Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2015 года Няганский городской суд Ханты-Мансийского Автономного округа -ЮГРА в составе:
Председательствующего судьи: Беца Г.Д.
секретаре: Скурту Ю.Н.
При участии представителя заявителя ФИО1
Заинтересованного лица главного государственного инспектора труда ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО о признании незаконным предписания от дата Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
У С Т А Н О В И Л
Заявитель предъявила в суд заявление о признании незаконным предписания Главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда ХМАО-Югры. В обоснование требований пояснила следующее.
дата в отношении ООО было вынесено Предписание № об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное Главным Государственным инспектором труда - начальником отдела ГИТ по ХМАО-Югре ФИО2.
Указанное Предписание дата считает незаконным и подлежащим отмене в части, а именно пункты 1, 3-12, 14-15 обжалуемого предписания, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Между тем, спор по выплате дополнительного вознаграждения за работу по трудовому договору в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации, является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В силу ст. 391 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был знать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения копий приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки.
Государственный инспектор труда выдает предписание по трудовым спорам с целью защиты прав работника, для которого предусмотрен срок в три месяца для обжалования в суд.
Оспариваемое предписание было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работники имели возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также следующие выплаты:
компенсационные — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера, стимулирующие -доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Как видно из приведенной нормы Трудового кодекса Российской Федерации в заработную плату включаются компенсационные выплаты, к которым, в свою очередь, относятся доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, за работу во вредных условиях и др.
На основании изложенного, уточнив требование в судебном заседании, заявитель просила:
Предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном Округе - Югре дата признать незаконным частично и отменить пункты 1,3-12, 14-15 названного Предписания.
В судебном заседании представитель заявителя на изложенном в заявлении настаивала.
Главный инспектор по труду, полагает вынесенное предписание обоснованным и в соответствии с законом, поскольку установлены нарушение прав работников в области трудового законодательства и данный спор не является индивидуальным трудовым спором.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Главным государственным инспектором труда, начальником отдела ГИТ по ХМАО-Югре в ООО проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства по факту обращения работника предприятия ФИО3. в инспекцию по труду в <адрес>.
Проведенной проверкой Главным государственным инспектором труда выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся, в неправильной оплате труда по ежегодному и дополнительному отпускам, работ, произведенных в праздничные дни, сверхурочные работы, а также процентные надбавки к заработной плате, оплату за вредные условия труда.
По результатам проверки Главным государственным инспектором труда, начальником отдела ГИТ по ХМАО-Югре ФИО2 выдано предписание от дата (л.д.5-8), которым признаны незаконными действия работодателя в части оплаты ежегодного и дополнительных отпусков, оплаты работ в праздничные дни, сверхурочные, а также процентные надбавки к заработной палате, оплату за вредные условия труда.
Полагая данное предписание незаконным, поскольку Главный государственный инспектор труда, начальник отдела ГИТ по ХМАО-Югре превысил свои полномочия, установленные статьями 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации, представитель ООО обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания в части п.1,3-12,14-15 от дата.
Главой 57 ТК РФ федеральные инспекции труда отнесены к категории органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.
Статьями 353, 356, 357 ТК РФ на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года N 875 предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Абзацем 6 части 1 ст.357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной статьи при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В силу п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Аналогичное закреплено в ст.10 ТК РФ согласно, которой, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Так согласно ст.2 Конвенции Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года за № 58-ФЗ, установлено, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспектора труда обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.
При этом в п.1 ст.3 указанной Конвенции в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как
например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении, благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным, в той мере, в какой мере инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений.
Вместе с тем, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписаний по трудовым спорам.
Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В силу ст.381 ТК РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) являются индивидуальным трудовым спором.
Следовательно, согласно указанной нормы, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. При этом в трудовом законодательстве государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
Как указано ранее Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам, в том числе связанные с выплатой заработной платы и оплаты сверхурочной работы. А также не предоставлено право рассматривать индивидуальные трудовые споры, связанные с выплатой заработной платы и оплатой сверхурочной работы.
Согласно представленного в материалах дела заявления работника ФИО4 у него с работодателем возникли разногласия по оплате труда и отдыха (предписание п.1,3-12,14-15), что в соответствии ст.381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, который в силу ст.382 ТК РФ рассматривается либо в комиссии по трудовым спорам, созданным на предприятии либо в суде.(л.д.5-7,30-31).
Как видно из Акта проверки дата органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя внеплановая проверка проводилась на основании заявления работника, который полагал нарушенными свои права в области оплаты труда и отдыха.
Следовательно, между работником и работодателем возникли разногласия, касающиеся индивидуального спора, т.е. работника (л.д.9-12).
В связи с чем, согласно трудового законодательства, работник мог осуществить реализацию нарушенных прав посредством разбирательства в суде, либо в комиссии по трудовым спорам, о чем Главный государственный инспектор труда должен был разъяснить работникам заявителя, в соответствии с п.5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года за № 324
Трудовым законодательством предусмотрены сроки для обращения работников в комиссию по разрешению трудовых споров (статья 386 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права) и суд (статья 392 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки).
Для обращения в государственную инспекцию труда такие сроки не предусмотрены, но исходя из смысла закона, на государственного инспектора труда распространяется норма статьи 392 Трудового кодекса о сроках обращения в суд, поскольку права инспектора труда являются производными от прав работника, интересы которого он защищает.
Кроме того, предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника.
Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок.
Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Оспариваемое предписание вынесено по истечении установленного Трудовым кодексом Российской Федерации трехмесячного срока, в течение которого ФИО4. имел возможность обратиться в суд или иной уполномоченный орган за разрешением спора об оплате труда и отдыха.
Направив в адрес заявителя Предписание дата по обстоятельствам, изложенным в п.1,3-12,14-15, Главный инспектор по труду превысил свои полномочия, следовательно, вынесенное предписание не может являться законным и обоснованным.
Требования исполнения предписания в результате проверки, произведенной с нарушением закона, влечет его недействительность (аналогия закона ст.168 ГК РФ).
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,257,258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и не подлежащим исполнению п.1,3-12,14-15 предписания дата Главного государственного инспектора труда, начальника ГИТ по ХМАО-Югре ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Няганский городской суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Д.Беца
Решение изготовлено в окончательной форме дата