ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/17 от 11.01.2017 Хунзахского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2017 года <адрес>

Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Казанбиева З.М., с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО3, представителя Службы в <адрес> управления ФСБ России по <адрес>ФИО2 (по доверенности), главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление и.о. прокурора <адрес>ФИО3 о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» о передаче на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 05:36:000063:23 площадью 5 га войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка военнослужащим и их семьям, дислоцированным в <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, а также признании недействительной государственную регистрацию права собственности ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на указанный земельный участок,

установил:

и.о. прокурора <адрес>ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Батлаичинский» и войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации, просив суд признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» о передаче на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 05:36:000063:23 площадью 5 га войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка военнослужащим и их семьям, дислоцированным в <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, а также признать недействительной государственную регистрацию права собственности ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на указанный земельный участок,

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что прокуратурой <адрес> рассмотрено заявление жителей <адрес> РД о незаконном выделении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 5 га, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения (далее – МО СП) «Сельсовет Батлаичинский» <адрес> РД. В ходе рассмотрения заявления установлено, что главой муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о передаче права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:36:00063:23 общей площадью 50 000 кв. м. муниципальному образованию сельского поселения «Сельсовет Батлаичинский» <адрес> РД.

Гергебильским межмуниципальным отделом управления Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного постановления выдано свидетельство <адрес> о государственной регистрации права собственности администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:36:00063:23 площадью 50 000 кв. м. Согласно приведенному свидетельству о государственной регистрации права и кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Главой МО СП «Сельсовет Батлаичинский» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 5 га передан на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации под строительство военного городка для военнослужащих и их семей, дислоцированных в <адрес>.

Гергебильским межмуниципальным отделом управления Росреестра по РД на основании названного постановления главы МО СП «Сельсовет Батлаичинский» ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство <адрес> о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:36:00063:23 общей площадью 50 000 кв.м., категория земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства.

Указанные правовые акты о выделении о выделении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения войсковой части 2454-А для строительства военного городка и регистрация соответствующего права ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на названный земельный участок являются незаконными и подлежат отмене, поскольку земли сельскохозяйственного назначения ограничены в обороте и могут использоваться для сельскохозяйственного производства, земельный участок передан без перевода в иную категорию земель. Кроме того, как указывает истец, войсковая часть не обращалась с заявлением о предоставлении ей земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования к собственнику земельного участка, что является обязательным по закону. Отсутствие такого обращения подтверждается приложенными к иску копиями журнала регистрации писем, заявлений и жалоб граждан и журнала регистрации входящих документов и писем МО СП «Сельсовет Батлаичинский».

В судебное заседание представитель Гергебильского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> не явился, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец свои требования в судебном заседании полностью поддержал.

Представитель ответчика – глава администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» ФИО4 пояснил, что он во время издания оспариваемого постановления не работал и что-либо по его существу пояснить не может.

Представитель ответчика – войсковой части 2454-А (Службы в <адрес> ПУ ФСБ России по <адрес>) иск не признал по основаниям, изложенным им в своем письменном возражении. Считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в связи с тем, что земля, предоставленная войсковой части относится к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земли из одной категории в другую устанавливается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с пп.7 п.1 ст. 7 указанного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов. Выводы истца о том, что МО СП «Сельсовет Батлаичинский» в нарушение требований законодательства РФ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без перевода его в земли населенных пунктов предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 2454-А являются необоснованными. Истцом не учтены те обстоятельства, что строительство, предусмотренное Федеральной целевой программой по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями еще не начато и должностными лицами войсковой части проводится работа по переводу данного земельного участка в другую категорию, что говорит об отсутствии действий со стороны войсковой части 2454-А по использованию выделенного земельного участка не по целевому назначению.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Под заинтересованным лицом понимаются граждане или юридические лица, представителем которого в свою очередь является и войсковая часть 2454-А.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления и возражений ответчика, изучив иные материалы дела, суд находит следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

В силу ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с п.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, в связи с чем вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения изменен под строительство быть не может без изменения категории земли сельскохозяйственного назначения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации ограничен и регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.п.1 п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в том числе связанного с установлением или изменением черты населенного пункта.

Судом установлено, что главой муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о передаче права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:36:00063:23 общей площадью 50 000 кв. м. муниципальному образованию сельского поселения «Сельсовет Батлаичинский» <адрес> РД.

