ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1577/20 от 18.03.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 года <адрес>

Калужский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тимохиной Н.А.,

при секретаре Косёнковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ КО «МФЦ <адрес>» о возмещении материального вреда, причиненного ненадлежащим исполнением обязанностей, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ КО «МФЦ <адрес>», просила взыскать с ответчика возмещение материального вреда, причиненного ненадлежащим исполнением сотрудником центра своих обязанностей в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГБУ КО «МФЦ <адрес>» с заявлением о предоставлении материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка, документы приняты сотрудником центра ФИО2, однако в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей сотрудника центра выплата произведена не была.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО2, управление социальной защиты <адрес>.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГБУ КО «МФЦ <адрес>» по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях.

Третье лицо ФИО2 возражал против удовлетворения иска.

Третьи лица Министерство труда и социальной защиты, управление социальной защиты <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с указанным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях осуществления организации деятельности многофункциональных центров высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет один многофункциональный центр, расположенный на территории данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона (далее - уполномоченный многофункциональный центр) (пункт 2 статьи 15 ФЗ от 27.07.2010г. №210-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ КО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» и Городской Управой <адрес> заключено соглашение предметом которого является порядок взаимодействия между МФЦ и органом при предоставлении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, в том числе услуги по предоставлению материнского (семейного) капитала при рождении третьего или последующих детей.

Согласно пункту 3.2 соглашения, в обязанности МФЦ входит направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения межведомственные запросы, необходимые для предоставления услуг не позднее двух рабочих дней с момента регистрации заявления на предоставление государственных и муниципальных услуг. В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения ответов на межведомственные запросы МФЦ (или ТОСП), направлять пакет документов (заявление, документы, ответы на межведомственные запросы) в орган.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился третий ребенок ФИО1ФИО5, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГБУ КО «МФЦ <адрес>» с заявлением о предоставлении материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка, при этом к заявлению были приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия свидетельств о рождении детей, справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с одним из родителей.

Заявление и приложенные документы были приняты оператором ГБУ КО «МФЦ <адрес>» ФИО2, что подтверждается распиской о принятии документов (л.д.16).

Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что заявление и документы ФИО1 о предоставлении материнского капитала при рождении третьего ребенка в управление социальной защиты <адрес> не передавались.

Из пояснений ФИО2 в судебном заседании следует, что документы не были переданы в управление социальной защиты <адрес> в связи с отсутствием сведений о реквизитах счета, открытого на имя ФИО1, для перечисления материнского капитала, истице было предложено донести недостающий документ, поскольку реквизиты истицей предоставлены не были, заявление ФИО1 в управление социальной защиты <адрес> не передавалось.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что не представила реквизиты счета, поскольку ДД.ММ.ГГГГ была госпитализирована с ребенком в больницу, а ДД.ММ.ГГГГФИО1ФИО6 умерла, в сентябре 2017 года вновь обратилась в ГБУ КО «МФЦ <адрес>», однако сотрудница центра, находящаяся на ресепшене, в принятии документов ей отказала, ссылаясь на то, что ребенок умер, посоветовала обратиться в управление социальной защиты <адрес>. В январе 2018 года в устной форме обратилась в управление социальной защиты <адрес>, однако в принятии документов ей было отказано.

Вопросы предоставления материнского (семейного) капитала регулируются законом <адрес> от 27 декабря 2011 года №240-ФЗ «О материнском (семейном) капитале» и постановлением <адрес> от 27 февраля 2012 года 389 «Об утверждении Положения о порядке предоставления материнского (семейного) капитала».

<адрес> от 27 декабря 2011 года №240-ОЗ (в редакции Закона от 27.12.2011г.) «О материнском (семейном) капитале» на территории <адрес> в целях улучшения демографической ситуации в <адрес> установлена дополнительная мера социальной поддержки семей при рождении третьего или последующих детей в форме материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал).

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, постоянно проживающих не менее одного года на территории <адрес>, на момент обращения за материнским капиталом (статья 1 Закона).

Право на материнский капитал при рождении третьего или последующих детей имеют лица, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала в соответствии с настоящим Законом: женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (статья 2 Закона).

Согласно статья 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (в редакции Закона от 27.12.2011г.) «О материнском (семейном) капитале» материнский капитал устанавливается в размере 50000 рублей и выплачивается единовременно. Материнский капитал предоставляется, если обращение за его назначением со всеми необходимыми документами последовало не позднее одного года со дня рождения (усыновления) ребенка. Порядок предоставления материнского капитала, перечень необходимых документов устанавливаются <адрес>.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке предоставления материнского (семейного) капитала» лицо, указанное в статье <адрес> "О материнском (семейном) капитале" (далее - заявитель), или его представитель для получения материнского капитала представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении материнского капитала и следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя и его регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории <адрес>; документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия (в случае обращения через представителя); свидетельства о рождении детей; справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с одним из родителей; свидетельство об усыновлении ребенка (детей) (в случае, если заявитель является усыновителем). В случае изменения заявителем места жительства на территории <адрес> уполномоченным органом направляется запрос в орган социальной защиты населения по прежнему месту жительства (месту пребывания) заявителя о неполучении им материнского капитала.

В заявлении о предоставлении материнского капитала указываются: наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; фамилия, имя, отчество заявителя без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи); сведения о месте жительства (месте пребывания) заявителя (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию на территории <адрес>; сведения о составе семьи; способ получения материнского капитала: перечислением на лицевой счет заявителя, открытый в кредитной организации; сведения о реквизитах счета, открытого заявителем (наименование организации, в которую должен быть перечислен материнский капитал, банковский идентификационный код (БИК), номер счета заявителя); согласие заявителя на обработку его персональных данных. Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления.

Согласно должностной инструкции специалиста 1 категории отдела по работе с заявителями <адрес>ФИО2, к его должностным обязанностям относится обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям независимо от места их регистрации на территории <адрес>, консультирование, прием и выдача документов гражданам по вопросам, входящим в компетенцию отдела по работе с заявителями <адрес> ГБУ КО «МФЦ <адрес>», проверка соответствия представленных заявителем документов, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг требованиям, соответствующих административных регламентов. В случае отсутствия необходимых документов, либо их несоответствия установленным формам и бланкам, специалист должен уведомить заявителя о возможности получения отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр, его работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации: за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, заявлений, составленных на основании комплексных запросов, иных сведений, документов и (или) информации, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения многофункциональными центрами или их работниками обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, соглашениями о взаимодействии, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 16 Закона РФ №210-ФЗ от 27 июля 2010 г.).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании изложенного, поскольку в результате ненадлежащего исполнения специалистом ГБУ КО «МФЦ <адрес>» ФИО2 своих должностных обязанностей по передаче, представленных ФИО1 в управление социальной защиты <адрес> заявления и документов на получение материнского капитала при рождении третьего ребенка, истица лишилась возможности получить денежные средства в размере 50 000 рублей, выплата которых предусмотрена <адрес> от 27 декабря 2011 года №240-ОЗ (в редакции Закона от 27.12.2011г.) «О материнском (семейном) капитале», суд приходит к выводу, что ФИО1 причинены убытки в размере 50 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» с ГБУ КО «МФЦ <адрес>» в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ГБУ КО «МФЦ <адрес>» в пользу ФИО1 убытки в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Тимохина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.