ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/19 от 07.10.2019 Яковлевского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-157/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2019 года с. Яковлевка

Яковлевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ельмеевой Т.Р.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, 1-му отделу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Приморском крае о признаниинедействительным распоряжения об отнесении жилого помещения к числу служебных, исключении из перечня закрытых военных городков «ЗВГ Новосысоевка-9»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснованиеуказав, что решением Яковлевского районного суда от 08.06.2016 года ей отказано в удовлетворении иска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, на том основании, что занимаемая ею двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, ул. 3-я площадка, <адрес>, отнесена к служебному жилью. Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10.10.2016 года данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Многократно она обращалась в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в ФГКУ «Востокрегионжилье» 1 отдел, с заявлением о заключении с ней договора найма жилого помещения на условиях социального найма. Однако, её просьбы не были удовлетворены. Из ответов указанных организаций ей стало известно, что на основании распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № 509-р от 05.09.2007 года, занимаемое ею жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. 3-я площадка, <адрес>, включено в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, что следует из Приложения к данному распоряжению. Дальнейшее её обращение в другие органы и ведомства, в том числе прокуратуру <адрес> о законностивышеназванного распоряжения в части включения её квартиры в перечень служебного жилья, положительных результатов не дало, ограничивались лишь отписками. Между тем, Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года №1470-р, военный городок «Новосысоевка-9» исключен из перечня закрытых военных городков. Из информации ФГБУ ФКП Росреестра по Приморскому краю следует, что сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о статусе служебной <адрес>. <адрес> в <адрес>, не имеется.

На основании изложенного, истец, просила суд исключить из Перечня закрытых военных городков военный городок «Новосысоевка-9», рассмотреть законность распоряжения ТУ Росимущества в Приморском крае от 05.09.2007 года № 509-р «О включении квартир в специализированный жилищный фонд» в части включения в число служебных помещений специализированного жилищного фонда, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. 3-я площадка, <адрес>, что препятствует передаче данной квартиры в её собственность.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 2 августа 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Приморском крае.

В судебное заседание представитель ответчикаФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просилвудовлетворении исковых требованиях ФИО1 отказать. В обоснование возражения указал, что жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, ул. 3-я площадка, <адрес>, имеет статус служебного жилого помещения, что подтверждается Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом территориального управления по Приморскому краю № 509-р от 05.09.2007 года. До настоящего времени собственник имущества Министерства обороны РФ не принимало решение о снятии с указанного жилого помещения статуса служебного. Кроме того, полагал, что, принятие решения о включении либо исключении того или иного жилого помещения МО РФ в разряд специализированного жилищного фонда относится к исключительным полномочиям Министерства обороны РФ.Соответственно суды не наделены таковыми полномочиями, не вправе принимать на себя не свойственные функции, отнесенные законодателем к исключительным полномочиям органов исполнительной власти, т.к. принятие непосредственно самим судом решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, заведомо выходит за рамки полномочий судебных органов и нарушает Конституционный принцип разделения властей, что не может быть признано допустимым.

В судебное заседание представитель ответчика 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказатьв полном объеме, полагал, что требования ФИО1 не обоснованы и не полежат удовлетворению, поскольку ФИО1 обращалась с исковым заявлением о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Решением Яковлевского районного суда Приморского края от 08.06.2016г. в удовлетворении иска отказано. Вышеуказанным вступившим в законную силу судебным актом установлено, что ФИО1 получила спорное жилое помещение на условиях служебного найма, выделенное ей по ордеру с отметкой «служебный» от 23.12.2003 года, в связи с наличием трудовых отношений с Министерством обороны. Указанные обстоятельства, являются преюдициальными и, повторного доказывании не требуют. В связи с наличием у военного городка Новосысоевка - 9 статуса закрытого, отнесение его к специализированному жилищному фонду не требовалось. Вследствие открытия данного городка и было вынесено спорное распоряжение, которое закрепило служебный статус спорной квартиры. Считает, что действия ФИО1 направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, что является злоупотреблением правом и недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ.

В судебное заседание представитель соответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагал, что ФИО1 пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным решения государственного органа, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, поскольку о том, что спорная квартира является служебной, ей была направлена информация из ФГКУ «Востокрегионжильё» Министерства обороны Российской Федерации 1 Отдел (г. Владивосток) 21 ноября 2018 года. Также указал, что получив 16 декабря 1986 года от Даубихинской квартирно-эксплуатационной части Дальневосточного военного округа ордер на квартиру истец всё это время не могла не знать, что квартира является служебным помещением специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, и предоставлено ей в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации. Таким образом, получая квартиру, истец не мог не понимать, как преимущества такого обеспечения жилой площадью, так и неизбежные ограничения, обусловленные особым статусом специализированных жилых помещений.

В судебное заседание представитель соответчика Министерства обороны РФ надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил в суд возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований ФИО1отказать в полном объеме, считает исковое заявление незаконным и необоснованным. Полагал, что исковое заявление должно быть подано в порядке административного судопроизводства, поскольку ФИО1 в своем исковом заявлении просит признать недействительным распоряжение, вынесенное Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федерального имущества по Приморскому краю. Указал, что распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.01.2004 №85-р «О закреплении имущества за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ул. 3-я площадка, <адрес> закреплен на праве оперативного управления за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России. Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17.12.2010 года Даубихинская квартирно-эксплуатационная часть реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. По ходатайству Даубихинской квартирно-эксплуатационной части Дальневосточного военного округа от 10 августа 2007 года №1320 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федерального имущества по Приморскому краю вынесло Распоряжение от 5 сентября 2007 года №509-р «О включении квартир в специализированный жилищный фонд».В связи с вышеизложенным распоряжение от 5 сентября 2007 года №509-р является законным, оснований для отмены данного распоряжения истцом не предоставлено.

В силу статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ) и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю № 509-р от 5 сентября 2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ДОС, 164-54 включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных жилых помещений.

Из письма ВрИО начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 7 ноября 2011 года, следует, что распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14 января 2004 года №85-р «О закреплении имущества за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. 3-я площадка, <адрес>, (в том числе и спорная <адрес>) закреплен на праве оперативного управления за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.

Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 был выдан ордер на право занятия 2-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДОС, <адрес>, площадью 46 м2, данный ордер содержал пометку «служебный».

В настоящее время правопреемником спорного жилого помещения является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорную квартиру.

Также в судебном заседании установлено, что решением Яковлевского районного суда Приморского края от 20 марта 2013 года было отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальному отделу № 1 ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о снятии статуса «служебная», заключения договора социального найма и признании право собственности жилого помещения в порядке приватизации на <адрес> 3-я площадка<адрес>.

Решением Яковлевского районного суда Приморского края от 8 июня 2016 года было отказано в удовлетворении исковых требований Агафоновой Екатерины Петровны к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Изложенные доказательства свидетельствуют о том, что Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю № 509-р от 5 сентября 2007 года о включении в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных жилых помещений, в том числе и квартиры, занимаемой истцом, права истца не нарушены. Заявленный иск направлен на осуществление стремления истца оформления спорной квартиры в собственность.

Разрешение настоящего дела о правомерности оспариваемого решения о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд непосредственно связано с выяснением вопроса о праве истца на предоставленное жилое помещение, в том числе выяснения наличия фактических и правовых оснований для предоставления жилья по договору социального найма.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, в абз. 5 и 6 п. 1 Постановления от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ", что по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Следовательно, доводы представителей ответчиков Министерства обороны, Территориального управления Росимущества о рассмотрении настоящего дела в порядке административного производства, а также пропуска срока предъявления иска, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, являются не обоснованными.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем, ФИО1 не представлено достаточно доказательств свидетельствующих о том, что оспариваемое ею распоряжение Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом территориального управления по Приморскому краю № 509-р от 05.09.2007 года незаконно и необоснованно.

Приобщенные к исковому заявлению обращения к собственнику жилого помещения, прокурору Приморского края не свидетельствуют о том, что оспариваемое распоряжение незаконно.

Оснований для признания Распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю от 5 сентября 2007 года №509-р незаконным у суда не имеется, поскольку оно принято компетентным органом в рамках предоставленных ему полномочий.

То обстоятельство, что объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, 3-я площадка (ранее ДОС), <адрес> правообладателем федерального имущества к учету не заявлена, не является основанием для признания незаконным Распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю от 5 сентября 2007 года № 509-р в части отнесения квартиры к числу служебных.

Собственником решение об исключении данного жилого помещения из числа служебных, не принималось.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю от 05.09.2007 года №509-p, не имеется.

Заявленные истицей сопутствующие требования об исключении из перечня закрытых военных городков «ЗВГ Новосысоевка-9» не могут быть удовлетворены, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011г. №1470-р военный городок «Новосысоевка-9» исключен из перечня закрытых военных городков.Кроме этого, перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Правительство Российской Федерации наделено полномочиями как по отнесению военных городков к категории закрытых, так и по исключению таковых из соответствующего перечня.

Руководствуясь статьями 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, 1-му отделу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Приморском крае о признании недействительным распоряжения об отнесении жилого помещения к числу служебных– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ельмеева Т.Р.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2019 года.