ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1574/2022 от 06.09.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06.09.2022 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.

при секретаре Турапиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1574/2022 по иску Окованцевой Е.И., Егоровой Л.В. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» об устранении недостатков по капитальному ремонту дома, сдаче приемке работ,

установил:

Окованцева Е.И. и Егорова Л.В. обратились в суд с исковым заявлением об устранении недостатков по капитальному ремонту дома, сдаче приемке работ.

В обоснование заявленных требований указали, что с дата в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, осуществлялся капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, выполняемый подрядной организацией ООО «РСУ» на основании договора №... от дата, Заказчик - некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта». В результате проведенного капитального ремонта в доме начались проблемы с отоплением и горячим водоснабжением, в квартирах систематически холодно, в связи с чем, жильцы мерзнут, испытывают дискомфорт и вынуждены регулярно пользоваться бытовыми отопительными приборами, чем нанесён вред здоровью жильцов, а также материальный ущерб. Кроме того, в результате применения некачественных материалов установленные в квартирах трубы системы отопления и водоснабжения вспучились и полопались, в них образовались глубокие трещины, что грозит просачиванием воды и заливанием помещений, а также не во всех квартирах заменены канализационные трубы. Управляющая компания ООО «ПЖРТ Октябрьского района», обслуживающая указанный дом, по данному вопросу до настоящего времени устно информировала жильцов, что работы по капитальному ремонту ими не приняты в связи с имеющимися недостатками, акт сдачи-приема выполненных работ отсутствует, проектная техническая документация в УК не передана, о чем ими были направлены в ФКР письма: от дата№..., от дата№.... В рамках капремонта в МКД была проведена реконструкция системы теплопотребления, в ходе которой установлен дорогостоящий тепловой узел с автоматическим управлением, для которого предусмотрена температура подачи воды 135 градусов, что не соответствует параметрам дома, для которого максимальная температура подаваемой воды согласно графику подачи составляет 90 градусов. Данная система теплопотребления по своим техническим характеристикам и параметрам предназначена для функционирования в системе теплотрассы, а не МКД. В указанных письмах Управляющая компания ООО «ПЖРТ Октябрьского района» ссылается на полученную ими информацию о замечаниях АО «ЭнергосбыТ Плюс», обнаруженных в системе отопления, а именно: система отопления выполнена из неметаллических материалов, подъездное отопление работает, как перемычка, в тепловом пункте отсутствуют предохранительные устройства, отсутствуют утвержденная проектная документация, технический паспорт, а также ее принципиальная схема теплового пункта. В результате обращения Окованцевой Е.И. по данному вопросу в прокуратуру Самарской области, по запросу Минэнерго и ЖКХ Самарской области №... от дата от ФКР получен ответ №... от дата. В Акте приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ от дата, распечатанного с сайта, в качестве уполномоченного представителя собственников МКД указаны фамилия и подпись Добротиной С.С., проживающей в квартире №... дома. Просят обязать некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» устранить имеющиеся недостатки по капитальному ремонту адрес после чего осуществить сдачу-приемку выполненных работ: с соответствующим оформлением и передачей всей необходимой документации согласно требованиям действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела истцы Окованцева Е.И. и Егорова Л.В. уточнили и дополнили заявленные требования. Просят признать акт приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу: адрес от дата недействительным. Исключить из Уточненного искового заявления от дата пункт 2 об устранении недостатков в виде деформации стояков отопления в квартирах №... в связи с тем, что согласно выводам судебной экспертизы, проведенной Ассоциацией судебных экспертов на основании определения суда от дата, изложенным в Заключении эксперта №... от дата, система отопления в квартирах МКД выполнена из неметаллических материалов, что является нарушением ввиду отсутствия согласования о замене материалов, следовательно, подлежит замене в квартирах МКД. Обязать НО «ФКР» устранить недостатки по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу: адрес с применением способов их устранения в точном соответствии с пунктами выводов эксперта, перечисленными в Заключении эксперта №... от дата, проведенного Ассоциацией судебных экспертов на основании определения суда от дата, в том числе:

