ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1577/18 от 21.05.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Широковой М. В.,

при секретаре Гуровой О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1577/2018 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования города Братска (далее по тексту – администрация г. Братска), в котором, с учетом уточнений, просит:

возложить на ответчика обязанность провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, расположенного по адресу: <адрес>; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее для проведения государственной экспертизы и утверждения в Енисейское управление Ростехнадзора, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность уточнить в Российском регистре гидротехнических сооружений сведения о собственнике и классе гидротехнических сооружений шламонакопителя ***, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность разработать паспорт гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, проект мониторинга безопасности ГТС, инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, инструкцию по эксплуатации ГТС, журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность составить годовой отчет о состоянии гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 за 2017 год, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность обратиться в Енисейское управление Ростехнадзора за получением разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность разработать правила эксплуатации гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность определить эксплуатирующую организацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, обеспечить непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность организовать осуществление контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2: систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения; текущие смотры гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 с занесением результатов в специальный журнал, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность организовать проведение анализа данных натурных наблюдений за безопасностью гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, а также оценки безопасности гидротехнического сооружения, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений шламонакопителя №2, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность обеспечить страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу;

возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Иркутской области для включения шламонакопителя № 2 в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке, в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал на то, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией г. Братска бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.

В ходе проверки установлено, что на основании договора дарения от 24.11.2016 муниципальное образование г. Братска приняло от ОАО «Группа «Илим» в собственность шламонакопитель ***, инвентарный ***, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый или (условный номер) ***.

09.12.2016 администрацией г. Братска зарегистрировано право муниципальной собственности на указанное гидротехническое сооружение, 30.12.2016 оно включено в реестр муниципального имущества г. Братска.

Целью принятия шламонакопителя № 2 в муниципальную собственность г. Братска является использование для захоронения коммунальных отходов.

Шламонакопитель № 2 предназначен для складирования отходов цеха каустизации регенерации извести, технологической электростанции ООО «Илимхимпром», ПОСП, а также для осветления оборотной воды, подаваемой на технологические нужды предприятия. Класс гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 - IV. Складируемые на шламонакопитель отходы относятся к IV классу опасности.

Заполненность отходами на момент передачи шламонакопителя администрации г. Братска составляла 2,4 млн. куб. м.

Указанный шламонакопитель № 2 с максимальной высотой низовой ограждающей дамбы 24 м, с 01.01.2014 относится ко II классу.

В нарушение требований действующего законодательства, администрацией г. Братска не проводилось преддекларационное обследование шламонакопителя № 2, акт преддекларационного обследования с заключением о необходимости разработки декларации безопасности ГТС отсутствует, декларация безопасности шламонакопителя № 2 не составлялась, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти не представлялась. Данные о собственнике и классе гидротехнического сооружения в Российском регистре гидротехнических сооружений не уточнялись.

Помимо декларации безопасности гидротехнического сооружения Раздел III Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов содержит перечень иных документов, необходимых для эксплуатации накопителей.

Кроме того, паспорт ГТС, проект мониторинга безопасности ГТС, инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, инструкция по эксплуатации ГТС, журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля администрацией муниципального образования г. Братска не разрабатывались, годовой отчет о состоянии ГТС за 2017 год не составлялся.

У администрации г. Братска отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2.

Также ответчиком не разработаны правила эксплуатации гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, не определена эксплуатирующая организация, не обеспечена непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения.

Кроме того ответчиком не проводится контроль (мониторинг) за показателями состояния шламонакопителя, систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения, а также текущие осмотры с занесением результатов в специальный журнал, не осуществляется анализ данных натурных наблюдений за безопасностью гидротехнического сооружения, а также оценка безопасности гидротехнического сооружения.

Также в нарушение действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения отсутствует; расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения администрацией г. Братска не производился.

Кроме того, учитывая, что шламонакопитель № 2 является объектом размещения отходов, он должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, шламонакопитель № 2 в ГРОРО не внесен, в связи с чем размещение отходов на данном объекте запрещено.

Нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации г. Братска нарушает государственную политику, направленную на обеспечение постоянного контроля за состоянием безопасности ГТС и их воздействием на окружающую среду; предотвращение возникновения аварийных ситуаций; управление в области рациональной и безопасной эксплуатации ГТС.

