ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/13 от 08.07.2013 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

                             дело №2-157/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2013 года                                 с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                          Красиковой О.Е.

при секретаре                                  Тыщенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Муниципальному образованию «Чемальский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района; об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом; об обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения республики Алтай: Усть-Сема – Чемал – Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган соответствующей IV категории автомобильных дорог в целях обеспечения организации регулярного пассажирского автобусного сообщения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал в границах муниципального образования «Чемальский район»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Чемальский районный суд Республики Алтай к муниципальному образованию «Чемальский район» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района, об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом.

25 марта 2013 года истцы ФИО1, ФИО2 увеличили предмет заявленных требований к Муниципальному образованию «Чемальский район», Бюджетному учреждению Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор», просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района; обязать администрацию муниципального образования «Чемальский район» организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с.Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом; признать незаконным бездействие Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Республики Алтай: Усть-Сема-Чемал-Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган; обязать Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» устранить нарушения требований технических регламентов и государственных стандартов автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Республики Алтай: Усть-Сема-Чемал-Куюс», подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган.

07 мая 2013 года истцы ФИО1, ФИО2 увеличили предмет заявленных требований к Муниципальному образованию «Чемальский район», Министерству регионального развития Республики Алтай об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом, обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения республики Алтай: Усть-Сема – Чемал – Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган соответствующей IV категории автомобильных дорог в целях обеспечения организации регулярного пассажирского автобусного сообщения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал в границах муниципального образования «Чемальский район».

Требования мотивированы тем, что в границах муниципального образования «Чемальский район» отсутствуют пассажирские сообщения по маршрутам с. Куюс – с. Чемал, с. Эдиган – с. Чемал, с. Ороктой – с. Чемал, что нарушает права истцов и других граждан, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, на транспортную доступность, в связи с чем имеет место быть бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания между поселениями в границах района. На МО «Чемальский район» в силу п.6 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ст. 4 Устава МО «Чемальский район» возложена обязанность создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного облуживания населения между поселениями в границах муниципального образования. Автомобильная дорога Усть-Сема – Чемал – Куюс относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Алтай в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства РА №93 от 29.04.2008 года. В соответствии с Уставом БУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» предметом деятельности учреждения является обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них, в связи с чем Учреждение осуществляет функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги (с.ч2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Организация транспортного обслуживания населения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал путем организации маршрута автомобильным пассажирским транспортом невозможна ввиду отсутствия автомобильной дороги, соответствующей техническим регламентам и государственным стандартам, позволяющей организацию регулярного автобусного движения, а именно отсутствие автомобильной дороги, соответствующей IV категории.

14 июня 2013 года от истца ФИО1 и представителя ФИО2 - ФИО5, действующей на основании доверенности от 04.02.2013 года, поступил отказ от исковых требований о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района; признании незаконным бездействие Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Республики Алтай: Усть-Сема-Чемал-Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган; обязании Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» устранить нарушения требований технических регламентов и государственных стандартов автомобильной дороги общего пользования регионального назначения Республики Алтай: Усть-Сема-Чемал-Куюс», подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган, в судебном заседании представитель ФИО5 поддержала отказ от данных требований, определением Чемальского районного суда от 08 июля 2013 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании истец ФИО3, представитель ФИО2 - ФИО5, действующая на основании доверенности от 04.02.2013 года, исковые требования поддержали в полном объеме (с учетом отказа от части заявленных требований), по доводам и основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель МО «Чемальский район» ФИО6, действующая на основании доверенности от 17.05.2011 года, исковые требования не признала, представив письменный отзыв на исковое заявление.

В судебном заседании представитель Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО7, действующая на основании доверенности от 29.05.2013 года, исковые требования не признала, представив письменный отзыв на них.

В судебном заседании представитель БУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» ФИО8, действующий на основании доверенности от 31.08.2012 года, полагал исковые требования необоснованными, пояснив, что на автомобильной дороге V категории невозможна организация только регулярного автобусного движения.

