ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1578/2015 от 09.09.2015 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-1578/2015 Мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.И.,

при секретаре Адютановой А.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Мурманского транспортного прокурора Дюжева А.Ю.,

представителя ответчика – А. по доверенности В.Т.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу А. о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к А. о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований указано, что <дата> проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в А.. В ходе данной проверки установлено, что при посадке в самолет с уровня земли для подъема и спуска (высадки) маломобильных групп населения не предусмотрено использование специального подъемного устройства амбулаторного автолифта и.т.п., чем не созданы условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры лицам, имеющим инвалидность и не имеющим возможности самостоятельно подняться при посадке в самолет с уровня земли.

Ссылаясь на ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит суд обязать ответчика в срок до 31.12.2015 предусмотреть в соответствии с п.7.4.20 свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее также Свод правил) в деятельности по обслуживанию маломобильных групп населения использование специального подъемного устройства, предназначенного для подъема или спуска (высадки) маломобильных групп населения для посадки в самолет с уровня земли.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, указав, что способ реализации предусмотренного п. 7.4.20 Свода правил требования определяется А. самостоятельно.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Согласно данному отзыву А. осуществляет аэропортовую деятельность, имеет, в том числе, сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров.

А. оказывает услуги авиаперевозчикам, которые заключают договоры с пассажирами. В случае приобретения билета лицом из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, их посадка и высадка осуществляется сотрудниками службы поисково - и аварийно-спасательного обеспечения полетов А.

Обязанность по соблюдению Свода правил, на который ссылается в обоснование своих исковых требований истец, нормативно не закреплена. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановлению Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 858 «Правила разработки и утверждения свода правил» положения Свода правил применяются на добровольной основе.

Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями установлены ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в силу которого лицо, имеющее сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров обязано обеспечить посадку на воздушное судно и высадку из него пассажира, не способного передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями. При этом, обязанность иметь для указных целей именно амбулифт законодательством Российской Федерации, в том числе Воздушным кодексом Российской Федерации, не установлена.

А. всегда обеспечивал и обеспечивает указанной категории лиц возможность посадки на воздушное судно и высадки из него.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 15 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Подпунктом 4 п.7 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги, в том числе обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта).

В соответствии с 7.4.20 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) МГН следует предусматривать специальное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п.

Кроме того, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, в соответствии с положениями котрой дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении.

В судебном заседании установлено, что А. осуществляет аэропортовую деятельность на территории Мурманской области (л.д. 6-38).

Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства в сфере защиты прав пассажиров, по результатам которой установлено, что в А. при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) не предусмотрено специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п. (л.д. 5, 34-40). Приобретение специального подъемного устройства запланировано в <дата>.

Обслуживание пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется А. в соответствии с соответствующей Комплексной технологией, утвержденной генеральным директором А. (л.д. 52-69). Данный локальный акт использование в деятельности ответчика специальных подъемных устройств при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) лиц из числа маломобильных групп населения не предусматривает.

Посадка и высадка из самолетов лиц из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями осуществляется сотрудниками службы поисково - и аварийно-спасательного обеспечения полетов А. (л.д. 86-111).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также показаниями свидетеля К.Т.Ф., допрошенной в судебном заседании по ходатайству представителя ответчика.

Так свидетель К.Т.Ф. в судебном заседании <дата> показала, что работает в аэропорту более 28 лет, является работником здравпункта А. и непосредственно принимает участие в процессе посадки и высадки из воздушного судна граждан из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями. В аэропорту действительно отсутствует специальное подъемное устройство для инвалидов. Однако, указанные лица не ущемлены в своих правах, поскольку их посадка и высадка из воздушного судна производится в сопровождении медицинских работников службой спасения аэропорта. За весь период её работы в аэропорту жалобы указанной категории граждан на действия сотрудников спасательной службы или аэропорта в связи с ненадлежащим оказанием услуг в рассматриваемой части не поступали.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства Российской федерации в А. отсутствует специальное подъемное устройство при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска маломобильных групп населения, заявленные Мурманским транспортным прокурором исковые требования, подлежат удовлетворению.

При этом в силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по требованиям, заявленным истцом.

Определяя срок для исполнения требований прокурора, суд учитывает, что положения ст. 206 ГПК РФ и устанавливает срок до <дата>, полагая указанный срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

Довод ответчика о том, что законодательством Российской Федерации, в том числе Воздушным кодексом Российской Федерации, обязанность для подъема или спуска (высадки) маломобильных групп населения при посадке в самолет с уровня земли иметь именно амбулифт не установлена, судом не принимается, поскольку заявленные прокурором требования не содержат в себе требования возложить на А. обязанность при обслуживании маломобильных групп населения предусмотреть использование только амбулифта. Требования прокурора предусматривают возложение обязанности предусмотреть использование специального подъемного устройства, предназначенного для подъема или спуска (высадки) маломобильных групп населения при посадке в самолет с уровня земли, к которым, в том числе относится амбулифт. Кроме того, как указывалось выше, согласно данным в судебном заседании пояснениям представитель истца считает, что способ реализации предусмотренного п. 7.4.20 Свода правил требования А. должен определить самостоятельно.

Также судом не принимается довод ответчика о том, что обязанность по соблюдению Свода правил, на который ссылается в обоснование своих исковых требований истец, нормативно не закреплена и положения Свода правил применяются на добровольной основе, поскольку данный довод опровергается системным толкованием вышеприведенных норм правовых актов. Суд считает, что выводы, приведенные ответчиком в обоснование указанного довода, направлены на иное толкование требований закона.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Кольского района Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой прокурор освобожден в силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, установленном п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу А. о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество А. устранить выявленные нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, и в срок до <дата> в соответствии с п. 7.4.20 свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, предусмотреть в деятельности по обслуживанию маломобильных групп населения использование специального подъемного устройства, предназначенного для подъема или спуска (высадки) маломобильных групп населения при посадке в самолет с уровня земли.

Взыскать с открытого акционерного общества А. в бюджет Кольского района Мурманской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

*

*

*

*