ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15764/2015 от 29.02.2016 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-1934/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вахитовский районный суд г.Казани в составе :

председательствующий судья Зыбунова Е.В.,

при секретаре Низамовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» в интересах неопределенного круга потребителей к Муниципальному бюджетному учреждению «Организатор городского парковочного пространства», Муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании действий по предоставлению услуг платной муниципальной парковки неправомерными, понуждении устранить нарушения прав потребителей,

УСТАНОВИЛ :

Истец Региональная общественная организация «Союз потребителей Республики Татарстан» (далее по тексту – РОО «СПРТ») в интересах неопределенного круга потребителей обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному учреждению «Организатор городского парковочного пространства» (далее по тексту - МБУ «ОГПП»), Муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г.Казани») о признании действий по предоставлению услуг платной муниципальной парковки неправомерными, понуждении устранить нарушения прав потребителей. В обоснование указано, что с 1 апреля 2015 года в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г. Казани №7660 от 30.12.2014г., на автомобильных дорогах общего пользования города Казани в полную силу начали работать платные муниципальные парковки. 30 апреля 2015 года в соответствии с направлением № 136/15 от 30 апреля 2015 г. главным инспектором инспекционного отдела РОО «Союз потребителей Республики Татарстан» ФИО1 и главным экспертом ФИО2 была проведена проверка деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Организатор городского парковочного пространства», директор ФИО3, расположенного по адресу: РТ, <...> (ОГРН <***>, ИНН№ 1655303960).

В ходе проверки были установлены следующие нарушения:

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 9 ФЗ №210, перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг. При предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни услуг, указанные в части 1 настоящей статьи, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг.

На сегодняшний день ни на сайте «Казанский паркинг» (https://parkingkzn.ru/) ни на официальном портале города Казани (http://www.kzn.ru/), регламенты платных муниципальных парковок не приведены, что является грубейшим нарушением законодательства РФ. Услуга пользования платными муниципальными парковками предоставляется в нарушение вышеуказанных норм, в частности об административных регламентах.

Так же отсутствует полная информация о способах оплаты услуги платных муниципальных парковок. В частности на знаках платных парковок не указано, что имеется возможность с помощью мобильного приложения и с помощью отправки смс сообщения оплатить за 30 минут, а не обязательно оплачивать за 1 час. Так же нет информации о бесплатных 15 минутах пользования данной услугой.

Таким образом, нарушаются права на информацию, которую дол» содержать регламент и дорожные знаки платных парковок. Нарушаются ст. 8-101 «О защите прав потребителей».

предоставления муниципальной услуги по внесению в реестр города Казани

парковочных разрешений инвалидов записи о парковочном разрешении инвалида,

сведений об изменении записи о парковочном разрешении инвалида и о продлении

срока действия парковочного разрешения инвалида» и правилами указанными странице «льготы» на сайте «Казанский паркинг» (https://parkingkzn.ru/pages/benefits), инвалидам, желающим парковаться бесплатно на платных муниципальных парковках, придется внести запись в реестре города Казани парковочных разрешений инвалидов, предоставив для этого следующие документы:

То есть, обычным водителям данный перечень документов представлять не нужно, а инвалидам придется.

В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в Российской Федерации не допускает дискриминация по признаку инвалидности.

Таким образом, идет нарушение равенства условий предоставления услуги платной муниципальной парковки между обычными водителями и инвалидами или представителями инвалидов.

На сайте «Казанский паркинг» в п.2.4 Правил пользования платными муниципальными парковками на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани и размещения на них транспортных средств указано, что оплата за размещение транспортного средства на платной муниципальной парковке осуществляется авансовым платежом несколькими способами, при этом способ наличного расчета не предусмотрен. Подраздел «Паркомат» раздела «Способы оплаты» содержит условие - «Паркомат не принимает наличные денежные средства». Таким образом, не обеспечение возможности потребителю произвести оплату за размещение транспортного средства на платной муниципальной парковке путем внесения наличных средств, что нарушает требования п.1 ст. 16.1 ФЗ «О защите прав потребителей». Истец просит признать действия ответчика по предоставлению услуг платной муниципальной парковки на улицах города Казани неправомерными; обязать ответчика устранить выявленные нарушения, а именно:

Судом в качестве соответчика был привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г.Казани», в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика – МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г.Казани», в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика – МБУ «ОГПП», в судебном заседании иск не признал.

Ответчик – ИК МО г.Казани, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.

Выслушав показания представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Судом установлено, что 30.12.2014г. Руководителем ИК МО г.Казани было принято постановление №7660 «О создании платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах местного значения г.Казани», в соответствии с которым с 01.01.2015г. создаются платные муниципальные парковки (парковочные места) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в центральной части г.Казани.

Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 4 названного Федерального закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Статьей 13 этого же Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено, в том числе принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными

Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Из изложенного выше следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Правовое определение термина парковка (парковочное место) приводится в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. В силу указанных норм, парковка (парковочное место) представляет собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Вышеуказанные муниципальные парковки созданы в целях реализации Федерального закона ФЗ №257 от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Ф3№ 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Закона РТ от 03.08.2009 №43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» для повышения безопасности дорожного движения, в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 18.04.2014 №2096 «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в г.Казани».

На созданных согласно постановлению Исполнительного комитета г.Казани от 30.12.2014 №7660 «О создании платных муниципальных парковок, расположенных на дорогах общего пользования местного значения г.Казани» муниципальных парковках услуги не оказываются, работы не выполняются, о чем указано в Правилах пользования платными муниципальными парковками на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г.Казани и размещения на них транспортных средств.

Таким образом, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на данные правоотношения не распространяется, а потому оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.12,56,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» в интересах неопределенного круга потребителей к Муниципальному бюджетному учреждению «Организатор городского парковочного пространства», Муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании действий по предоставлению услуг платной муниципальной парковки неправомерными, понуждении устранить нарушения прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.