ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1575/2016 от 10.10.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Гражданское дело № 2 - 1575/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Чистяковой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области, заинтересованные лица Администрация Конаковского района Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, Министерство обороны Российской Федерации, Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,

у с т а н о в и л:

В суд обратилось Муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» <адрес>, заинтересованные лица Администрация Конаковского района Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Свои требования заявитель обосновал тем, что МУ «Администрация Козловского сельского поселения» является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес>, который осуществляет полномочия по организации в границах поселения содержание мест захоронения в соответствии с нормой подп.22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьями 3 и 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрены и расширены полномочия органов местного самоуправления и упомянутой выше части полномочий. В соответствии с п.п.1 и 2 ст.50 ФЗ-131, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. Статьей 14 указанного федерального закона, к вопросам местного значения поселения отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; полномочия по организации в границах поселения содержание мест захоронения. В границах территории муниципального образования расположен ряд объектов необходимых для исполнения полномочий поселения по организации в границах поселения и содержания мест захоронения, права владения или пользования на которые не зарегистрированы за кем-либо в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, в том числе и воинское захоронение в отношении которого заявлены настоящие требования. В соответствии с нормой статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приоберетении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйные вещи принимаются на учет в порядке, установленном Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с нормой статьи 225 ГК РФ и порядком установленным Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ) администрация обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии воинского захоронения с местоположением: <адрес>, с кадастровым на учет как бесхозяйной собственности на нее. ДД.ММ.ГГГГ захоронение было принято на учет в качестве бесхозяйной вещи, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества о чем сделана запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Так как захоронение стоит на учете в качестве бесхозяйного объекта более года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ администрация как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом вправе в соответствии с нормой ст.225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности Муниципального образования городское поселение – <адрес> на эту вещь в связи с необходимостью ее использования строго по назначению для осуществления вышеупомянутых полномочий. На основании изложенного, в соответствии со статьей 291 ГПК РФ, администрация просит суд признать право собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес> на сооружение, назначение объекта: иное сооружение (воинское захоронение), площадью застройки <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, с кадастровым .

В порядке подготовки дела к рассмотрению определением Конаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>.

В судебное заседание заявитель Муниципальное учреждение «Администрация Козловского сельского поселения» <адрес> своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В тексте заявления МУ «Администрация Козловского сельского поселения» содержится письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя. В суд поступило письменное ходатайство представителя заявителя по доверенности ФИО1 о рассмотрении дела без участия представителя заявителя.

Заинтересованное лицо Администрация Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступило заявление представителя администрации по доверенности ФИО2 о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, по существу заявления сообщает, что в реестре муниципальной собственности воинское захоронение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, не значится.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется распечатка с сайта Почта России о получении адресатом судебной повестки.

Заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется расписка о получении судебной повестки. В суд поступило заявление представителя Управления Росреестра по <адрес> по доверенности ФИО3 о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется распечатка с сайта Почта России о получении адресатом судебной повестки.

Заинтересованное лицо Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в деле имеется распечатка с сайта Почта России о получении адресатом судебной повестки. В суд поступил письменный отзыв представителя Главного Управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> по доверенности ФИО4 о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, по существу заявления сообщает, что воинское захоронение по адресу: <адрес>, д.Бережки (адрес при постановке на государственную охрану: <адрес>) является объектом культурного наследия регионального значения «Братская могила» (по паспорту наименование «Братская могила советских воинов (<адрес>)») в соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ). Согласно п.1 ст.48 Закона 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. В соответствии с положением о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление является уполномоченным органом в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассмотрение имущественных вопросов не входит в компетенцию Главного управления, в связи с чем, рассмотрение данного вопроса оставляет на усмотрение суда.

На основании положений статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание заявителя и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, воинское захоронение, кадастровый , площадью объекта <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение) объекта: РФ, <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ г.рег. по заявлению Муниципального образования «Козловское сельское поселение» <адрес>.

По сведениям из информационной базы федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в информационной базе федерального имущества сведения о воинском захоронении, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно письменному отзыву Администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципальной собственности воинское захоронение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, не значится.

В соответствии с частями 1,2,3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 1 части 2 статьи 290 ГПК РФ право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть признано по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом.

Судом установлено, что воинское захоронение, расположенное по адресу: <адрес> (адрес при постановке на государственную охрану: <адрес>) является объектом культурного наследия регионального значения «Братская могила» (по паспорту наименование «Братская могила советских воинов (<адрес>)») в соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальными законом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

В силу статьи 5 указанного выше Закона, воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создание резервов площадей для новых воинских захоронений.

В силу статьи 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291, руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите отечества», уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере является Министерство обороны Российской Федерации и на него возложены полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

На Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности по учету воинских захоронений и погибших военнослужащих (статья 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

Таким образом, положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передача их в муниципальную собственность. Воинские захоронения отнесены законом к федеральной собственности. Полномочия органа местного самоуправления в отношении воинского захоронения ограничены мероприятиями по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работами по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявление Муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» <адрес> о признании права собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес> на сооружение, назначение объекта: иное сооружение (воинское захоронение), площадью застройки <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, с кадастровым , удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» <адрес>, заинтересованные лица Администрация Конаковского района Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, Министерство обороны Российской Федерации, Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> о признании права собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение <адрес> на сооружение, назначение объекта: иное сооружение (воинское захоронение), площадью застройки <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, с кадастровым , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.А.Чувашова