Дело № 2-1579/2020
УИД - 61RS0036-01-2020-003295-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2020 года Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Курилова А.Е.,
при секретаре Семерниковой Р.В.,
с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Гапоновой Е.Н.,
представителя ответчика ПАО «Россети Юг» - ФИО2,
представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Россети Юг», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о признании незаконной установки прибора учета электрической энергии, обязании демонтировать прибор учета электрической энергии, признании незаконным начисление платы по коммунальной услуге электроснабжения, признании расчетным прибора учета электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ПАО «Россети Юг», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», ссылаясь на то, что она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Она производит оплату за электроэнергию по установленному в октябре 2017 года в принадлежащем ей жилом доме прибору учета электроэнергии марки <данные изъяты>№, в связи с заменой ранее установленного прибора учета №. До марта 2019 года счет на оплату за поставленную электроэнергию выставлялся по указанному прибору учета марки <данные изъяты>№. С апреля 2019 года ей стали приходить квитанции об оплате за электроэнергию по прибору учета электрической энергии марки <данные изъяты>№, который установлен на уличном столбе зимой 2018 года за пределами ее домовладения. К данному прибору учета ее не подключали в соответствии с действующим законодательством. Установка нового прибора учета может быть произведена только по истечению срока эксплуатации ранее установленного прибора учета или после выхода его из строя или утраты, либо по соглашению с гражданином. Об установке нового прибора учета ее не извещали, акт о вводе в эксплуатацию нового прибора учета и о подключении ее дома к нему она не подписывала, пульт управления от нового прибора учета ей не выдавался, ее дом не был отключен от прежнего прибора учета №, срок очередной поверки которого в настоящее время не наступил, из строя данный счетчик не вышел, указанный прибор учета годен к использованию, работал и работает в штатном режиме с момента его установки в октябре 2017 г. Согласно техническим данным средний срок службы данного счетчика составляет - не менее 30 лет, межповерочный интервал составляет 16 лет. Таким образом, считает, что новый прибор учета марки <данные изъяты>№ установлен в нарушение действующего законодательства. Установка нового прибора учета повлекла негативные последствия в виде увеличения размера оплаты за электроэнергию. ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не принимает показания по прежнему прибору учета и указывает в счетах на оплату показания по новому прибору учета, при этом насчитывает пени. В настоящее время она не имеет полной информации о предоставляемой услуге. На ее обращения с претензией от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» дан ответ о том, что установка нового прибора учета выполнена в соответствии с законом. Однако считает, что установка нового прибора учета не отвечает требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442.
На основании изложенного, ФИО1, с учетом уточнения исковых требований при производстве по делу, просит суд:
- признать незаконной установку ПАО «Россети Юг» прибора учета электрической энергии марки <данные изъяты>№, по адресу: <адрес>;
- обязать ПАО «Россети Юг» демонтировать прибор учета электрической энергии <данные изъяты>№, установленный по указанному адресу;
- признать незаконным начисление ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» коммунальной услуги за электроэнергию по прибору учета электрической энергии марки <данные изъяты>№ по адресу: <адрес>;
- признать расчетным прибором учета электрической энергии прибор учета марки <данные изъяты>№, установленный в жилом доме по указанному адресу и провести корректировку.
В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в своем заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела без участия истца ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – адвокат Гапонова Е.Н. уточненные исковые требования поддержала, мотивируя доводами, указанными в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Россети Юг» ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, указанные в письменных возражениях на иск.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» ФИО3 также просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, ссылаясь на то, что установка нового прибора учета электрической энергии каких-либо прав истца не нарушает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, и дав оценку всем исследованным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
15.09.2017 года по указанному адресу: <адрес> была произведена замена ранее установленного прибора учета электрической энергии, а именно установлен прибор учета электрической энергии марки <данные изъяты>, заводской номер – №, что подтверждается Актом замены приборы учета № от 15.09.2017 года.
Также из материалов дела следует, что 26.03.2019 года Каменского района электрических сетей производственного объединения «Северо-Восточные электрические сети» филиала ПАО «Россети Юг» по указанному адресу на опоре линии электропередачи произведен допуск в эксплуатацию вновь установленного прибора учета электрической энергии марки <данные изъяты>, заводской номер – №, что подтверждается Актом допуска прибора учета в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный Акт допуска в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ был направлен сетевой организацией в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» для использования при учете потребляемой электроэнергии. С апреля 2019 года указанный прибор учета электрической энергии используется гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» для учета потребляемой электроэнергии по указанному адресу.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 года № 522-ФЗ), коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.