а) на основании «Технических условий на реконструкцию системы теплопотребления без изменения тепловой нагрузки», выданных ОАО «Предприятие тепловых сетей» дата (лист *** материалов дела) и в соответствии с СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) «Тепловые сети», СП 60.13330.2020 (СНиП 41-01-2003) «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» разработать проектную документацию. Работы по созданию проекта, в том числе: разделы ТМ (тепломеханическая часть), АТМ (автоматизация теплового пункта), раздел УУТЭ(узел учета тепловой энергии) осуществить в полном объеме. Разработку проекта выполнить в соответствии с ВСН «Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий»

Объем проекта должен включать:

- обоснование принимаемых решений об изменении схемы розлива;

- обоснование принимаемых решений по замене материалов труб и запорной арматуры, применяемых для системы отопления в квартирах;

- теплотехническое обоснование системы отопления в подъездах МКД;

- определение объемов и стоимости ремонта.

б) выполнить работы по согласованию проекта с АО «Энергосбыт Т плюс»,

ОАО «Предприятие тепловых сетей»,

в) выполнить работы по созданию технического паспорта теплового пункта в

соответствии с Приложением №... Приказа Министерства энергетики Российской

Федерации (Минэнерго) №... от датаОб утверждении Правил

Технической эксплуатации тепловых энергоустановок»,

г) привести систему отопления в соответствие с разработанным и

согласованным проектом организации капитального ремонта системы отопления, в том числе:

- выполнить работы по установке предохранительных устройств для исключения резкого повышения давления теплоносителя (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов»),

- выполнить работы по восстановлению тепловой изоляции (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов»), СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»,

- выполнить работы по герметизации ввода в соответствии с 124.13330.2012 «Тепловые сети»,

- осуществить сдачу пункта представителю эксплуатирующей организации в присутствии исполнителя работ и представителя теплоснабжающей организации с оформлением актов установленного образца.

- монтаж системы розлива произвести в соответствии со схемой розлива и расчетом приборов отопления, предусмотренных рабочим проектом,

- оформить согласование о замене материала системы отопления в случае необходимости замены материала,

- обеспечить качественную изоляцию подключенного радиатора отопления с недопущением наличия ржавчины.

- осуществить подключение теплового узла в соответствии с техническими условиями.

Обязать НО «ФКР» осуществить сдачу работ с составлением акта сдачи-приемки работ с обязательным участием представителя органов местного самоуправления, представителя собственников МКД, управляющей организации и других инстанций в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать НО «ФКР» в течение 10 дней с даты подписания акта приемки услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества передать ООО «ПЖРТ Октябрьского района» копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества МКД (в том числе копии проектно-сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества МКД по адресу: адрес

В судебном заседании истец Окованцева Е.И. поддержала заявленные требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Истец Егорова Л.В. в судебное заседание не явилась, до начала заседания направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика НО "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" в судебное заседание не явился, до начала заседания направил в суд письменный отзыв на заявленные требования, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Из отзыва на иск следует, что капитальный ремонт внутридомовых систем дома по адрес проводился подрядной организацией ООО «РСУ». Работы были приняты дата, что подтверждается актом. Требования истцов об обязании устранить недостатки в соответствии с выводами эксперта не соответствует принципу исполнимости решения суда. Просит в иске отказать.

Представитель ПАО Т-Плюс, АО "Энергосбыт Плюс" – Ефимова М.В., действующая на основании доверенности от дата№..., от дата№..., не возражала против удовлетворения требований, пояснив, что в доме проведена реконструкция систем теплопотребления. Проектная документация в части реконструкции управляющей компанией им не предоставлялась. При обследовании систем теплопотребления дома, был составлен акт и установлено несоответствие точки подключения к тепловым сетям. Система отопления смонтирована, но проект отсутствует, что является нарушением.

Представитель Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ в Самарской области – Морозов М.А., действующий на основании доверенности от дата, исковые требования поддержал, пояснив, что в оперативном управлении Центра находится жилое помещение – адрес, в квартире проживает их сотрудник. В обязанности Центра входит участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в доме. дата комиссией Центра при осмотре технического состояния жилого помещения, подтверждено наличие на стояках отопления следов деформации, вздутия и микротрещин.

