Фрунзенский районный суд города Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-1577/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.08.2011г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова, в составе председательствующего судьи Аршинова Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Саратовской области о признании недостоверными, не соответствующими закону сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка, об исключении из государственного кадастра недвижимого имущества, сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что
ФИО1 имеет земельный участок площадью 2 331 кв.м. на праве постоянного бессрочного пользования кадастровым номером №, расположенный по адресу: Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами планы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан
платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Главой 31 НК РФ на территории Российской Федерации установлен земельный налог. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391НКРФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Истица не получала налоговых уведомлений об уплате земельного налога, поэтому земельный налог ею не уплачивался. В феврале 2011 г. ФИО2 от судебного пристава-исполнителя узнал, что в отношении ФИО1 вынесен судебный приказ от 24.04.2010 г. о взыскании земельного налога, который отменен согласно определения от 14.03.2011 г. ФИО2 обратился в Межрайонный отдел № 3 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с целью получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка для уплаты земельного налога за 2008, 2009 г. Межрайонный отдел № 3 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области предоставило кадастровую выписку от 25.02.2011 г., где указало сведения о кадастровой стоимости земельного участка на текущую дату в размере 9 575 724,69 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли составляет 4 107,99 руб. и сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. и на 01.01.2011 г, в размере 9 575 724,69 руб., а затем предоставило кадастровую выписку от 23.03.2011 г., где указало сведения о кадастровой стоимости земельного участка на текущую дату в размере 9 575 724,69 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли составляет 4 107,99 руб. и сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2008 г. в размере 6 263 327, 07 руб. и на 01.01.2009 г. в размере 9762577,65руб. Постановлением Правительства Саратовской области N 423-П от 30 ноября 2007 года утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Саратовской области, в том числе Балаковского муниципального района. Постановлением N 423-П от 30 ноября 2007 года Правительство Саратовской области утвердило средний удельный показатель кадастровой стоимости земель в разрезе кадастрового квартала с номером № исходя из вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4 188,15 руб./кв.,м. по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. Следовательно кадастровая стоимость составляет 9 762 577,65 руб. (5 188, 15 руб/м* 2 331 кв.м.) Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П (в редакции постановления от 03.08.09 г. № 343-П) по состоянию на 01.01.2010 г., 01,01.2011 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 575 724,69 руб. (УИКС -4107,99руб.) Указанная Межрайонным отделом № 3 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в кадастровой выписке кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 263 327, 07 руб. по состоянию на 01.01.2008 г. в перечисленных нормативно-правовых актах не значится, поэтому на каком основании внесена в Государственный кадастр недвижимости неизвестно. В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, по земельному участку с кадастровым номером № в ГКН значатся экономические характеристики в виде удельного показателя кадастровой (стоимости в размере 2 686,97 руб./кв.м. (6 263 327,07 руб. / 2331 кв.м.) по состоянию на 01.01.2008 г, и в размере 4 188,15 руб./кв.м. по состоянию на 01.01.2009 г. Полагает, что в Государственном кадастре недвижимости сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 64:40:03 01 01:96 внесены компетентным органом с нарушением порядка, установленного действующим законодательством (статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39), и названные показатели нельзя признать законно установленными и обоснованными. В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Согласно пункту И части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее по тексту - Роснедвижимость) и его территориальными органами. В силу пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил), Пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, дублируя положения пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, относит утверждение среднего уровня кадастровой стоимости к полномочиям органов исполнительной власти субъектов. В соответствии с пунктом 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Согласно утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02,2007 года № 39 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания), порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний. В силу пункта 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-11.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка. Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерство экономического развития от 28.06.2007 года №215 (далее по тексту - Регламент). В соответствии с пунктом 4 Регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает в себя следующее административные процедуры: - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной. По результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, в котором указываются сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9 Регламента). В силу пункта 9,4 Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более 3 рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр. В данном случае Правительство Саратовской области постановлением № 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области в границах кадастрового квартала № в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель правительство Саратовской области в постановлении № 423-П не утверждало. В соответствии с актом приема-передачи документации от 24.01.2008 года Управлением Роснедвижимости по Саратовской области переданы Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, в том числе, Приложение № 16 к отчету об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Саратовской области на 01.01.2007 года, таблица № 5 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Балаковскому муниципальному району, а также постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 года № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области». Таким образом, сведения от Управления Роснедвижимости по Саратовской области об экономических характеристиках земельного участка официально поступили в ФГУ «Земельная кадастровая палата» Саратовской области и внесены в ГКН в 2008 г. Фактически Роснедвижимость произвела проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие Методическим указаниям в 2009 году, то есть результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области внесены в Государственный кадастр недвижимости при отсутствии положительного заключения Роснедвижимости. Следовательно, действия Управления Роснедвижимости по Саратовской области по внесению в государственный кадастр удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка, не утвержденного в установленном порядке, и определенного исходя из этих показателей размера кадастровой стоимости земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у истицы, являются незаконными. Указанными действиями по внесению в Государственный кадастр недвижимости спорных экономических характеристик нарушено право ФИО1 на уплату законно установленного земельного налога. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области упразднено путем присоединения с передачей функций Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1847 от 25.12.2008 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу (государственной регистрации, кадастра и картографии. На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. На территории Саратовской области соответствующие изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области произошли 13 августа 2010 года. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/352 от 09 июля 2010 года утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. В соответствии со свидетельством серия 64 № 002672763 от 13 августа 2010 года налогового органа Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. В соответствии с положениями статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра; и картографии по Саратовской области в силу положений статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации № 1847 от 25.12.2008 и Положения об Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, утвержденного приказом № П/352 от 09.07.2010 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, является правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости. Ранее согласно Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.04г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Согласно приказу Росземкадастра от 26.09.01г. № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра», включая кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществлялось Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости через соответствующие земельные кадастровые палаты, т.е. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области по доверенности вносило сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в ГКН и предоставляло информацию о кадастровой стоимости земельных участков заявителям, а Управление Роснедвижимости по Саратовской области предоставляло ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области сведения государственной кадастровой оценки земли и осуществляло контроль за исполнением переданных учреждению функций. Таким образом, на момент внесения экономических характеристик кадастровой стоимости по спорному земельному участку в 2008 г. органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, т.е. органом кадастрового учета являлось Управление Роснедвижимости по Саратовской области, правопреемником которого в настоящее время является Управление Росреестра по Саратовской области. В соответствие с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с 01.12.2010 г. наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Учитывая вышеизложенное, с учетом уточнений просит -признать недостоверными (незаконными) внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м, расположенного но адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м, в размере 4 188,15 руб/кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9 762 577,65рублей по состоянию 01.01.2008 г.;
-признать недостоверными (незаконными) внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №» площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4 188,15 руб/кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9 762 577,65 рублей состоянию 01.01.2009г.;
-обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области исключить из Государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4 188,15 руб/кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9 762 577,65 рублей по состоянию 01.01.2009 г.; обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области исключить из Государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с; кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значении удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4 188,15 руб/кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9 762 577,65 рублей состоянию 01.01.2009 г.