Гергебильским межмуниципальным отделом управления Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного постановления выдано свидетельство <адрес> о государственной регистрации права собственности администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:36:000063:23 площадью 50 000 кв. м. Согласно приведенному свидетельству о государственной регистрации права и кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Главой МО СП «Сельсовет Батлаичинский» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок площадью 5 га передан на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка для военнослужащих и их семей, дислоцированных в <адрес>.

Гергебильским межмуниципальным отделом управления Росреестра по РД на основании названного постановления главы МО СП «Сельсовет Батлаичинский» ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство <адрес> о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на земельный участок с кадастровым номером 05:36:000063:23 общей площадью 50 000 кв.м., категория земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ ФСБ России Пограничное управление по <адрес> зарегистрировал право на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 05:36:000063:23 из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 50 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства, как указано в свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Указание в различных документах, в частности, в постановлении главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» от ДД.ММ.ГГГГ и в кадастровом паспорте земельного участка разного кадастрового номера спорного земельного участка является опечаткой, с чем согласились стороны, и речь идет об одном земельном участке.

С устным заявлением об уточнении данной опечатки в судебном заседании выступил истец, указав, что вместо кадастрового номера 05:36:00063:23 следует читать .

Ответчики не возражали.

В соответствии с оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы МО СП «Сельсовет Батлаичинский» «О передаче земли В\Ч -А в постоянное пользование» согласно ст. 2 п.1 Земельного кодекса Российской Федерации администрация МО СП «Сельсовет Батлаичинский» постановляет:

1. Передать на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок – 5 га с кадастровым номером 05:36:0000623:21 войсковой части –А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка для военнослужащих и их семей, дислоцированных в <адрес>.

2.Командованию войсковой части -А рекомендую перевести земли из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.

3.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой (по тексту).

Ссылаясь на второй пункт данного постановления представитель войсковой части утверждает, что предоставленный земельный участок войсковой частью не по целевому назначению не используется и в\часть вправе обратиться в исполнительный орган власти об изменении категории земельного участка на земли населенного пункта.

Поэтому считает постановление МО СП «Сельсовет Батлаичинский от ДД.ММ.ГГГГ законным, а земельный участок предоставленным войсковой части на законных основаниях. Как считает представитель войсковой части, истец ссылается на недействующую норму Земельного кодекса Российской Федерации, утверждая об отсутствии сведении об информировании населения о предстоящем выделении земельного участка.

Согласиться с такими доводами ответчика суд не может.

Постановлением главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 5 га передан в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части -А под строительство военного городка, то есть для целей, в которых земли сельскохозяйственного назначения использоваться не могут.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает предоставление земель сельскохозяйственного назначения юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно положениям приведенного специального законодательства (Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения) оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается в двух формах: предоставление земельных участков в аренду и купля-продажа (глава 2 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст. 8,9).

В силу п.п. 2, 6 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов, в том числе, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возможные правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения исчерпывающим образом перечислены в ст. 78 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

ЗК РФ (ст. 20), Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат прямого запрета предоставления юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем с учетом специальных положений закона неосуществление лицами, которым предоставляются такие земли, соответствующих видов деятельности (сельскохозяйственное производство) и наличие у них иных целей могут служить основанием для отказа в защите права.

Довод ответчика о том, что он вправе самостоятельно изменить категорию земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, суду представляется не основанным на законе в силу следующего.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующего положения:

при переходе права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению.

Ответчик – представитель войсковой части по доверенности ФИО5 – замечал, что статья 8 Федерального закона № 137-ФЗ не должен действовать после введения в действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку имеется прямое указание на это в самом Законе.

С данным доводом ответчика суд также не может согласиться, поскольку Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не регламентирует данный вопрос, вследствие чего в силу положений приведенного выше пункта 6 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в частности статья 8, запрещающая перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию после смены пользователя, остается в силе.

Довод представителя ответчика о том, что истец сослался на недействующие нормы Земельного кодекса РФ, в частности на ст. 31, предписывающую муниципальному образованию информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка, то суд находит следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ныне исключенной из Кодекса, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Данная норма утеряла силу с ДД.ММ.ГГГГ (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения пл. 5 га выделен в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части 2454-А ДД.ММ.ГГГГ, то есть во время действия статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению норма, действующая во время возникновения таких отношений.

Сведений о том, что орган местного самоуправления МО СП «Сельсовет Батлаичинский» информировал население о возможном предоставлении земельного участка, ответчики в нарушение ст. 56 ГПК РФ в дело не представили.

Кроме того, ответчики не представили суду документы, подтверждающие обращение войсковой части -А к собственнику земель о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, что является нарушением требований п.6 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ о необходимости подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (глава V.1.введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ).

Представленная суду представителем войсковой части копия письма командира в\части на имя главы МО «Батлаичинский сельсовет» ( по тексту) о выделении 7,5 ГА под строительство общежитий не может быть судом расценено как заявление в смысле п. 6 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, поскольку суду не представлен подлинник такого письма тогда как в МО СП «Сельсовет Батлаичинский» такого письма не имеется, как утверждал глава данной администрации ФИО4, письмо имеет только внутреннюю регистрацию войсковой части и не имеет реквизитов официального обращения, в частности, исходящего номера регистрации юридического лица, такое письмо также не зарегистрировано в журналах входящей корреспонденции МО СП «Сельсовет Батлаичинский», в чем суд убедился при обозрении соответствующих журналов администрации МО СП в судебном заседании.

Кроме того, с заявлением необходимо было подать:

- наименование и реквизиты учреждения (казенного предприятия);

- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

- ссылку на ст. 39.9 ЗК РФ как основание предоставления земельного участка без торгов;

- вид права, на котором участок должен быть предоставлен: "постоянное (бессрочное) пользование";

- цель использования земельного участка;

- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления участка;

- телефон, почтовый и электронный адреса для связи (ст.39.17 ЗК РФ.

Из этого следует, что заявление необходимо подать о предоставлении образованного, то есть конкретного, земельного участка.

Предоставленная суду копия обращения войсковой части в МО СП «Сельсовет Батлаичинский» этим требованиям закона не соответствует. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 05:36:000063:23 передан в собственность МО СП «Сельсовет Батлаичинский» только ДД.ММ.ГГГГ (постановление ), государственная регистрация права МО СП «Сельсовет Батлаичинский» на данный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленной копии письма, оно передано лично главе администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, то есть за два года до приобретения на данный земельный участок права собственности МО СП «Сельсовет Батлаичинский».

Согласно ч.7 ст. 67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Таким образом, земельный участок площадью 50000 кв.м. с кадастровым номером 05: 36:000063:23, являющийся сельскохозяйственным угодьем и находящийся в собственности муниципального образования МО СП «Сельсовет Батлаичинский», спорным ненормативным актом администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский от ДД.ММ.ГГГГ передан войсковой части для несельскохозяйственного использования – размещения военного городка без определения кадастровой стоимости и до изменения ее категории, то есть без учета требований как ст.ст. 77-79 ЗК РФ, так и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем данный ненормативный акт должен быть признан незаконным.

В этой же связи необходимо признать недействительной государственную регистрацию права собственности ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Судом исследован журнал регистрации постановлений МО СП «Сельсовет Батлаичинский». Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка войсковой части 2454-А в данном журнале не имеет регистрации. Журнал не подшит и не пронумерован. Однако стороны (истец и ответчик – представитель войсковой части) представили в материалы дела копию страницы данного журнала регистрации, из которых явствует, что данное постановление было зарегистрировано в журнале. Истец данный вопрос не оспаривал, в связи с чем суд принимает копии страницы журнала, представленная сторонами в качестве доказательства наличия регистрации вышеуказанного постановления.

Представленные истцом суду копии свидетельств о праве владения, пожизненного наследуемого владения на землю, постоянного (бессрочного) пользования землей, выданные Батлаичинской сельской администрацией ДД.ММ.ГГГГ гражданам ФИО7, ФИО8 и ФИО9 для разрешения спора правового значения не имеют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

удовлетворить иск в полном объеме.

Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО СП «Сельсовет Батлаичинский» о передаче на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 05:36:000063:23 площадью 5 га войсковой части -А Министерства обороны Российской Федерации для строительства военного городка военнослужащим и их семьям, дислоцированным в <адрес>.

Признать недействительной государственную регистрацию права собственности ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 50000 кв.м. с кадастровым номером 05:36:000063:23.

Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность по исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья