Дело № 2-1579/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2013 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Голиковой А.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному <данные изъяты>, о взыскании задолженности по оплате за отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику в обоснование указав, что работает по трудовому договору в должности <данные изъяты> войсковой части №, состоящей на финансовом обеспечении в <данные изъяты> (договор на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ №). Начисление заработной платы ей производится по приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. № 90. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № ей предоставлен ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Расчетный орган ФКУ выплатил отпускные в размере <данные изъяты>, что значительно меньше, чем должно было быть. При начислении отпускных не были учтены премии, выплаченные за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ». Выплаченные премии отражены в справках формы № 2-НДФЛ (за 2012-1-2013 гг.), что свидетельствует об удержании подоходного налога с указанных премий. Так же из данных справок видно, что они перечисляются по коду дохода (2000) и коду бюджетной классификации (187 0201 2026700 111 211) заработная плата, свидетельствуя о том, что они входят в фонд оплаты труда, не являются выплатой социального характера и выплатой, не относящейся к оплате труда. Что следует так же из пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти». Согласно ст. 129, 139 ТК РФ, п. 2, 3 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, стимулирующие выплаты входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника) и должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты периода отпуска. Согласно пунктов 62.12, 62.16, 62.17 соглашения между президиумом Дальневосточного межрегионального профсоюза гражданского персонала ВВС и ПВО и командованием войсковой части № на 2011-2013 годы подписанного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края 15 августа 201 1 г. № 278, все выплаты стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплаченные в расчетном периоде, учитываются при исчислении среднего заработка. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала (36 ТК РФ). Ст. 22 ТК РФ обязывает работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, трудовыми договорами. При нарушении установленного срока выплаты отпускных, расчетный орган ФКУ обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) - ст. 236 ТК РФ. Так как нарушены ее имущественные, трудовые, материальные права на достойный отдых, согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ, просит возместить моральный вред, который оценивает в <данные изъяты>. Просит суд обратить внимание на то, что в ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Кировский районный суд <адрес> с иском к ответчику о взыскании отпускных, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по которому суд вынес решение в удовлетворении требований. Просит взыскать с ответчика согласно приложенных ей расчетов, задолженность по оплате отпуска в размере <данные изъяты>., с учётом ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки по день фактического расчета - на день подачи заявления в суд <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
От ответчика, в лице его представителя, поступили возражения относительно иска, в котором ссылаясь на ст.ст. 129, 131, 135, 136, 139 Трудового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ 2007 года № 922, он указал о том, что премиальные выплаты должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. Фондом оплаты труда Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть № не предусмотрены бюджетные средства для производства выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), предусмотренные приказом Министра обороны №1010. В связи с вышеизложенным, в систему оплаты труда работников ФБУ - войсковая часть № выплата на дополнительное материальное стимулирование (премии), предусмотренная приказом Министра обороны №1010, не могла входить и не входила, в силу положений приказа МО РФ 2001 года № 90. Также следует сделать вывод о том, что выплаты стимулирующего характера, выплаченные работнику, но не включенные в коллективный договор (положение о премировании) бюджетного учреждения, не входят в систему оплаты труда, действующую у соответствующего работодателя, что также подтверждается положениями ст. 135 Трудового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» (вступил в силу с 1.01.2007г.) Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, имеющейся на 1 января соответствующего года, на выплату работникам премий по результатам службы (работы). В соответствии с данным Указом, Министром обороны был издан приказ от 26 июля 2010 г. №1010, которым был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которого расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Анализ положений приказа МО РФ №1010 позволяет прийти к выводу, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование не являются строго фиксированными по сроку их выплаты (ежеквартально), так как их выплата производится только при наличии следующих условий: установлена экономия бюджетных средств по итогам за квартал; Министром обороны утверждены распределение объемов бюджетных средств и расчетная сумма. Из вышеизложенного следует, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование (премии), определенные приказом Министра обороны 2010 г. №1010, при расчете годового фонда оплаты труда организации не могут учитываться (выплата напрямую связана с наличием либо отсутствием экономии бюджетных средств) и соответственно в его состав не включаются (не могут быть включены, так как не являются обязательными), не относятся к оплате труда, установленной у работодателя, предназначены для дополнительного материального стимулирования работников, сверх утвержденного фонда оплаты труда организации, в связи с чем не могут приниматься в расчет при расчете среднего заработка. Представленный истцом расчет задолженности по оплате отпуска, с учетом сумм дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом МО РФ 2010 года №1010, составлен неправильно. Так, в соответствии с пунктами 2, 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, к которым относится заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Следовательно, дополнительное материальное стимулирование, начисленное и выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ г. в расчет среднего заработка не могло учитываться. При расчете среднего заработка истца на период отпуска сотрудником Учреждения ошибочно была учтена сумма доплаты среднего заработка истца за предыдущий отпуск, произведенной в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда, в размере <данные изъяты>., что с учетом индексации составило <данные изъяты> Согласно расчета, составленного с учетом требований истца о включении в расчет среднего заработка сумм дополнительного материального стимулирования (премий) за ДД.ММ.ГГГГ., размер доплаты за период основного отпуска, с учетом ранее выплаченных сумм, за вычетом 13% налога на доходы физических лиц, составит <данные изъяты>., размер компенсации за 24 дня задержки <данные изъяты>., всего <данные изъяты>.. Полагают, что сумма денежной компенсации морального вреда, заявленная ФИО1, является значительно завышенной и совершенно не обоснованной. Просят в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть без участия представителя.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по указанным основаниям, не согласна с возражениями ответчика.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен.
На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Истец работает по трудовому договору в должности ведущего документоведа отдела боевой подготовки войсковой части № состоящей на финансовом обеспечении в <данные изъяты>, (договор на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ №). Начисление заработной платы ей производится по приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. № 90.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № ей предоставлен ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 календарных дней, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Расчетный орган ФКУ выплатил отпускные в размере <данные изъяты>. При начислении отпускных не были учтены премии, выплаченные за ДД.ММ.ГГГГ.
Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
На основании ст. 139 Трудового кодекса Российской для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г.N922, установлено, что
средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (п.10).
При определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке: ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода (п.15).
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9).
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев (п.4).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Руководствуясь изложенными правовыми нормами, на основании исследованных правовых норм, с учетом позиции и пояснений сторон суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в размерах рассчитанных представителем федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду отпуска согласно вышеприведенного п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г.N922. Таким образом, в расчет среднего заработка для оплаты отпуска должны быть включены суммы премии. Расчет недоплаты отпускных, произведенный представителем ответчика в размере <данные изъяты>. суд находит верным. Поскольку расчет произведен ответчиком за вычетом налога на доходы физических лиц, сумма налога подлежит уплате, ответчиком, как работодателем (финансовым органом) истца.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Поскольку ответчиком нарушен установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок выплат при увольнении, суд находит исковые требования о взыскании денежной компенсации за задержку оплаты отпуска подлежащим удовлетворению на основании расчетов произведенных представителем ответчика в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца ответчиком, которым осуществляется финансовое обеспечение истца, как работника в\ч №, с учетом всех обстоятельств дела и объема нарушения прав, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит уплате госпошлина, от уплаты которой истец освобождена в силу закона, пропорционально удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании оплаты за отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 задолженность по оплате отпуска <данные изъяты>., компенсацию за задержку выплат <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.
Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Хабаровск» в размере <данные изъяты>..
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 29 октября 2013 года.
Судья: \подпись\par Копия верна: судья \Якимова Л.В.\par