Представитель ООО "ПЖРТ Октябрьского района" – Белоусов О.А., действующий на основании доверенности от дата, поддержал требования истцов по основаниям, указанным в отзыве на иск, пояснил, что по заданию Фонда подрядная организация производила капитальный ремонт системы отопления. Они обращались в Фонд с просьбой предоставить документы и акты по выполненным работам, однако им было отказано. В компанию поступают обращения граждан на качество выполненных работ. Просит удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо Добротина С.С. в судебном заседании поддержала требования истцов. Просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самары, третьи лица Александрова В.А., Григорьева К.П., Куракина А.И.в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. N 5176) (далее - Правила), при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Примерный перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 к Правилам.

Кроме того, перечень работ, проводимых при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, определен "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25 ноября 2017 г. N 1582/пр), согласно которому капитальному ремонту подлежит общее имущество многоквартирного дома, а также элементы несущих и ограждающих конструкций, транзитные инженерные сети, используемые для обслуживания нескольких квартир, находящиеся в пределах жилых помещений.

Правила производства работ по капитальному ремонту и общие технические требования к организации и выполнению капитального ремонта многоквартирных домов без отселения граждан установлены стандартом "СТО НОСТРОИ 2.33.120-2013. Стандарт организации. Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Правила производства работ. Правила приемки и методы контроля" (утвержден и введен в действие Протоколом Ассоциации "Национальное объединение строителей", "НОСТРОЙ" от 15 ноября 2013 г. N 48).

Указанный стандарт распространяется на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов государственного, муниципального и частного жилищного фонда независимо от способа управления домом и вида пользования жилыми и нежилыми помещениями, выполняемый без отселения жильцов, и устанавливает общие технические требования к организации и выполнению капитального ремонта, а также включает этапы проведения ремонтно-строительных работ при капитальном ремонте многоквартирных домов без отселения жильцов, правила производства и приемки, а также методы контроля ремонтно-строительных работ.

При планировании, проведении и осуществлении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов также следует руководствоваться и учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных операторов капитального ремонта дата

НО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» является региональным оператором.

Функции и обязанности регионального оператора определены статьями 180 и 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциям регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Пунктом 3.2 Приказа Минстроя России от 04 октября 2018 г. N 654/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, и обеспечение их деятельности" установлено, что нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора рекомендуется предусмотреть дополнительные функции, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец Окованцева Е.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата№...

Егорова Л.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из №... от дата.

Управление многоквартирным домом по адресу: адрес осуществляет ООО «ПЖРТ Октябрьского района» на основании договора управления многоквартирным домом от дата и устава, утвержденного решением единственного участника ООО «Энергоспецстрой» №... от дата.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, на общем собрании было принято решение о проведении ремонта внутридомовых инженерных систем.

Судом установлено, что с октября 2016г. по октябрь 2019г. в многоквартирном доме по адресу: адрес осуществлялся капитальный ремонт внутридомовых систем.

Ремонтные работы осуществлялись подрядной организацией ООО «РСУ» на основании договора №... от дата, заказчиком по которому выступала некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта».

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ООО «РСУ» исключено из ЕГРЮЛ №...

Как следует из искового заявления, в результате проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: адрес, начались проблемы с отоплением и горячим водоснабжением.

В связи с некачественным выполнением работ в рамках капитального ремонта инженерных систем многоквартирного дома, в ООО «ПЖРТ Октябрьского района» стали поступать обращения жильцов многоквартирного дома.

В связи с поступлением указанных обращений, ООО «ПЖРТ Октябрьского района» были произведены соответствующие проверки, по результатам которых, дата были составлены акты осмотра жилых помещений собственников многоквартирного дома, согласно которым, в квартирах на стояках отопления ПП Д25 имеются следы деформации, вздутия, микротрещины. Представителем НО «ФКР проектная документация и иные документы не представлены.

Согласно акту, составленному ООО «ПЖРТ Октябрьского района» от дата, в результате контроля, дата в многоквартирном доме по адресу: адрес на границе балансовой ответственности централизованных сетей теплоснабжения ПАО «Т Плюс» и внутридомовой системы теплоснабжения выявлены следующие параметры теплоносителя: Р1=5,0 атм, Р2= 5,0 атм, Т1= 46 градусов Цельсия, Т2= 36 градусов Цельсия.

В связи с выявлением снижения параметров теплоносителя, в том числе, по адресу: адрес и массовыми жалобами собственников МКД, ООО «ПЖРТ Октябрьского района» в адрес Директора ПАО «Т Плюс» было направлено письмо, в котором была изложена просьба сообщить о причинах снижения параметров коммунальных услуг отопления и ГВС.

Согласно письму ПАО «Т Плюс» от дата, в системе отопления в многоквартирном доме по адресу: адрес были обнаружены следующие недостатки: система отопления выполнена из неметаллических материалов, подъездное отопление работает как перемычка; в тепловом пункте отсутствуют предохранительные устройства; отсутствует утвержденная проектная документация, технический паспорт теплового пункта, принципиальная схема теплового пункта.

ООО «ПЖРТ Октябрьского района» в адрес НО «ФКР» неоднократно направлялись письма о предоставлении копий всех документов, касающихся капитального ремонта системы отопления МКД по адресу: адрес.

В ответ на обращение ООО «ПЖРТ Октябрьского района» от дата и обращение Окованцевой Е.И. по вопросу проведения капитального ремонта, НО «ФКР» было направлено письмо от дата№..., согласно которому, в ходе приемки работ по капитальному ремонту, ремонту инженерных систем органы местного самоуправления и обслуживающая организация от подписи отказались. Работы по капитальному ремонту были выполнены в полном объеме и приняты комиссионно дата, что подтверждается актом приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Как следует из материалов дела, ООО «ПЖРТ Октябрьского района» от предыдущей управляющей компании ООО «Управляющая компания Равновесие» среди технической документации, касающейся МКД по адресу: адресА были переданы документы по капитальному ремонту: копия рабочей документации на тепловой узел, копии актов, составленных в рамках осеннего осмотра 2020, согласно которым, в некоторых квартирах капитальный ремонт не проводился или проводился частично (адрес). Проект на капитальный ремонт внутридомовой системы отопления управляющей компании при переходе дома не передавался.

Определением суда по ходатайству представителя ответчика НО «ФКР», представителя третьего лица ООО «ПЖРТ Октябрьского района» по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам Ассоциации судебных экспертов.

Согласно заключению эксперта Ассоциации судебных экспертов №... от дата, качество работ по капитальному ремонту подключенного теплового узла в адрес, проведенных НО «Региональный Самарской области «Фонд капитального ремонта» не соответствует требованиям Государственных стандартов и иных нормативных документов и правил в области производства данного вида работ в части отсутствия проектной документации (рабочего проекта), утвержденной и согласованной в установленном порядке. НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», являющийся техническим заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществил работы по реконструкции индивидуального теплового пункта без утвержденного и согласованного с ресурсоснабжающей организацией проекта на реконструкцию, наличие которого является неотъемлемой частью самого ремонта.

Причиной наличия недостатков в выполненных работах является отсутствие проектной документации и ее согласования.

В рамках изучения материалов гражданского дела №... и по результатам проведенного осмотра объекта экспертизы 13.05.2022г. выявлены следующие недостатки:

1. До начала производства работ по реконструкции индивидуального теплового узла не проведены работы по созданию проекта (разделы ТМ (тепломеханическая часть), АТМ (автоматизация теплового пункта). Раздел УУТЭ (узел учета тепловой энергии) согласован с Самарским филиалом управления коммерческого учета АО «ЭнергосбыТ плюс»;

2. До начала производства работ по реконструкции индивидуального теплового узла не проведены работы по согласованию проекта (разделы ТМ (тепломеханическая часть), АТМ (автоматизация теплового пункта) с АО «ЭнергосбыТ Плюс»;

3. Отсутствует допуск в эксплуатацию реконструированных тепловых энергоустановок, осуществляемый органами государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов;

4. Отсутствует технический паспорт теплового пункта;

5. В тепловом пункте не установлены предохранительные устройства для исключения резкого повышения давления теплоносителя, что является нарушением Приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго) №... от дата «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п. 2.9, 9.5);

6. Частично отсутствует тепловая изоляция, что является нарушением Приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго) №... от дата. «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п. 6.1.31, 1, 9.5.4), что приводит к теплопотерям;

7. Отсутствует герметизация ввода, что является нарушением требований СП 124.13330.2012 «Тепловые сети», СП 250.1325800.2016 «Здания и сооружения. Защита от подземных вод».

К способам устранения выявленных недостатков относится:

1) На основании «Технических условий на реконструкцию системы теплопотребления без изменения тепловой нагрузки», выданных ОАО «Предприятие тепловых сетей» дата (лист 181 материалов дела) и в соответствии с СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) «Тепловые сети», СП 60.13330.2020 (СНиП 41-01-2003), «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» разработать проектную документацию. Работы по созданию проекта (разделы ТМ (тепломеханическая часть), АТМ (автоматизация теплового пункта). Раздел УУТЭ (узел учета тепловой энергии) представлен на экспертизу не в полном объеме. В случае наличия только документации, предоставленной на экспертизу, требуется 1ть дополнить данный раздел. Разработку проекта выполнить в соответствии с ВСН 41-85 (р) «Инструкция по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий»;

2) Выполнение работ по согласованию проекта с АО «ЭнергосбыТ плюс», ОАО «Предприятие тепловых сетей»;

3) Выполнение работ по созданию технического паспорта теплового пункта в соответствии с Приложением № 6 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго) № 115 от 24.03.2003г. «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;

4) Выполнение работ по установке предохранительных устройств для исключения резкого повышения давления теплоносителя (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов»);

5) Выполнение работ по восстановлению тепловой изоляции (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»);

6) Выполнение работ по герметизации ввода в соответствии с СП 124.13330.2012 «Тепловые сети»;

7) Сдача теплового пункта представителю эксплуатирующей организации в присутствии исполнителя работ и представителя теплоснабжающей организации с оформлением актов.

Качество работ по капитальному ремонту системы отопления в адрес, проведенных НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» не соответствует требованиям Государственных стандартов и иных нормативных документов и правил в области производства данного вида работ в части отсутствия проектной документации (рабочего проекта) утвержденной и согласованной в установленном порядке. НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», являющийся техническим заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществил работы без утвержденного и согласованного с ресурсоснабжающей организацией проекта на реконструкцию, наличие которого является неотъемлемой частью самого ремонта.

Причиной наличия недостатков в выполненных работах является э проектной документации и ее согласования.

В рамках изучения материалов гражданского дела №... и по результатам проведенного осмотра объекта экспертизы дата. выявлены следующие недостатки:

Изменение схемы розлива. Данный вид работ относится к реконструкции отопления и требует создания рабочего проекта с расчетом приборов отопления. Объем проекта должен быть достаточным для обоснования принимаемых решений, определения объемов работ и стоимости ремонта;

Система отопления в квартирах МКД выполнена из неметаллических материалов, что является нарушением в виду отсутствия согласования о замене материала.

Монтаж системы отопления 1-го подъезда работает по малому кругу (выполняет функцию байпаса между подачей и обраткой), что ведет к завышению параметров возвращаемого из системы теплопотребления теплоносителя.

Выполнена некачественная изоляция подключенного радиатора отопления, присутствует ржавчина на резьбовом соединении.

К способам устранения выявленных недостатков относится:

1) На основании «Технических условий на реконструкцию системы

теплопотребления без изменения тепловой нагрузки», выданных ОАО «Предприятие тепловых сетей» дата (лист 181 материалов дела) и в соответствии с СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) «Тепловые сети», СП 60.13330.2020 (СНиП 41-01-2003) «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» разработать и согласовать с ОАО «ПТС» проектную документацию.

Объем проекта должен включать:

- обоснование принимаемых решений об изменении схемы розлива;

- обоснование принимаемых решений по замене материала труб и запорной арматуры, применяемых для системы отопления в квартирах;

- теплотехническое обоснование системы отопления в подъездах МКД;

- определение объемов работ и стоимости ремонта.