При этом, согласно абз. 8 п. 5 ст. 37 указанного Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 года № 522-ФЗ), по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В целях исполнения требований указанного Федерального закона, Правительством Российской Федерации приняты Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 года № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».
Так, согласно п.п. 2-4 указанных Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 года № 890, по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 года для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электроэнергетике», сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик (далее - владельцы интеллектуальных систем учета) обеспечивают безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы учета в порядке, установленном настоящими Правилами, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии. Под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами. Прибор учета электрической энергии, присоединяемый к интеллектуальной системе учета, должен соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, потребитель обязан:
- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку;
- допускать представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации в занимаемое помещение в многоквартирном доме или жилой дом (домовладение) в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, обслуживания и проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета электрической энергии, а также присоединения прибора учета к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также обеспечивать сохранность указанных приборов учета со дня подписания акта о вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Согласно п. 80 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 80(1) указанных Правил, установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).
Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
При этом, согласно абз. 7 п. 80(1) указанных Правил, до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Согласно п. 81 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений), при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, гарантирующий поставщик направляет исполнителю и потребителю уведомление о дате и времени ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Указанное уведомление может быть отправлено как исполнителю, так и потребителю через личный кабинет потребителя на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет посредством электронной почты, автоматической передачи абонентам коротких текстовых сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности, и иными способами.
Согласно п. 81(2) указанных Правил, в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, если потребитель и (или) исполнитель (если исполнителем является лицо, отличное от гарантирующего поставщика) не явились в указанные в уведомлении дату и время и (или) не согласовали с гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) иные дату и время проведения допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии, то прибор учета электрической энергии считается допущенным к эксплуатации с даты, указанной в уведомлении, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (п. 81(3) указанных Правил).
Таким образом, из системного толкования указанных правовых норм следует, что установка в жилых домах прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), является правом и обязанностью сетевых организаций, которые в срок до 1 января 2022 года обязаны обеспечить для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы электрической энергии, а в срок до 31 декабря 2021 года вправе устанавливать указанные приборы учета, реализующие функции интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Из материалов дела следует, что установка и последующий допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии марки МИРТЕК-12-РУ, заводской номер – 4180120832678 по адресу: <адрес> произведены ПАО «Россети Юг» в целях выполнения императивных требований п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 522-ФЗ), а также требований Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».
В связи с этим, доводы истца о том, что установка указанного прибора учета произведена в нарушение требований закона, являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что до ввода указанного прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, в адрес истца ФИО1 было направлено письменное уведомление о дате ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было возвращено почтовым отделением в адрес отправителя.
Кроме того, истцом не представлено каких-либо доказательств того, что установка и ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии марки <данные изъяты>№ нарушает какие-либо права истца. Каких-либо доказательств того, что установка, ввод в эксплуатацию и расчет получаемой электроэнергии по указанному прибору учета повлекли наличие задолженности за электроэнергию, истцом суду не предоставлено. Из представленной самим истцом квитанции на оплату за электроэнергию за май 2019 года следует, что какая-либо задолженность после ввода в эксплуатацию нового прибора учета электроэнергии, у истца отсутствовала.
Доказательств того, что истец обращалась в сетевую организацию ПАО «Россети Юг» за получением пульта управления новым прибором учета, и в получении данного пульта управления ей было отказано, суду также не предоставлено. Факт получения квитанций с указанием конкретных показаний потребляемой электроэнергии по новому прибору учета, начиная с мая 2019 года, истец не оспаривает.
Таким образом, учитывая, что ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии марки <данные изъяты>№ был произведен в целях выполнения требований п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также требований Постановления Правительства РФ от 19.06.2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», то расчет потребляемой истцом электроэнергии по указанному прибору учета соответствует требованиям закона.
В связи с этим, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконной установки прибора учета электрической энергии, обязании демонтировать прибор учета электрической энергии, признании незаконным начисления платы по коммунальной услуге электроснабжения, признании расчетным прибора учета электроэнергии, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконной установки прибора учета электрической энергии, обязании демонтировать прибор учета электрической энергии, признании незаконным начисления платы по коммунальной услуге электроснабжения, признании расчетным прибора учета электроэнергии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25.12.2020 года.
Председательствующий: