ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/18 от 22.02.2018 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-157/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2018 года ст. Северская Краснодарского края

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Мальцева А.С.,

при секретаре Наталенко В.С.,

с участием:

представителя истца по нотариальной доверенности ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования Северский район об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца ФИО3 по нотариальной доверенности ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район, в котором просит обязать администрацию муниципального образования Северский район принять решение о предоставлении в собственность за плату, земельный участок с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенный по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать администрацию муниципального образования Северский район подготовить проект договора купли-продажи на указанный земельный участок.

В обоснование иска указала, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым общей площадью 29,6 кв.м. Постановлением администрации муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3314 кв.м. (земли населённых пунктов), расположенного в <адрес>. Данным постановлением присвоен вновь образованному земельному участку вид разрешенного использования - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества). В указанном постановлении, оговорено право истца самостоятельно обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении данного земельного участка. В последующем истцом указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт, о чем, по мнению представителя истца, свидетельствует выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом с кадастровым общей площадью 29,6 кв.м. Администрацией муниципального образования Северский район ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлен ответ на заявление, которым истца уведомили, что <адрес> расположен в землях лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем основания для предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка отсутствуют. При этом, документальных подтверждений того, что данный участок принадлежит землям лесного фонда администрацией муниципального образования Северский район, как и ссылок на НПА, подтверждающий данный факт истцу не предоставлено. В выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым , относится к категории земель: земли населенных пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения, развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), соответственно, по мнению представителя истца, верно отнесение его (в соответствии с действующим законодательством) к категории, в которой он стоит на кадастровом учёте.

Из положений действующего законодательства, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт. Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в соответствии с Федеральным законом принятием нормативной правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. Доказательств о том, что в отношении спорного земельного участка такие акты принимались, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, по мнению представителя истца, не представлено. К землям лесного фонда, по мнению представителя истца, относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Представитель истца, оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, которые могут решить исход дела считает, что отказ администрации муниципального образования Северский район в предоставлении истцу земельного участка в собственность нарушает права последнего.

Определением судьи Северского районного суда от 08 декабря 2017 года (л.д. 27-28), привлечено к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика – министерство природных ресурсов Краснодарского края.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 на исковых требованиях настаивала и просила их удовлетворить в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что данным отказом нарушаются права, свободы и законные интересы истца, так как отнесение спорного земельного участка к категории земель лесного фонда без основательны.

Представитель ответчика, администрации муниципального образования Северский район ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований и просила в них отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, пояснив, что спорный земельный участок необходимо считать землями лесного фонда.

От представителя ответчика, администрации муниципального образования Северский район по доверенности ФИО4 в материалах гражданского дела имеется возражение на исковое заявление (л.д. 20-21), в котором последний просит в удовлетворении искового заявления отказать в полном объёме.

В обоснование возражения указал, что с поданным исковым заявлением он не согласен, считает его незаконным, необоснованным по следующим основаниям. Истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, на что ему письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с тем, что земельный участок относится к землям лесного фонда, что подтверждается, по мнению представителя ответчика, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии . В связи с тем, что право собственности истца на жилой дом возникло ДД.ММ.ГГГГ правило соответствующего Федерального закона, по мнению представителя ответчика ФИО4, об отнесении земельного участка к землям населённых пунктов не распространяется в данном случае.

Представитель третьего лица, министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. 62) и распиской (л.д. 146). От заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 155), в котором последний просит рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя министерства.

Также от представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности ФИО5 в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ поступил отзыв на исковое заявление (л.д. 147-148 и 152-152), в котором последняя сообщает, что в результате сопоставления материалов лесоустройства Афипского лесничества с представленной схемой расположения земельного участка с кадастровым , установлено, по мнению представителя министерства, что границы спорного участка не пересекаются с землями лесного фонда.

В обоснование отзыва указала, что министерство природных ресурсов, изучив исковое заявление, в целях всестороннего и объективного рассмотрения дела поясняет в части касающейся. В соответствии с Лесным кодексом РФ министерство осуществляет только переданные полномочия Российской Федерации, в том числе полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду безвозмездное срочное пользование, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, по организации и проведению соответствующих аукционов. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края» министерство наделено полномочиями в области лесных отношений, в том числе: в разработке законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих лесные отношения, в соответствии с федеральным законодательством и принятием правовых актов в «пределах установленной компетенции, осуществлением владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края; определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установлении и изменении границ лесопарковых зон, зеленых зон; организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов, предоставлении в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, принятии решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключении соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; осуществлении организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечении охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края и др. Вопрос о местоположении земельного участка с кадастровым номером 23:26:1201006:1131 по отношению к землям лесного фонда министерством, ранее не рассматривался, поскольку соответствующий запрос администрации муниципального образования Северский район не поступал.

Выслушав представителя истца ФИО1, представителя ответчика администрации муниципального образования Северский район ФИО2, учитывая мнения представителя ответчика, администрации муниципального образования Северский район по доверенности ФИО4, изложенное в возражении на исковое заявление, представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности ФИО5, изложенное в отзыве на исковое заявление, изучив исковое заявление, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Статья 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В материалах гражданского дела имеется сведения об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9, 74-75), в которых указано, что жилой дом, лит. А, А1, общая площадь 29,6 кв.м., жилая площадь 29,6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи серии 1 от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Как указано в постановлении администрации муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), рассмотрев заявление ФИО3 постановлено утвердить последнему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3314 кв.м. (земли населённых пунктов), расположенного в <адрес>, а также присвоить образованному земельному участку вид разрешённого использования – отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества) и наделить ФИО3 правом обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка, что также подтверждается схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 6).

Вместе с тем, согласно сведений об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11, 65-66), земельный участок с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 3314+/-20 кв.м., категории земель – земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования – отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества).

Администрация муниципального образования Северский район письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) ответила ФИО6, действующей на основании доверенности от имени и в интересах ФИО7, что рассмотрев обращение о предоставлении, в собственность за плату земельного участка с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ с расположенным на данном земельном участке объектом недвижимости - жилой дом с кадастровым общей площадью 29,6 кв.м., уведомляет о том, что <адрес> расположен в землях лесного фонда, относится к федеральной собственности, в связи с чем основания для предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

Суд относится критически к свидетельству о государственной регистрации права серии (л.д. 23) и не принимает его во внимание, так как в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, представители ответчика в подтверждение своих доводов, не предоставили суду относимых и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок входит в объект права зарегистрированного указанным свидетельством, что также опровергается информацией, представленной министерством природных ресурсов Краснодарского края в отзыве на исковое заявление (л.д. 147-148 и 151-152).

Согласно ч.ч. 1 и 6 ст. 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

Как указано в ст. 91 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 5.1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с п. 5 ст. 60.2 вышеуказанного Федерального закона, в случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Как указано в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно п. 6 вышеуказанного Федерального закона, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Как указано в ч.ч. 1-5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами); зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Как указано в п. 1 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

Из положений п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ видно, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Как указано в пп. 9 п. 3.9 Положений о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утверждённых постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012г. № 1250, в целях выполнения поставленных задач министерство в установленном законодательством порядке осуществляет функции, в том числе в области лесных отношений, в том числе предоставляет в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, а также другие предусмотренные положением функции.

Учитывая вышеуказанные нормативно-правовые акты в их совокупности, а также отсутствие отрицательного мнения министерства природных ресурсов Краснодарского края, изложенного в отзыве на исковое заявление (л.д. 147-148 и 151-152) относительно категории спорного земельного участка, а также то, что в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, представители ответчика в подтверждение своих доводов, не предоставили суду относимых и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, суд полагает, что спорный земельный участок не относится к указанной категории земель.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Как указано в ст.ст. 10 и 12 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Таким образом, суд полагает, что в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов ФИО3 необходимо обязать администрацию муниципального образования Северский район принять решение о предоставлении в собственность последнему, за плату, земельный участок с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенный по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать администрацию муниципального образования Северский район подготовить проект договора купли-продажи между истцом и ответчиком на указанный земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования Северский район об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район принять решение о предоставлении в собственность ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, за плату, земельный участок с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенного по адресу: <адрес>, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район подготовить проект договора купли-продажи с ФИО3, родившимся ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на земельный участок с кадастровым , общей площадью 3314 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов - отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества), расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.С. Мальцев