ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1575/20 от 14.01.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года

Сафоновский районный суд С.<адрес>

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Кайченковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Р. Н. к отделу социальной защиты населения в <адрес>, Д. С.<адрес> по социальному развитию о признании права на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Волкова Р.Н. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к отделу социальной защиты населения в <адрес>, Д. С.<адрес> по социальному развитию о признании права на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка Волкова Т. Ю., дд.мм.гггг года рождения, в возрасте от 3 до 7 лет включительно, с назначением таковой к выплате с дд.мм.гггг.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» С.<адрес>№ ххх от дд.мм.гггг назначена опекуном над несовершеннолетним Волковым Т.Ю., дд.мм.гггг года рождения. При этом, в целях повышения доходов семей, имеющих детей, издан Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении. В соответствии с указанным Положением право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации. Аналогичные положения о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержатся в Указе Губернатора Смоленской области от 09.04.2020 № 39, согласно которому указанная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей) или иному законному представителю ребенка, совместно проживающему с ребенком, при условии, что заявитель и ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Смоленской области. В этой связи, являясь опекуном Волкова Т.Ю. и его законным представителем, обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Однако решением отдела социальной защиты населения в <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх и решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от дд.мм.гггг№ ххх в предоставлении указанной выплаты отказано ввиду отсутствия у заявителя соответствующего права, поскольку на детей, находящихся на полном государственном обеспечении, ежемесячная денежная выплата не назначается. Вместе с тем, Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливает, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в предоставлении им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Между тем, несовершеннолетний Волков Т.Ю. указанные социальные гарантии не получает, находится на полном обеспечении опекуна, а выплата истцу, как опекуну, ежемесячных денежных средств на содержание подопечного никак не соотносится с назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно ни по характеру, на по сроку выплаты. Помимо этого, в подпункте «б» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 рекомендовано сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей (л.д.4-5, 87).

В судебном заседании Волкова Р.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию иск не признал, ссылаясь на то, что несовершеннолетний Волков Т.Ю. находится на полном государственном обеспечении, поскольку истцу, как опекуну, выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание подопечного. Между тем, ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, находящихся на полном государственном обеспечении, не назначается.

Представитель отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. При этом, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель органа опеки и попечительства – отдела опеки и попечительства комитета по образованию Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области – вопрос о разрешении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определено, что опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В силу пункта 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Материалами дела подтверждено, что постановлением Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх истец Волкова Р.Н. назначена опекуном на несовершеннолетним внуком Волковым Т.Ю., дд.мм.гггг года рождения, одинокая мать которого Волкова С.В. осуждена приговором Сафоновского районного суда С. области от дд.мм.гггг к 10 годам 6 месяцам лишения свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении (начало срока: дд.мм.гггг, конец срока: дд.мм.гггг) (л.д.51-52).

Согласно удостоверению опекуна (попечителя) от дд.мм.гггг№ ххх на Волкову Р.Н. возложена обязанность проживать совместно со своим подопечным (л.д.8).

Из адресных справок следует, что Волкова Р.Н. и Волков Т.Ю. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.73-74).

При этом, Волкова Р.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего Волкова Т.Ю. также имеется отметка о приобретении гражданства Российской Федерации (л.д.6, 33).

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

При этом, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты; размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 3 Указа).

Во исполнение положений данного Указа (подпункт «а» пункта 4) Правительством Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 принято постановление "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

Согласно основным требованиям к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным названным постановлением Правительства Российской Федерации, право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3).

Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган) (пункт 9).

Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (пункт 12).

Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается, в том числе, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 16).

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (пункт 19).

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, лишенные родительских прав, а также лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, проходящие военную службу по призыву, отбывающие наказание в виде лишения свободы (пункт 20).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" Указом Губернатора Смоленской области от 9 апреля 2020 г. № 39 утверждено Положение о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Названным Положением определено, что ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2).

Ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей) или иному законному представителю ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, совместно проживающему с ребенком (далее - заявитель) (пункт 4).

Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если заявитель и ребенок являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Смоленской области (пункт 6).

При определении состава семьи в целях предоставления ежемесячной выплаты на ребенка, находящегося под опекой, в состав семьи включаются опекун ребенка, его супруг и несовершеннолетние дети (пункт 8).

