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ: ОГРНИП Основным видом деятельности ФИО2, является «Деятельность агентства по операциям с недвижимым имуществом».

Однако, ФИО2, в нарушение Федерального закона от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», в течении 30-ти дней с момента постановки на учет в налоговом органе документы в Росфинмониторинг не направляла, на учете в указанном органе не состоит. Обучение, в нарушение требований Положения № 203, не прошла. В нарушение Правил № 667, правила внутреннего контроля не разработала, личный кабинет на Интернет-портале Росфинмониторинг отсутствует, сведения о «сомнительных операциях» в нарушение Закона №115, в Росфинмониторинг не направляла.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Тихорецкий межрайонный прокурор просит возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность по постановке на учет Росфинмониторинг, прохождению обучения по осуществлению операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по разработке правил внутреннего контроля по осуществлению операций с денежными средствами или иным имуществом.

В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала в полном объеме.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебном заседании заявила о признании иска, о чем предоставила суду письменное заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Межрегионального управления федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Суд, выслушав стороны, приходит к следующему выводу.

На основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Законом предусмотрено распорядительное право признание иска, которое в данном случае не противоречит закону и не нарушает права
и законные интересы других лиц, последствия признания иска разъяснены ответчику, суд находит необходимым принять признание иска ответчиком
и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Тихорецкий межрайонный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования Тихорецкий район в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Принять признание иска ответчиком индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к соблюдению норм Федерального законодательства о легализации преступных доходов.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность по постановке на учет Росфинмониторинг, прохождению обучения по осуществлению операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по разработке правил внутреннего контроля по осуществлению операций с денежными средствами или иным имуществом.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, в доход муниципального образования Тихорецкий район государственную пошлину 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Тихорецкого городского суда

Краснодарского края Семенов Е.А.