Заявленные требования обосновывает положениями ст.ст. 3, 5, 8, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом РФ 26.05.1998, Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвонинская М. Н., действующий на основании прав по должности, заявленные требования, с учетом уточнений в части определения срока исполнения требований - в срок в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу, поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Братска – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Братского межрайонного природоохранного прокурора не согласилась. Суду пояснила, что право собственности у администрации г. Братска на шламонакопитель возникло не так давно, и поэтому он не был тщательным образом обследован, декларирован. Считает, что поскольку в настоящее время шламонакопитель не используется по назначению и не эксплуатируется, никакой грозы он не представляет, в связи с чем просит отказать Братскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований полностью.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, изучив все материалы дела, предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Правительство Российской Федерации, в том числе: разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений; устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности; устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался; устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений.

Статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

Как определено ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Как определено ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, а также нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, относится к нарушениям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Положениями статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 6).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7).

Согласно критериям классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986, ограждающие сооружения хранилищ жидких отходов с высотой от 20 до 50 метров относятся ко II классу - гидротехническое сооружение высокой опасности.

В соответствии с п. 3 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом РФ 26.05.1998, граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, организуют органы местного самоуправления.

Пунктом 3.3.7 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом РФ 26.05.1998, определено, что на каждом сооружении должны вестись систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения. Результаты наблюдений, периодичность и точность которых устанавливаются руководством службы эксплуатации, фиксируются в специальном журнале.

В силу п. 4.2.2. названных Правил, текущие осмотры гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений проводятся регулярно в плановом порядке инженерно-техническими работниками эксплуатационной службы с занесением результатов в специальный журнал.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 утверждены Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, распространяющиеся на гидротехнические сооружения (ГТС) хранилищ жидких отходов промышленности (хвостохранилища, шламохранилища, шламонакопители, гидроотвалы, накопители промышленных стоков, водохранилища) организаций, производств и объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России, независимо от их организационно - правовых форм собственности, и устанавливающие требования, обязательные для исполнения собственником ГТС и эксплуатирующей организацией при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации ГТС (п.п. 1.1, 1.3 указанных Правил) (далее по тексту – Правила от 28.01.2002 № 6).

Как определено п. 2.3 Правил от 28.01.2002 № 6, собственник ГТС или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности ГТС, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности ГТС на утверждение в органы Госгортехнадзора России.

Составлению декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся ГТС предшествует обследование ГТС, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органов Госгортехнадзора России.

Декларация безопасности ГТС подлежит государственной экспертизе и утверждению в порядке, установленном Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303, и другими нормативными документами Госгортехнадзора России, утвержденными в установленном порядке.

Перечень основной документации, необходимой для обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и оборудования определен в п. 3.4 Правил от 28.01.2002 № 6.

Приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395 утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), устанавливающие структуру и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений, в соответствии с которыми собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию ГТС.

Пунктом 4 данных Требований определено, что собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит достоверно установленным, что на основании договора дарения от 24.11.2016 № 028-2080-16 муниципальное образование г. Братска приняло от ОАО «Группа «Илим» в собственность шламонакопитель № 2, инвентарный номер ***, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый или (условный номер) ***).

09.12.2016 право собственности муниципального образования г. Братска на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за ***.

Выпиской из реестра муниципального имущества города Братска от 13.03.2018 *** подтверждается, что объект размещения загрязняющих опасных отходов – шламонакопитель № 2, назначение: сооружения гидротехнические, общей площадью 801 481,8 кв.м, год ввода в эксплуатацию 1971, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр муниципального имущества г. Братска 30.12.2016.

Согласно проектной документации, декларации безопасности гидротехнических сооружений шламонакопителей № 1, № 2, № 3 филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске, утвержденной и.о. руководителя Прибайкальского Управления Ростехнадзора 03.04.2012, сроком действия на 5 лет, прошедшей государственную экспертизу, гидротехнические сооружения шламонакопителя № 2 введены в эксплуатацию в 1972 году. В состав гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, образующих напорный фронт, входят: верховая ограждающая дамба № 1 длиной 239,0 м, максимальной высотой 6,3 м, верховая ограждающая дамба № 2 длиной 178,0 м, максимальной высотой 6,0 м, низовая ограждающая дамба длиной 835,0 м, максимальной высотой 24,0 м. Шламонакопитель № 2 предназначен для складирования отходов цеха каустизации регенерации извести, технологической электростанции ООО «Илимхимпром», ПОСП, а также для осветления оборотной воды, подаваемой на технологические нужды предприятия. Класс гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 -IV. Складируемые на шламонакопитель отходы относятся к IV классу опасности.

