Зареченский районный суд г. Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Зареченский районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2011 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Климовой О.В.,при секретаре Аносовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1575/2011 по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка на определенных условиях,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: на определенных условиях.
Мотивировал свои требования тем, что 29 марта 2007 года между ним и Администрацией г. Тулы был заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На свое обращение от 19 мая 2009 года он получил отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.06.2009 года в предоставлении земельного участка в собственность. Решением Зареченского районного суда г.Тулы от 19.07.2011 года, вступившим в законную силу 01.08.2011 года, данный отказ признан незаконным. На момент его первичного обращения, кадастровая стоимость участка установлена еще не была, однако полагает, что удельная стоимость данного участка на 2009 год составит 433 536 рублей и она равна нормативной цене, а потому размер выкупной цены его земельного участка по состоянию на 19.05.2009 года составит 22110 рублей 37 копеек. Впоследствии от представителя ответчика ему стало известно, что в связи с изменением форм кадастровых документов за последние несколько лет для получения участка в собственность ему необходимо представить новую копию кадастрового паспорта. Однако на 2011 год цена его земельного участка стала составлять 1 581 324 рубля, а, следовательно, и выкупная цена участка стала больше и составила 80647 рублей 52 копейки. 26.09.2011 года он повторно обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области и представил повторно все документы, однако письменного ответа на его просьбу о заключении договора купли-продажи земельного участка он не получил. Просил обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № на условиях и по цене действующих на момент его первичного обращения, то есть на 19.05.2009 года.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, представили отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением № Главы Администрации г. Тулы от 08.12.2006 года ФИО1 предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный », для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома. 29 марта 2007 года между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ФИО1 заключен договор № аренды указанного земельного участка.
26.12.2007 года ФИО1 дано разрешение на строительство индивидуального жилого дома и согласно кадастрового паспорта, составленного по состоянию на 20.03.2009 года, на вышеуказанном земельном участке имеется незавершенный строительством объект.
Согласно положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1.1 – 1.2 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
19 мая 2009 года ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, в собственность. 29.06.2009 года ему было отказано в удовлетворении его заявления.
Решением Зареченского районного суда г. Тулы от 19.07.2011 года, вступившим в законную силу 01.08.2011 года, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.06.2009 года в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м. в собственность ФИО1 Одновременно, в удовлетворении требований ФИО1 в предоставлении ему в собственность данного земельного участка за плату в размере 22113 рублей 60 копеек отказано, при этом, суд указал, что в соответствии с действующим законодательством, к заявлению о приобретении прав на земельные участки могут прилагаться документы об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, и в случае ФИО1 таковым документом будет являться решении суда после вступления его в законную силу.
26.09.2011 года ФИО1 вновь обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по вопросу предоставления ему в собственность указанный земельный участок по выкупной цене по состоянию на момент первичного обращения, то есть на 19.05.2009 года, в размере 22113 рублей 60 копеек, представив пакет документов, прилагавшийся к ранее поданному им заявлению 19.05.2009 года, а также решение Зареченского районного суда г. Тулы от 19.07.2011 года.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 03.11.2011 года № ФИО1, а также письмом от 18.11.2011 года, было сообщено, что в представленном им комплекте документов отсутствует кадастровый паспорт земельного участка, а также не приложен перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров, и рекомендовано обратиться с заявлением о приобретении права на испрашиваемый земельный участок с учетом требований, установленных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 475.
Абзацем 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года №. Данный перечень является исчерпывающим и также содержит требования о предоставлении кадастрового паспорта.
Действующим федеральным законодательством установлен порядок формирования выкупной стоимости приватизируемых земельных участков (ст. 2 Федерального Закона № 137-ФЗ О введении в действие Земельного Кодекса РФ).
Согласному данному порядку выкупная стоимость земли включает в себя цену земли поселения и поправочный коэффициент. При этом цена земли устанавливается субъектом РФ в зависимости от численности населения, а поправочный коэффициент – Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона № 137-ФЗ О введении в действие Земельного Кодекса РФ лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Законом Тульской области № 984-ЗТО от 18.03.2008 года «Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» установлена до 1 января 2012 года на территории Тульской области цена земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 года № 1007 (в ред. от 27.06.2011 г.) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области» кадастровая оценка земельных участков была изменена, а потому кадастровая стоимость по состоянию на 19.05.2009 года является недействительной.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
В связи с чем, принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка является одним из важнейших финансово-экономических показателей землепользования, исковые требования ФИО1, предметом которых является понуждение продавца заключить договор купли-продажи земельного участка по цене, не соответствующей требованиям закона, удовлетворению не подлежат.
Более того, истцом суду не был представлен отказ в принятии положительного решения о предоставлении ему в собственность земельного участка за соответствующую законом плату.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка на определенных условиях отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: