ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/20 от 26.11.2020 Варнавинского районного суда (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2020 года Варнавинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Муратовой О.Ш., при секретаре Кожевниковой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Варнавинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> действующего в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район к Думову Сергею Вячеславовичу, Думовой Светлане Андреевне действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО6, администрации Варнавинского муниципального района <адрес>, МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным постановления администрации Варнавинского муниципального района «О приватизации жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращения права собственности,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с иском к ответчикам Думову С.В., Думовой С.А. действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО6, администрации Варнавинского муниципального района <адрес> о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным постановления администрации Варнавинского муниципального района «О приватизации жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращения права собственности, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка законности заключения договоров социального найма и безвозмездной передачи жилого помещения - <адрес> р. <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> и ФИО10 заключен договор купли-продажи Квартиры. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Квартира признана служебным помещением, комитету по управлению муниципальным имуществом поручено внести изменения в реестр муниципальной собственности.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ служебное помещение в муниципальном жилом фонде по вышеуказанному адресу предоставлено семье Думова С.В., исполняющего обязанности прокурора <адрес>, на срок осуществления трудовых отношений в прокуратуре. Данным постановлением МУП «Варнавинкоммунсервис» обязано заключить договор найма служебного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Варнавинкоммунсервис» в нарушении постановления администрации района и положений ЖК РФ с Думовым С.В. заключен договор социального найма Квартиры.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированного жилого помещения. Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регилрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанность государственной регистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а лишь содержит нормы о необходимости направления в орган регистрации указанного решения.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, р.<адрес>, признано служебным помещением постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. решением органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

Следовательно, жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>, р.<адрес>, относится к специализированному жилищному фонду. Решений об исключении жилого помещения по вышеуказанному адресу из специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке администрацией района не принималось.

В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Исходя из норм ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В нарушение постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» с Думовым С.В. заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, хотя фактически должен был быть заключен договор найма служебного жилого помещения.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.

Оснований признания Думова С.В и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и указанных в ст.51 Жилищного кодекса РФ, не имелось.

По представленной информации администрацией <адрес> Думов С.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, малоимущим не признавался.

Решений о предоставлении жилого помещения по вышеуказанному адресу по договору социального найма жилого помещения Думову С.В. либо членам его семьи администрацией района так же не принималось.

На основании изложенного оснований для заключения с Думовым С.В. договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поэтому в силу закона указанный договор является ничтожным.

В последующем допущенные МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» нарушения при заключении договора найма жилого помещения повлекли заключение ДД.ММ.ГГГГ между Думовым С.В., как законным представителем несовершеннолетнего ребенка ФИО3,

г. р., и администрацией района договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность .

Согласно преамбуле постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ основанием для заключения договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность послужил закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в <адрес>» (далее - Закон ).

На основании Закона осуществляется бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе лишь занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования по договору социального найма.

Учитывая, что жилое помещение по адресу: <адрес>, р.<адрес>, отнесено к специализированному жилищному фонду как служебное жилое помещение, оснований для его приватизации в порядке, предусмотренном Законом , не имелось.

В силу ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жшгащный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из разъяснений Конституционного суда РФ, данных им в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики ФИО8 Эл», собственник муниципального жилищного фонда при реализации его права принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, вправе издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Таким образом, собственник муниципального жилищного фонда, как исключение, может принять решение о приватизации отдельного служебного жилого помещения, лишь на основании ранее изданного муниципального нормативно-правового акта, регулирующего порядок принятия данного решения.

<адрес> нормативно-правовых актов о порядке принятия решения о приватизации служебных жилых помещений не принималось.

Думов С.В. в администрацию района с заявлением о разрешении на приватизацию предоставленного ему служебного жилого помещения не обращался. Решения о безвозмездной передаче Думову С.В. занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения в связи с наличием исключительных обстоятельств администрацией района не принималось.

Таким образом, оснований для заключения договора о безвозмездной передаче жилого помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в собственность Думову С.В. либо членам его семьи не имелось.

Договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией района и Думовым С.В., действующим в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, недействителен, ничтожен в силу закона.

Поскольку основанием к регистрации права собственности на квартиру по вышеуказанному адресу на имя ФИО3 в филиале ФГБУ ФКП «Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за явился вышеуказанный договор, то имеются основания для аннулирования записи о регистрации права собственности за ФИО3 на квартиру по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

На основании изложенного, в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район, так как в связи с заключением рассматриваемого договора социального найма из муниципальной собственности выбыла муниципальная квартира, чем причинен вред муниципалитету, просит: признать недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Думовым Сергеем Вячеславовичем и МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис»; признать недействительным договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Варнавинского муниципального района <адрес> и Думовым Сергеем Вячеславовичем, действующим как законный представитель от имени несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать незаконным постановление администрации Варнавинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилого помещения»; прекратить право собственности ФИО3 на квартиру по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Футько И.И., исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Так же пояснил, что первая проверка по заявлению Думовой С.А. прокуратурой <адрес> была проведена в апреле-мае 2019 года, по её результатам представление прокуратурой не выносилось, с иском после заключения по указанной проверке прокуратура <адрес> в суд не обращалась.

Ответчик Думов С.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> действуя в защиту муниципального образования Варнавинский муниципальный район не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 109-114). Пояснил, что одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма. ДД.ММ.ГГГГ с Думовым С.В. и <адрес> был заключен договор социального найма спорного жилого помещения, с указанного момента он и его семья проживали в этом жилом помещении.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В установленном законом порядке, спорное жилое помещение в служебное не переводилось. В соответствии с выпиской выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, ограничений прав и обременений не имеет, собственник – муниципальное образование – Варнавинский муниципальный район. ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы Администрации Варнавинского муниципального района вынесено постановление о приватизации жилого помещения. Думовым С.В. для принятия решения о приватизации жилого помещения был представлен в орган, осуществляющий безвозмездную передачу жилья в собственность, полный перечень документов, предусмотренный ст.12.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в <адрес>».

Указал, что в мае 2019 года, прокуратурой <адрес> уже проводилась аналогичная проверка соблюдения норм жилищного законодательства в отношении спорного объекта недвижимости, по результатам которой заявителю (соответчику) Думовой С.А. был дан ответ за ж-2019 от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках проводимой проверки прокуратурой района испрашивались как у заявителя, так и у администрации Варнавинского муниципального района документы, касающиеся правового статуса спорного жилого помещения, определяющие основания возникновения права пользования спорным жилым помещением, а также его отчуждения в пользу ФИО3 По ее результатам меры прокурорского реагирования, включая крайнюю меру - иск, прокуратурой района не применялись. Запрет на проведение повторной проверки при данных обстоятельствах содержится в п. 12 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации".

Вместе с тем, ст.ст. 21, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

При этом, основания, порядок, сроки проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнение законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина равнозначны, о чем свидетельствуют положения п. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации", а именно проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Кроме того, п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГN 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено, что проверки исполнения законов необходимо проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В п. 13 Приказа отражено, что при внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Согласно п. 16 Приказа в документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.

В п. 21 Приказа отражено, что деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прокуратурой района как оснований для проведения проверки в отношении спорного объекта недвижимости, так и порядка и соответственно сроков ее проведения, что свидетельствует о незаконности предъявленного в суд иска.

В настоящее время в спорной квартире зарегистрировано и проживают трое несовершеннолетних детей – ФИО2, 2020 г.р., ФИО3. 2016 г.р. и ФИО6, 2004 г.р.

Решением ГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО17 присвоен статус многодетной семьи <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства за от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Согласно справки ФКУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации бюро филиал ФКУ «ГБМСЭ» по <адрес> серия МСЭ – 2019 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 присвоена группа инвалидности – категория «ребенок – инвалид».

В силу положений статьи 3 Конвенции ООН «О правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Аналогичная позиция содержится в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 4-КГ13-2, где суд оставил в силе решение об отказе в прекращении права пользования спорным жилым помещением ответчиками и о снятии их с регистрационного учета, поскольку сделкой купли-продажи спорного жилого помещения были нарушены права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего ребенка на проживание в жилом помещении.

Таким образом действия прокуратуры <адрес> – проведенная незаконно повторная проверка, заявленный иск (как мера прокурорского реагирования), требования которого направлены на лишение в судебном порядке малолетней ФИО3 единственного жилья, где она является собственником, а соответственно членов ее многодетной семьи с ребенком инвалидом, в полной мере противоречат требованиям действующего законодательства, разъяснениям ВС РФ при разрешении данного рода споров, требованиям основного закона – Конституции РФ, требованиям международного права.

В судебное заседание ответчик Думова С.А. действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО6, не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 225-226), в предварительном судебном заседании заявленные требования прокурора <адрес> действующего в интересах муниципального образования Варнавинский муниципальный район не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 109-114). так же просила применить срок исковой давности к требованиям о признании недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Так же пояснила суду, что её несовершеннолетняя дочь ФИО6 на момент приватизации спорного жилого помещения не была в нем прописана, прописана по данному адресу только с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того она уже ранее воспользовалась своим правом на приватизацию в доли другого жилого помещения еще в 2014 году, а она и её супруг Думов С.В. отказались от приватизации спорного жилого помещения, младшая дочь ФИО7 2020 года рождения, поэтому процедуру приватизации спорного жилого помещения считает законной. Пояснила, что их семья является многодетной семьей, в которой младший ребенок – инвалид. Проживают по указанному адресу все вместе.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Варнавинского муниципального района <адрес> заявленные требования не признали, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, так же просили применить срок исковой давности к требованиям о признании недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительным договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.171-173). Пояснил суду, что ранее собственником спорного жилого помещения была администрация Варнавинского муниципального района <адрес>, закон о приватизации жилого помещения предусматривает бесплатную передачу в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемых ими жилого помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонде. В ДД.ММ.ГГГГ году между администрацией <адрес> в лице МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» действующего по доверенности и Думовым С.В. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения, поскольку администрация Варнавинского муниципального района <адрес> не завершила процедуру перехода спорного жилого помещения в служебное жилое помещения, не предоставила сведений в Росреестр, так же в Росреестре не было обременений на спорное жилое помещения. После обращения Думовым С.В. с заявлением о безвозмездном предоставлении ему спорного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о безвозмездной передачи указанного жилого помещения Думову С.В.. Процедура приватизации спорного жилого помещения ФИО3 не нарушена, поскольку проведена без нарушения действующего законодательства. Считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации спорного жилого помещения было вынесено с соблюдением требований закона. О проведении прокурорской проверки в 2019 году они знали, поскольку у них прокуратурой истребовались документы, результаты указанной проверки им не направлялись, в суд с требованиями указанными в настоящем иске они ранее не обращались.

Привлеченные к участию в деле в качестве ответчика МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» в судебном заседании заявленные требования не признали, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 174-175), считают что сроки исковой давности по требованиям о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и договора о безвозмездной передачи спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ прошли. Так же пояснили, что по информации Росреестра по <адрес> на дату заключения договора социального найма в реестре отсутствовали сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного, поэтому между МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» действующей по доверенности от администрации Варнавинского муниципального района <адрес> с Думовым С.В. был заключен договор социального найма, на дату заключения договора у них отсутствовали какие либо сведения, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилому помещению. Если бы статус изменился, договор социального найма был бы перезаключен на договор служебного найма. В 2017 году Думов С.В. обратился с заявлением о безвозмездной передачи спорного жилого помещения, далее в соответствии с законом было вынесено постановление о приватизации жилого помещения и безвозмездной передачи его в собственность ФИО3, при этом были соблюдены все требования действующего законодательства.

Третье лицо орган опеки и попечительства при администрации Варнавинского муниципального района <адрес> в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, просили применить сроки исковой давности к заявленным требованиям (л.д.215), разрешить настоящий правовой конфликт с учетом интересов несовершеннолетних детей, проживающих в спорной квартире, обратили внимание суда на тот факт, что ФИО2, 2020 года рождения является инвалидом, группа инвалидности «ребенок инвалид», инвалидность установлена на срок до 2038 года.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица управление Росрееста по <адрес>, Министерство социальной политики <адрес> в судебное заседание не явились, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 209-211).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица уполномоченный по правам ребенка в <адрес>, в судебное заседание не явился, извещён о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.210), в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, вынести законное решения с учетом интересов несовершеннолетних детей (л.д. 223-224).

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав объяснения заместителя прокурора <адрес>, ответчиков, третье лицо, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В соответствии с российским законодательством под жилищным фондом социального использования понимается совокупность всех жилых помещений, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, а также жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. В состав социального жилищного фонда включены определенные жилые помещения, относящиеся к государственному или муниципальному фонду.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения указанного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в жилье. Основным документом, регулирующим право пользования жилым помещением, служит договор социального найма (ст. 60 ГК РФ). Договор социального найма жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Такой договор заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО10 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>2 (л.д.19). ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на указанное помещение, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>2, отнесена к специализированному жилищному фонду, комитету по управлению муниципальным имуществом поручено внести изменения в реестр муниципальной собственности (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ между МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис», действовавшего от имени собственника жилого помещения администрации <адрес> и Думовым С.В. заключен договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>2 (л.д.14-15).

Как указано в ответе на запрос Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ-СБ/2020, информации о назначении жилого помещения, объекта капитального строительства с кадастровым номером 52:06:0070003:2028, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, как «служебное помещение» в ЕГРН отсутствуют, и ранее данная информация в ЕГРН не вносилась. Право собственности администрации Варнавинского муниципального района <адрес> на данную квартиру было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация перехода права собственности на квартиру от администрации Варнавинского муниципального района <адрес> к ФИО3 на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122).

<адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка законности заключения договора социального найма, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства (л.д.212-215).

Кроме того, в мае 2019 года, прокуратурой <адрес> уже проводилась аналогичная проверка соблюдения норм жилищного законодательства в отношении спорного объекта недвижимости, по результатам которой заявителю (соответчику) Думовой С.А. был дан ответ ж-2019 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.157-160). В рамках проводимой проверки прокуратурой <адрес> запрашивались у администрации Варнавинского муниципального района <адрес> документы, касающиеся правового статуса спорного жилого помещения, определяющие основания возникновения права пользования спорным жилым помещением, а также его отчуждения в пользу ФИО3 (л.д.119).