Из годовых отчетов о состоянии шламонакопителей № 1, № 2, № 3 за 2015, 2016 года следует, что вместимость шламонакопителя № 2 составляет 4,9 млн. куб.м., заполненность отходами на момент передачи шламонакопителя администрации города Братска составила 2,4 млн. куб. м.

Таким образом, суд находит достоверно установленным, что муниципальному образованию городу Братску с 09.12.2016 на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение - шламонакопитель № 2, расположенный по адресу: <адрес>.

При этом данный шламонакопитель, в силу критериев классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986, относится ко II классу, то есть гидротехническому сооружению высокой опасности.

Из материалов дела следует, что по данным Российского регистра гидротехнических сооружений гидротехнические сооружения шламонакопителя № 2 зарегистрированы в РРГТС за №№ 216250000279400 - 216250000279404.

Как следует из обоснования иска и подтверждается материалами дела, на основании решения Братского межрайонного природоохранного прокурора от 19.02.2018 № 19 в период с 20.02.2018 по 21.03.2018 Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией г. Братска бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений проведена проверка исполнения указанного законодательства администрацией города Братска.

В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 8, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 2.3 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6, администрацией г. Братска не проводилось преддекларационное обследование указанного шламонакопителя, отсутствует акт преддекларационного обследования с заключением о необходимости разработки декларации безопасности ГТС, декларация безопасности шламонакопителя № 2 не составлялась, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти не представлялась. Данные о собственнике и классе гидротехнического сооружения в Российском регистре гидротехнических сооружений также не уточнялись.

Кроме того, в нарушение п. 3.4 Правил от 28.01.2002 № 6, ответчиком не были разработаны паспорт ГТС, проект мониторинга безопасности ГТС, инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, инструкция по эксплуатации ГТС, журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля, не был составлен годовой отчет о состоянии ГТС за 2017 год.

Также в ходе проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», у администрации г. Братска отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2.

Кроме того, в нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395, ответчиком не приняты меры к разработке правил эксплуатации гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, не определена эксплуатирующая организация, не обеспечена непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения.

Помимо указанного, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.п. 3.3.7, 4.2.2 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом РФ 26.05.1998 ответчиком не осуществляется контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения - шламонакопителя № 2, не проводятся систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения, а также текущие осмотры, с занесением результатов в специальный журнал, не осуществляется анализ данных натурных наблюдений за безопасностью гидротехнического сооружения, оценка его безопасности.

Также, в нарушение ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ответчиком не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения.

Кроме того, из материалов дела следует, что названный шламонакопитель не внесен, в соответствии с требованиями п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в государственный реестр объектов размещения отходов, что в силу п. 7 ст. 12 указанного Закона, свидетельствует о запрете размещения отходов на данном объекте.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения ответчиком требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Доводы представителя ответчика о том, что спорный объект недвижимости перешел в собственность муниципального образования г. Братска не так давно, в связи с чем он не был тщательным образом обследован и задекларирован, равно как и доводы о том, что шламонакопитель не используется и не эксплуатируется в настоящее время по назначению, суд отклоняет за отсутствием правовой состоятельности. Указанные ответчиком обстоятельства не освобождают его от ответственности за нарушение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, которые, исходя из вышеназванных правовых норм, идут в разрез с государственной политикой, направленной на обеспечение постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, управление в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, суд находит требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, расположенного по адресу: <адрес>; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее для проведения государственной экспертизы и утверждения в Енисейское управление Ростехнадзора, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность уточнить в Российском регистре гидротехнических сооружений сведения о собственнике и классе гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность разработать паспорт гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, проект мониторинга безопасности ГТС, инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, инструкцию по эксплуатации ГТС, журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехнического контроля, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность составить годовой отчет о состоянии гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 за 2017 год, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность обратиться в Енисейское управление Ростехнадзора за получением разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность разработать правила эксплуатации гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность определить эксплуатирующую организацию гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, обеспечить непрерывность эксплуатации гидротехнического сооружения, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность организовать осуществление контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2: систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения; текущие смотры гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2 с занесением результатов в специальный журнал, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность организовать проведение анализа данных натурных наблюдений за безопасностью гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, а также оценки безопасности гидротехнического сооружения, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность обеспечить страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений шламонакопителя № 2, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования города Братска обязанность обратиться в Управление Росприроднадзора по Иркутской области для включения шламонакопителя № 2 в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке, в срок - в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М. В. Широкова