Истец, ФИО1, извещена о слушании дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца, по доверенности ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дала объяснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что по состоянию на 17.06.2011г. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о государственной регистрации прав постоянного (бессрочного пользования ) ФИО1 на объект недвижимого имущества - земельный участок под автозаправочными и газонаполнительными объектами, общей площадью 2331 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: . государственная регистрация проведена на основании постановления главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 22.06.07г. №2099, кадастрового плана земельного участка, выданного территориальным (межрайонным) отделом №13 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области 19.12.2006 года №№, постановления главы администрации Балаковского муниципального образования саратовской области от 18.12.2006 г. №3243. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее -орган кадастрового учета). Пунктом 2 названной статьи установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями, соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. На основании приказа Росземкадастра от 26.09.2001 № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра» действовавшим в период внесения сведений, исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром через соответствующие земельные кадастровые палаты. Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.03.2009 № 409-р организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости (включая Федеральные государственные учреждения «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации), отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Целью деятельности государственных учреждений, определенной их уставами, является обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) и кадастрового учета недвижимого имущества, включая формирование и хранение документации, образующейся в рамках данной деятельности. При этом Управление, в силу полномочий, закрепленных Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положением об Управлении Росреестра по Саратовской области от 09.07.2010 № ПУ352, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляет контроль за исполнением функций, осуществляемых ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, подведомственной Управлению, по внесению информации в ГКН. Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» утвержден план-график наделения Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, постановку земельных участков на кадастровый учет, в том числе учет изменений уникальных характеристик земельных участок осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области. Данное учреждение является самостоятельным, имеет соответствующую материально-техническую базу для осуществления своих функций и полномочий. При этом, Управление не может дублировать функции ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в указанное сфере, а также давать какие-либо указания, в частности по исключению сведений из ГКН. В соответствии с Положением об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (утвержденным приказом Роснедвижимости от 26.07.2006 № П/0221), Управление осуществляло государственную кадастровую оценку земель, а также осуществляло контроль за исполнением функций, осуществляемых, подведомственной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, по внесению информации в ГКН (после издания соответствующих нормативных правовых актов). В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», а также согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов. А как было указано выше, учет изменений уникальных экономических характеристик земельных участок осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая - палата» по Саратовской области. Правительство Саратовской области постановлением № 423-П от 30.11.2007 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Саратовской области по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр, и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области. Как следует из ответа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 25.05.2011 № 239 земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет на основании заявления ФИО1 № 1695 от 05.11.2001 с целевым назначением - «земли промышленности и коммунально-складской застройки» в соответствии с постановлением главы БОМ от 09.10.2001 №3097. По заявлению ФИО2 о постановке на ПСУ № 40/06-781 от 23.10.2006 указанный выше земельный участок был внесен в базу данных с тем же целевым назначением, при этом экономические характеристики не определялись. По заявлению ФИО2 № 40/06-2336 от 19.12.2006г. в соответствии с постановлением главы администрации БМО от 18.12.2006 № 3243 было изменено целевое назначение земельного участка на «земли под автозаправочными и газонаполнительными станциями». 28.12.2006г. в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 6-П от 24.01.2003 были определены экономические характеристики земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составила 6263327,07 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земель 2686,97 руб. за кв.м. 13.02.2008 были внесены сведения об экономических характеристиках данного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007г. Кадастровая стоимость земельного участка составила 9762577,65 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земель составил 4188,15 руб. за кв.м. 31.08.2009 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 343-П от 03.08.2009 были внесены сведения об экономических характеристиках, кадастровая стоимость земельного участка составила 9575724,69 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земель 4107,99 руб. за кв.м. Согласно ст. 5 Закона Саратовской области от 05.09.1996 «О Правительстве Саратовской области» постановления и распоряжения Правительства области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Саратовской области. На основании вышеизложенного считает, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 03.08.2009г. № 343-П, принятого надлежащим органом власти в пределах предоставленных ему полномочий обязательного к исполнению на всей территории Саратовской области. Таким образом, истец обладает достоверной информацией о кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка. Следовательно, отсутствуют основания для исключения из ГКН экономических характеристик в отношении вышеуказанного земельного участка.
Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Саратовской области», просила в иске отказать по основаниям, что постановка на учет земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: обл. , площадь 2331 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленной и коммунально-складской застройкой, произведена 27.10.2006г. в соответствии с Постановлением главы Балаковского муниципального образования от 09.10.2001 №3097. С 21.12.2006г. на основании Постановление главы Балаковского муниципального образования от 18.12.2006г. №3243 вид разрешенного использования земельного участка стал «Под автозаправочными и газонаполнительными объектами». В соответствии с пунктом 1.3. Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222, Учреждение определяет кадастровую стоимость земельных участков в случаях: образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границ, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесении земельного участка к определенной категории земель. Соответственно после изменения вида разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость была рассчитана 28.12.2006г. на основании Постановление правительства Саратовской области от 24.01.2003г. №6-П - удельный показатель кадастровой стоимости 2686.97руб./кв.м. (5 вид разрешенного использования), кадастровая стоимость 6263327.07 руб. Управление Роснедвижимости по Саратовской области 04.02.2008г., с сопроводительным письмом от 24.01.2008г. №4-101, передало в ФГУ «ЗКП» результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, а также постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007г. №423-П. На основании вышеуказанных документов 13.02.2008г. были внесены сведения об экономических характеристиках земельного участка № - удельный показатель кадастровой стоимости 4188.15 руб./кв.м., (5 вид разрешенного использования), кадастровая стоимость 9762577.65 руб. ФГУ «ЗКП» в рамках своих полномочий, не устанавливает размер удельного показателя кадастровой стоимости, не проводит работ по оценке земель и соответственно не может нести ответственность за данные действия. Также ссылается на пропуск истцом трехмесячного срока для обращения в суд.
Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 на праве постоянного бессрочного пользования имеет земельный участок площадью 2 331 кв.м. кадастровым номером №, расположенный по адресу:
Согласно сведениям межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Саратовской области и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ленинградской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей запись о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя отсутствует.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела по земельному участку с кадастровым номером № в ГКН значатся экономические характеристики в виде удельного показателя кадастровой (стоимости в размере 4188,15 руб./кв.м., кадастровая стоимость 962577,65руб. по состоянию на 01.01.2008 г, и в размере 4 188,15 руб./кв.м. кадастровая стоимость 962577,65руб. по состоянию на 01.01.2009 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2005) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Расчет кадастровой стоимости земельных участков производится в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 и разработанными в его реализацию Техническими рекомендациями, утвержденными Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1,10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Регламента).
По результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Отчет содержит следующие сведения: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9 Регламента).
Пункты 9.4., 9.5., 9.6., 9.8., 9.9., 11 Регламента устанавливают, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка). В случае соответствия Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость. После получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания Регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной в соответствии с его требованиями.
Изложенное свидетельствует о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации является единственным компетентным органом, в полномочия которого входит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов путем принятия акта об утверждении ее результатов. Орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр результаты государственной кадастровой оценки, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом, показатели должны содержаться в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1847 от 25.12.2008 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). На Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. На территории Саратовской области соответствующие изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области произошли 13 августа 2010 года. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/352 от 09 июля 2010 года утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
В соответствии со статьей 70 Земельного Кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно приказу Росземкадастра от 26.09.01 г. № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, включая кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) через соответствующие земельные кадастровые палаты.
Таким образом, органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра является Управление Роснедвижимости по субъекту РФ, т.е. в рассматриваемом деле органом кадастрового учета является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30, на основании решения данного органа, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.03.2009 года № 409-р организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости (включая ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ), отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Целью деятельности государственных учреждений (ФГУ «Земельная кадастровая палата»), определенной их уставами, является обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) и кадастрового учета недвижимого имущества, включая формирование и хранение документации, образующейся в рамках данной деятельности.
Функции по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, на основании сведений, предоставляемых Управлением Роснедвижимости по Саратовской области, которое осуществляет контроль, предоставляет сведения для внесения в реестр, удостоверяет представленные на согласование кадастровые паспорта.
Постановлением Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (Приложение 1) были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов, полученных в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, в том числе, и для кадастровых кварталов земельных участков Балаковского муниципального района. Позднее, Приложение № 1 к постановлению Правительства Саратовской области № 423-П от 30.11.2007 года было признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области № 75-П от 03.03.2009 года. Постановлением Правительства Саратовской области № 121-П от 02.04.2009 года (Приложение № 1) были вновь утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов.
Постановлением Правительства Саратовской области № 270-П от 07.07.2009 года постановление Правительства Саратовской области № 121-П от 02.04.2009 года было признано утратившим силу, им же были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов (Приложение № 1) и значения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Саратовской области (Приложение № 3)по состоянию на 1 января 2007 года.
Правительство Саратовской области постановлением № 423-П утвердило по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям N 1 и 2 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области в границах кадастрового квартала 64:40:03: 01 01 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель правительство Саратовской области в постановлении № 423-П не утверждало.
Согласно акту приема-передачи документации от 24.01.2008 года Управлением Роснедвижимости по Саратовской области переданы Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, в том числе, Приложение № 16 к отчету об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Саратовской области на 01.01.2007 года, таблица № 5 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Балаковскому муниципальному району, а также постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 года № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области». Таким образом, сведения от Управления Роснедвижимости по Саратовской области об экономических характеристиках земельного участка официально поступили в ФГУ «Земельная кадастровая палата» Саратовской области и внесены в ГКН в 2008 г. Фактически Роснедвижимость произвела проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие Методическим указаниям в 2009 году, то есть результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области внесены в Государственный кадастр недвижимости при отсутствии положительного заключения Роснедвижимости, что является нарушением п.9.4 Регламента.
Таким образом, в государственном кадастре недвижимости были сформированы экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № - его кадастровая стоимость в размере 9762577,65 рублей, а также размер удельного показателя кадастровой стоимости, составляющего 4188,15 руб./кв.м. по состоянию на 01.01.2008 года и на 01.01.2009г., достоверность которых не была подтверждена Роснедвижимостью в соответствии с Регламентом.
Изложенные обстоятельства позволяют удовлетворить требования истца о признании недостоверными, не соответствующими закону сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2008г., признании недостоверными, не соответствующими закону сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу : в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2009г.
Удовлетворяя требования истца в этой части, суд учитывает, что наличие указанных сведений в реестре недвижимости нарушает права и законные интересы истца, поскольку сведения об экономических характеристиках земельного участка влияют на величину земельного налога. Кроме того, Постановлением Правительства № 270-П признано утратившим силу постановления Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" заново установлены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007года ; Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 4108,2 руб./м, а следовательно кадастровая стоимость 9576214,2руб., то есть величина земельного налога устанавливалась бы меньше (согласно справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области- налог на 01.01.2008г. исчислен из кадастровой стоимости 976578,000 руб. по состоянию на 01.01.2009 года исчислен из кадастровой стоимости 976578, 00 руб.).
Так, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли. Одной из формы платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель признается плательщиком земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Доводы ответчиков о том истцу необходимо оспаривать положения Постановления Правительства Саратовской области № 423-П не могут быть приняты судом во внимание, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, они не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и юридических лиц. Такие акты не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования.
Суд не соглашается с доводами представителей ответчика о пропуске истцом срока на подачу заявленных требований, поскольку ФИО1 заявлены требования в порядке искового производства, в связи с чем в данном случае подлежат применению положения ст. 196 ГК РФ, согласно которой общий срок исковой давности устанавливается в три года. Так из имеющихся документов судом установлено, что истцу стало известно о нарушении своего права 12.10.2008 года после получения кадастровой выписки. Следовательно, трехгодичный срок истекает 12.10.2011г. Истец обратился с требованиями 03.06.2011г.
В соответствии с приказом от 11 марта 2010 г. № П/93 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии « О наделении федеральных государственных учреждений» Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета приказано наделить федеральные государственные учреждения « Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области ФИО4 № 49-рп от 06 сентября 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области наделена полномочиями органа кадастрового учета.
В связи с чем, именно на ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области как на орган наделенный полномочиями по ведению кадастрового учета ( в том числе и по исправлению кадастровых и технических ошибок в кадастровых сведениях) надлежит возложить обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2008г., исключить из государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2009г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2008г.
Признать недостоверными, не соответствующими закону сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2009г.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области исключить из государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером № площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2008г.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области исключить из государственного кадастра недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2331 кв.м., расположенного по адресу: в виде значений удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 4188,15 кв.м. и кадастровой стоимости в размере 9762577,65 руб. по состоянию на 01.01.2009г.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме-08 августа 2011г.
Судья Е.В. Аршинова