МО «Куюсское сельское поселение» не направили для участия в деле своего представителя, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с преамбулой Закона Республики Алтай от 13.01.2005 №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ», настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует вопросы организации муниципальных образований в Республике Алтай, наделения их соответствующим статусом и установления их границ.

Согласно статьи 9 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» муниципальное образование «Чемальский район» наделено статусом муниципального района и определен его административный центр село Чемал. В составе муниципального образования «Чемальский район» образованы следующие муниципальные образования - сельские поселения: 1) Аносинское сельское поселение в составе сел Анос, Аюла, поселка Верх-Анос, административный центр - село Анос; 2) Бешпельтирское сельское поселение, административный центр - село Бешпельтир; 3) Куюсское сельское поселение в составе сел Куюс, Ороктой, Эдиган, административный центр - село Куюс; 4) Узнезинское сельское поселение в составе сел Аскат, Нижний Куюм, Турбаза «Катунь», Узнезя, административный центр - село Узнезя; 5) Чемальское сельское поселение в составе сел Еланда, Толгоек, Уожан, Чемал, административный центр - село Чемал; 6) Чепошское сельское поселение в составе поселка Усть-Сема, села Чепош, административный центр - село Чепош; 7) Элекмонарское сельское поселение в составе сел Каракол, Элекмонар, административный центр - село Элекмонар.

В соответствии со ст. 2 Устава МО «Чемальский район», принятого решением Чемальского районного Совета депутатов №1-206 от 27.06.2005 года, административным центром Чемальского района является село Чемал; Чемальский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Республики Алтай и не входит в другие муниципальные образования; полное наименование муниципального образования – муниципальное образование «Чемальский район»; краткое наименование муниципального образования – Чемальский район.

Согласно ст. 3 Устава МО «Чемальский район» граница муниципального образования совпадает с административно-территориальной границей Чемальского района. Границы муниципального образования утверждены в виде картографического описания Законом Республики Алтай «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» № 10-РЗ от 13.01.2005 года. Территория муниципального образования включает в себя территории муниципальных образований - сельских поселений: Аносинскую, Бешпельтирскую, Куюсскую, Узнезинскую, Чемальскую, Чепошскую, Эликманарскую.

Разрешая заявленные требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к муниципальному образованию «Чемальский район» к Муниципальному образованию «Чемальский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района; об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» со дня вступления решения в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе и создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии со с п.5 ст. 4 Устава МО «Чемальский район» в ведении муниципального образования находится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Таким образом, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района в силу положений пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» отнесена к вопросам местного значения муниципального района, в настоящем случае к вопросам муниципального образования «Чемальский район», в связи с чем суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что МО «Чемальский район» не является надлежащим ответчиком по делу.

Суд находит необоснованными ссылку представителя ответчика в представленных возражениях на положения ст.5 Закон Республики Алтай «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай» и п.10 Порядка принятия решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных и пригородных маршрутов регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай «О транспортном обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Алтай», поскольку в данных нормативно-правовых актах речь идет об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.

В судебном заседании установлен факт отсутствия автобусного сообщения между административным центром Куюсского сельского поселения - с. Куюс, селами Куюсского сельского поселения – Ороктой и Эдиган и административным центром МО «Чемальский район» - с. Чемал, которые расположены на значительном расстоянии друг от друга, что не оспаривалось представителем администрации Чемальского района при рассмотрении дела по существу.

В судебном заседании установлено, что истцы являются жителями Чемальского района, проживают в селах Элекмонар, Куюс, Ороктой, Эдиган.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Таким образом, суд полагает, что отсутствие транспортного сообщения между селами Чемальского района: с. Куюс - с. Чемал, с. Эдиган – с. Чемал, с. Ороктой – с. Чемал нарушают права истцов на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, транспортную доступность, в свою очередь исполнительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования «Чемальский район» не принимает меры по организации транспортного обслуживания населения между указанными населенными пунктами, находящимися в границах муниципального образования Чемальский район, не обеспечивает бесперебойное и качественное транспортное обслуживание населения между указанными селами, что нельзя признать законным.

Не могут быть приняты во внимание доводы администрации МО «Чемальский район» об отсутствии с их стороны бездействия по принятию мер по организации транспортного обслуживания населения между указанными населенными пунктами МО «Чемальский район», т.к. дорога Усть-Сема – Чемал – Куюс относится к четвертой и пятой технической категории, на которых не допускается открытие регулярных автобусных маршрутов в виду нижеследующего.

Как установлено в судебном заседании автомобильная дорога «Усть-Сема – Чемал – Куюс» имеет IV и V технические категории, что подтверждается техническим паспортом данной дороги; в соответствии с техническими паспортами автомобильных дорог «Подъезд к с. Ороктой» и «Подъезд к с. Эдиган», данные автомобильные дороги относятся к V технической категории.

В соответствии с ответом главного инженера БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» от 26.02.2013 года открытие регулярных автобусных маршрутов на участках автомобильных дорог «Чемал – Куюс», «Подъезд к с. Ороктой», «Подъезд к с. Эдиган» не разрешено в соответствии с пунктом 2 приказа Минтранса России от 08.01.1997 года, а также пунктом 1.2 «Требования к автомобильным дорогам с регулярным автобусным сообщением», в силу которых регулярные автобусные перевозки могут быть организованы на дорогах I-IV категории.

Таким образом, в вышеуказанных нормативных актах речь идет о запрете на автомобильных дорогах V технической категории организовывать регулярные автобусные маршруты (автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не менее 9 мест для сидения, не считая место водителя), тогда как истцами заявляются требования об организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом. Также следует отметить, что в настоящее время с 01.07.2013 года приказ Минтранса России от 08.01.1997 года утратил силу.

Кроме того, в силу абз. 2 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истцов об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает разумным и достаточным установить срок исполнения решения суда в течение 4 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Вместе с тем, требования истцов об обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения Республики Алтай: Усть-Сема – Чемал – Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган соответствующей IV категории автомобильных дорог в целях обеспечения организации регулярного пассажирского автобусного сообщения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал в границах муниципального образования «Чемальский район», не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции, определять содержание издаваемых ими актов.

Заявляя требования о понуждении к совершению действий - обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения, истец возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов исполнительной власти по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Кроме того, согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, ФИО4 к Муниципальному образованию «Чемальский район» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального района; исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Муниципальному образованию «Чемальский район» об обязании администрацию муниципального образования «Чемальский район» организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом; исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству регионального развития Республики Алтай об обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения республики Алтай: Усть-Сема – Чемал – Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган соответствующей IV категории автомобильных дорог в целях обеспечения организации регулярного пассажирского автобусного сообщения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал в границах муниципального образования «Чемальский район» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чемальский район», выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между поселениями села Чемал и сел Ороктой, Эдиган, Куюс в границах муниципального образования «Чемальский район».

Обязать администрацию муниципального образования «Чемальский район» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения между районным центром с. Чемал и населенными пунктами Чемальского района с. Ороктой, с. Эдиган, с. Куюс путем организации маршрутов автомобильным пассажирским транспортом.

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Министерству регионального развития Республики Алтай об обязании Министерство регионального развития Республики Алтай принять решение о реконструкции в 2013 году дороги общего пользования регионального назначения республики Алтай: Усть-Сема – Чемал – Куюс, подъезда к селу Ороктой, подъезда к селу Эдиган соответствующей IV категории автомобильных дорог в целях обеспечения организации регулярного пассажирского автобусного сообщения между селами Куюс, Ороктой, Эдиган и Чемал в границах муниципального образования «Чемальский район».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья    Красикова О.Е.

<данные изъяты>

Мотивированное решение суда составлено 15 июля 2013 года.