2) Приведение системы отопления в соответствие с разработанным и согласованным проектом организации капитального ремонта системы отопления МКД.

В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оснований не доверять заключению экспертов Ассоциации судебных экспертов №... от дата у суда не имеется, поскольку оно соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы. Эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, является последовательным.

Согласно пунктам 3 - 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), и в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Таким образом, обязанность по устранению недостатков по капитальному ремонту теплового узла в доме по адресу: адрес должна быть возложена на НО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», в связи с чем, требования истцов в части обязания НО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» устранить указанные недостатки являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку истцы не поддержали ранее заявленное требование об устранении недостатков в виде деформации стояков отопления в квартирах №... данное требование судом не рассматривается.

Требование истцов о признании акта приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу: адрес от дата недействительным удовлетворению не подлежит, поскольку указанный акт не затрагивает права и законные интересы истцов, не порождает для них взаимных прав и обязанностей.

Требования истцов об обязании НО «ФКР» осуществить сдачу работ с составлением акта сдачи-приемки работ с обязательным участием представителя органов местного самоуправления, представителя собственников МКД, управляющей организации и других инстанций в соответствии с требованиями действующего законодательства, об обязании НО «ФКР» в течение 10 дней с даты подписания акта приемки услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества передать ООО «ПЖРТ Октябрьского района» копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества МКД удовлетворению не подлежат, поскольку фактически указанные требования заявлены истцами в интересах ООО "ПЖРТ Октябрьского района", которое не лишено права самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями в исковом порядке.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца Окованцевой Е.И. подлежит взысканию сумма госпошлины в размере 300 руб., оплаченная в соответствии с чеком-ордером от дата на сумму 300 руб.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит довзысканию в доход бюджета муниципального образования г.о. Самара государственная пошлина в размере 600 руб.

Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск Окованцевой Е.И., Егоровой Л.В. удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию Региональный оператор адрес «Фонд капитального ремонта» (***) устранить недостатки по капитальному ремонту теплового узла в адрес, а именно на основании «Технических условий на реконструкцию системы теплопотребления без изменения тепловой нагрузки», выданных ОАО «Предприятие тепловых сетей» дата и в соответствии с СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003) «Тепловые сети», СП 60.13330.2020 (СНиП 41-01-2003) «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» разработать и согласовать с АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ПАО «Т Плюс» проектную документацию, которая должна включать:

- обоснование принимаемых решений об изменении схемы розлива;

- обоснование принимаемых решений по замене материала труб и запорной арматуры, применяемых для системы отопления в квартирах;

- теплотехническое обоснование системы отопления в подъездах МКД;

- определение объемов работ и стоимости ремонта.

Обязать Некоммерческую организацию Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (***) выполнить работы по согласованию проекта с АО «Энергосбыт плюс», ПАО «Т Плюс»: выполнить работы по созданию технического паспорта теплового пункта в соответствии с Приложением № 6 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго) № 115 от 24.03.2003г. «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»; выполнить работы по установке предохранительных устройств для исключения резкого повышения давления теплоносителя (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов»); выполнить работы по восстановлению тепловой изоляции (в соответствии с СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», СП 61.13330.2012 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»); выполнить работы по герметизации ввода в соответствии с СП 124.13330.2012 «Тепловые сети»; сдать тепловой пункт представителю эксплуатирующей организации в присутствии исполнителя работ и представителя теплоснабжающей организации с оформлением актов, согласно выводов заключения эксперта №... от дата Ассоциации судебных экспертов.

Обязать Некоммерческую организацию Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (***) привести систему отопления в доме по адресу: адрес в соответствие с разработанным и согласованным проектом организации капитального ремонта системы отопления многоквартирного дома.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Некоммерческой организации Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» ***) в пользу Окованцевой Е.И., дата г.р., уроженки адрес (паспорт серия №...) расходы на оплату госпошлины в размере 300 (триста) руб.

Взыскать с Некоммерческой организации Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (***) в доход местного бюджета в размере 600 (шестьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 09.09.2022г.

Судья подпись А.Х. Курмаева

.

.

.