В состав семьи, учитываемый при расчете ее среднедушевого дохода в целях предоставления ежемесячной выплаты, не включаются, в частности, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; супруг (родитель, усыновитель), отсутствующий в семье в связи с осуждением к лишению свободы, нахождением под арестом или на принудительном лечении, а также находящийся в розыске (подпункты 3 и 5 пункта 9).

Для назначения ежемесячной выплаты заявитель или его представитель обращается с заявлением о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" (далее - сектор Учреждения) по месту жительства (месту пребывания) заявителя или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) заявителя (пункт 10).

Сектор Учреждения или МФЦ в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема у заявителя или его представителя заявления, направляет в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в распоряжении которых находятся документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, областными нормативными правовыми актами (далее - органы, организации), межведомственные запросы о представлении, в том числе, документа (сведений), подтверждающего (подтверждающих) установление опеки над ребенком (в отношении детей, находящихся под опекой) (подпункт 8 пункт 15).

При наличии в семье лиц, указанных в пункте 9 настоящего Положения, сектор Учреждения или МФЦ в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема у заявителя или его представителя заявления, дополнительно к межведомственным запросам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, направляет в органы, организации межведомственные запросы о представлении, в частности, документа (сведений) о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении (в отношении детей, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения) (подпункт 3 пункта 16).

Решение о назначении ежемесячной выплаты либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается ОСЗН не позднее 10 рабочих дней с даты приема заявления и документов. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты приостанавливается в случае непоступления запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия сведений. При этом решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается ОСЗН не позднее 20 рабочих дней с даты приема заявления и документов (пункт 20).

Основаниями для отказа в назначении ежемесячной выплаты являются:

1) отсутствие у заявителя права на предоставление ежемесячной выплаты;

2) смерть ребенка;

3) выявление в заявлении и (или) в документах (копиях документов), представленных для назначения ежемесячной выплаты, недостоверных или неполных сведений (пункт 21).

Осуществление выплаты ежемесячной выплаты заявителю прекращается в случаях:

1) утраты заявителем права на назначенную ему ежемесячную выплату (появление обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на ежемесячную выплату; выезд на постоянное место жительства за пределы территории Смоленской области);

2) смерти ребенка, на которого выплачивается ежемесячная выплата, или признания его в установленном федеральным законодательством порядке умершим или безвестно отсутствующим;

3) смерти получателя ежемесячной выплаты, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим в установленном федеральным законодательством порядке;

4) помещения ребенка, на которого выплачивается ежемесячная выплата, на полное государственное обеспечение;

5) лишения родителей родительских прав либо ограничения в родительских правах в отношении ребенка, на которого выплачивается ежемесячная выплата;

6) достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 29).

Выплата ежемесячной выплаты осуществляется Департаментом Смоленской области по социальному развитию через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации (пункт 32).

Из содержания положений приведенных нормативных актов следует, что право на предоставление (получение) ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей (усыновителей) или иной законный представитель, в том числе, опекун ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, при условии, что указанные лица являются гражданами Российской Федерации, проживают совместно и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствующим субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

При этом, на детей, находящихся на полном государственном обеспечении, ежемесячная денежная выплата не назначается.

Из материалов дела усматривается, что в дд.мм.гггг году Волкова Р.Н. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего Волкова Т.Ю.,дд.мм.гггг, установленной для детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (л.д.9-12).

Решением отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе № ххх от дд.мм.гггг в назначении указанной выплаты отказано по мотиву отсутствия у заявителя права на ее предоставление.

При этом, как следует из содержания названного решения об отказе и сообщения Департамента Смоленской области по социальному развитию от дд.мм.гггг № исх.- № ххх, а также объяснений представителя ответчика следует, что единственным основанием для отказа в назначении выплаты явился факт нахождения несовершеннолетнего Волкова Т.Ю. на полном государственном обеспечении, поскольку истцу, как опекуну, ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание подопечного в соответствии с областным законом от 22.06.2006 г. № 61-з «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области». Соответственно, согласно ст.1 Федерального закона от 29.12.1996 № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, в семье опекуна, находятся на полном государственном обеспечении (л.д.14-15).

Федеральный закон от 29.12.1996 № 159, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Согласно статье 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

К детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи, в том числе, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (абзац третий статьи 1).

При этом, этим же Федеральным законом определено, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абзац десятый статьи 1).

Из представленных материалов личного дела, сформированного в связи с обращением Волковой Р.Н. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего Волкова Т.Ю.,дд.мм.гггг, установленной для детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, усматривается, что истцу, как опекуну, действительно выплачивается пособие на содержание подопечного в виде ежемесячных денежных средств в размере <данные изъяты> руб. (л.д.35-40, 56-74).

Данные выплаты осуществляются в соответствии с вышеназванным постановлением Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх «Об установлении опеки над несовершеннолетним Волковым Т. Ю., дд.мм.гггг года рождения» на основании областного закона "О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области" от 22 июня 2006 г. № 61-з.

При этом, названное постановление не содержит указания на устройство несовершеннолетнего Волкова Т.Ю. на полное государственное обеспечение, в рамках которого нормы предоставления бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря утверждаются Администрацией Смоленской области.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 19 сентября 2005 года Смоленской областной Думой принят областной закон "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" от 29 сентября 2005 года № 89-з, согласно статье 3 которого, Администрация Смоленской области утверждает:

а) нормы и порядок обеспечения за счет средств областного бюджета или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного бюджета или местных бюджетов;

б) нормы и порядок обеспечения за счет средств областного бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.

На основании части 1 статьи 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

Пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекс Российской Федерации также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

Согласно статье 1 вышеназванного областного закона от 22 июня 2006 г. № 61-з, на основании которого Волковой Р.Н. назначена выплата ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетнего подопечного Волкова Т.Ю., настоящий областной закон в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации устанавливает на территории Смоленской области размер, порядок назначения и выплаты опекуну (попечителю) ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

Этим же областным законом определено, что ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно его опекуну (попечителю) (далее - ежемесячные денежные средства) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, который индексируется в порядке, определяемом Администрацией Смоленской области (статья 2).

Назначение и выплата ежемесячных денежных средств производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет, включая месяц их рождения, кроме случая, указанного в части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 3).

Не назначаются и не выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание подопечных, которым опекуны (попечители) назначаются по заявлениям их родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (часть 2 статьи 3).

В силу пункта 6 части 1 статьи 6 областного закона от 22 июня 2006 г. № 61-з выплата ежемесячных денежных средств опекуну (попечителю) прекращается при помещении подопечного под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги), кроме случаев временного пребывания подопечных в указанных организациях (пункт 6 части 1).

По смыслу приведенных нормативных положений ежемесячные денежные средства, выплачиваемые Волковой Р.Н. на содержание несовершеннолетнего подопечного, являются опекунским пособием, которое не включено в перечень мер социальной поддержки, определяющих понятие полного государственного обеспечения, поскольку при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение выплата указанных ежемесячных денежных средств опекуну прекращается, что согласуется с правовыми позициями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. № 1060-О-О и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года.

При этом, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей (подпункт «б» пункта 5).

Из содержания сообщения комитета по образованию Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх усматривается, что подопечный Волков Т.Ю., находящийся под опекой, бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем не обеспечивается, а размер перечисляемого опекуну Волковой Р.Н. пособия на содержание подопечного в сумме <данные изъяты> коп. составляет меньше прожиточного минимума по Смоленской области (л.д.90).

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Волковой Р.Н. требований о признании за ней права на ежемесячную денежную выплату, установленную на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.

Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, определено, что ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).

Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее дд.мм.гггг (пункт 6).

Аналогичные положения закреплены в пунктах 24 и 25 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Указом Губернатора Смоленской области от 9 апреля 2020 г. № 39.

Поскольку обращение Волковой Р.Н. за назначением ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего Волкова Т.Ю., дд.мм.гггг года рождения, имело место до дд.мм.гггг, указанная выплата подлежит назначению с дд.мм.гггг

При этом, как указывалось выше, в соответствии с Положением о порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным Указом Губернатора Смоленской области от 9 апреля 2020 г. № 39, решение о назначении ежемесячной выплаты принимается ОСЗН (пункт 20), а выплата ежемесячной выплаты осуществляется Департаментом Смоленской области по социальному развитию (пункт 32).

В связи с этим, обязанность по назначению ежемесячной денежной выплаты подлежит возложению на отдел социальной защиты населения в <адрес>, а обязанность по осуществлению данной выплаты - на Департамент Смоленской области по социальному развитию.

На сновании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Волковой Р. Н. право на ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнего Волкова Т. Ю., дд.мм.гггг года рождения, установленную на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Обязать отдел социальной защиты населения в Сафоновском районе назначить Волковой Р. Н. указанную ежемесячную денежную выплату с дд.мм.гггг

Обязанность по осуществлению ежемесячной выплаты возложить на Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Дроздов С.А.