ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1573/2013 от 18.11.2013 Ефремовского районного суда (Тульская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 ноября 2013 года г. Ефремов Тульской области

 Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

 председательствующего Алексеевой Л.Н.,

 при секретаре Колесниковой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района о возложении обязанности разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

 у с т а н о в и л:

 Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района о возложении обязанности разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно п. 8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред. от 12.12.2011г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 261-ФЗ) под «энергосбережением» подразумевается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона №261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

 В силу положений ст. 8 Федерального закона №261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

 Согласно ст.14 Федерального закона №261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.

 Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010г. №61.

 Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразилось в следующем.

 Во-первых, программы энергосбережения обеспечивают эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, способствуют системному и комплексному характеру проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Их реализация способствует снижению расходов бюджетных средств на оплату электроэнергии и теплоэнергии. Наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит достигнуть целей Закона об энергоснабжении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объем используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

 Во-вторых, как следствие, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Кроме того, социальная значимость программы энергосбережения и энергетической эффективности заключается в ее информационном значении.

 В-третьих, наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий.

 Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения.

 Как следует из п.4 ч.8 ст.23 указанного Федерального закона - одним из обязательных критериев принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются учет программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Согласно федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010г. №1092 (ред. от 02.05.2013г.), одним из критериев отбора региональных программ, на поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, является реализация мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 Также указал, что указанные нарушения были подтверждены результатами проведенной общенадзорной проверки по исполнению органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1, 4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию муниципального образования Лобановское Ефремовского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения действующего законодательства, а именно: разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

 В судебном заседании истец – Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в лице помощника прокурора Федорчука Д.И., поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обязать администрацию муниципального образования Лобановское Ефремовского района разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В ходе беседы представитель ответчика администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района по доверенности Панфилов В.М. исковые требования признал.

 Выслушав мнение истца, учитывая позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ (ред. от 12.12.2011г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №261-ФЗ) под «энергосбережением» подразумевается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

 В соответствии со ст.4 Федерального закона №261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

 В силу положений ст.8 Федерального закона №261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

 Согласно ст.14 Федерального закона №261-ФЗ муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.

 Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

 Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать: повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде; повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры; повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии; увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии транспортных средств, транспортных средств, оборудованных электродвигателями, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее - газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения; сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах; увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется органом местного самоуправления.

 Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:

 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;

 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;

 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;

 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

 8) энергосбережение в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения;

 9) иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам.

 Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010г. №61.

 В соответствии с ч.3 ст.48 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Требования к таким программам установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Ефремовским межрайонным прокурором было вынесено представление, которое администрацией муниципального образования Лобановское Ефремовского района было рассмотрено и из представленного ответа следует, что требования представления подлежат удовлетворению, к разработке программы приступили.

 Однако, по результатам проведенной Ефремовской межрайонной прокуратурой проверки, было установлено, что администрация муниципального образования Лобановское Ефремовского района не исполняет возложенную на нее действующим законодательством обязанность по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Бездействие администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, то есть неопределенного круга лиц, а также интересы самого муниципального образования.

 Нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования выразилось в следующем.

 Во-первых, программы энергосбережения обеспечивают эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, способствуют системному и комплексному характеру проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Их реализация способствует снижению расходов бюджетных средств на оплату электроэнергии и теплоэнергии. Наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, прежде всего в части решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит достигнуть целей Закона об энергоснабжении и реализовать принципы нормативного регулирования в данной сфере, то есть не позволит уменьшить объем используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

 Во-вторых, как следствие, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы. Кроме того, социальная значимость программы энергосбережения и энергетической эффективности заключается в ее информационном значении.

 В-третьих, наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий.

 Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения.

 Как следует из п.4 ч.8 ст.23 указанного Федерального закона - одним из обязательных критериев принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются учет программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Согласно федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010г. №1092 (ред. от 02.05.2013г.), одним из критериев отбора региональных программ, на поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, является реализация мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 В силу ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя, прежде всего, из интересов самого населения.

 Таким образом, из проведенного анализа выше перечисленных нормативных актов следует, что бездействие администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района нарушает права и законные интересы жителей данного поселения, то есть неопределенного круга лиц, а также интересы самого муниципального образования.

 Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 При таких обстоятельствах, суд, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ефремовского межрайонного прокурора, заявленных к администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района о возложении обязанности разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лобановское Ефремовского района по исполнению обязанности по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Обязать администрацию муниципального образования Лобановское Ефремовского района разработать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий Л.Н. Алексеева