В силу требования ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1 ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в следующих случаях, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с ч. 2 настоящей статьи;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 91.13 ЖК РФ принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным ч. 1 ст. 91.3 ЖК РФ.

В материалах дела имеется постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью главы местного самоуправления района Смирнова С.А о предоставлении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>2, Думову С.В. – исполняющего обязанности прокурора <адрес> на срок осуществления трудовых отношений в прокуратуре <адрес> (л.д.17).

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Думов С.В. в установленном законом порядке признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье.

Так же суду не предоставлены ответчиками доказательства того, на основании каких документов, между МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис», действовавшего от имени собственника жилого помещения администрации <адрес> и Думовым С.В. был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>2, для проживания.

Таким образом, правовых оснований для заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, у МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис», действовавшего от имени собственника жилого помещения администрации <адрес> с Думовым С.В. не имелось, Думов С.В. и его семья в установленном законом порядке малоимущими не признавались и на учет в качестве нуждающихся в жилье поставлены не были, документов подтверждающих иное суду не представлено.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ). Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абз. 5 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 166 ГК РФ), а также прокурор (ст. 45 ГПК РФ).

Требование о выселении ответчиков из спорного жилого повешения прокурором <адрес> не заявлено.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта РФ.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому

(п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пункт 1 статьи 181 ГК РФ (в редакции действующей на момент заключения договора), предусматривает трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

В судебном заседании ответчиками Думовым С.В., Думовой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО2, ФИО3, администрацией Варнавинского муниципального района <адрес>, МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности, относительно требования о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление подано в суд прокурором Варнавинского <адрес> в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).

Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Как указано в п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

С настоящим иском, действуя в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район, в суд обратилась прокуратура <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> была проведена проверка и выявлены нарушения жилищного законодательства. В соответствии с сопроводительным письмом прокуратуры <адрес>, проверка по указанному факту проведена ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ прокуратуре <адрес> с вынесенным заключением (л.д.150,156-160). Однако, исходя из вышеуказанных норм права, трехгодичный срок обращения прокурора с иском в защиту прав и законных интересов Варнавинского муниципального образования начитает течь с момента, когда Варнавинскому муниципальному образованию стало известно о нарушении его прав и законных интересов, с момента исполнения договора. В связи с этим дата проведения прокуратурой той или иной проверки для определения начала течения срока исковой давности сама по себе правового значения не имеет. Договор социального найма жилого помещения был заключен между МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис», действовавшего от имени собственника спорного жилого помещения администрации <адрес> с Думовым С.В. - ДД.ММ.ГГГГ. Варнавинский муниципальный район, в лице администрации <адрес>, как стороне указанной сделки, стало известно о начале исполнения ничтожной сделки с даты ее совершения - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности для обращения с иском в суд для прокурора <адрес> начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, срок для предъявления в суд требования о признании недействительным договора социального найма жилого от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором <адрес>, действующего в интересах муниципального образования Варнавинский муниципальный район являющегося стороной по сделке, пропущен. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Истец так же просит признать незаконным постановление администрации Варнавинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилого помещения», признать незаконным договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Думовым С.В., как законным представителем несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., и администрацией Варнавинского муниципального района <адрес> района о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность и как следствие прекращение право собственности ФИО3 на спорную квартиру.

Как указано в ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающие совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как указано в ч.2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.

Согласно пунктам 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду (л.д.18).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Думову Сергею Вячеславовичу – исполняющему обязанность прокурора <адрес>, было предоставлено служебное помещение в муниципальном жилом фонде по адресу: <адрес>, р.<адрес>2, на срок осуществления трудовых отношений в прокуратуре <адрес> (л.д.17).

Однако, вопреки указанным выше постановлениям, доводам представителя администрации <адрес> Маслякова А.О. о том, что администрация не довела до конца процедуру перевода спорного жилого помещения в служебное, то есть не предоставила в Росреестр должных сведений, и доводам представителя ответчика МУП <адрес> «Варнанкоммунсервис» Мартьяновой Т.С. о том, что в Росреестре не было сведений об обременении спорного жилого помещения и отнесения его к служебному, ДД.ММ.ГГГГ между МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис», действовавшего от имени собственника жилого помещения администрации <адрес> и Думовым С.В. заключен договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>2 (л.д.14-15), который в установленном законом порядке не обжаловался.

Как указано в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в указанной квартире на дату рассмотрения настоящего иска, проживают и зарегистрированы: Думов С.В., Думова С.А., ФИО3 2016 года рождения, ФИО6 2004 года рождения, ФИО2 2020 года рождения (л.д.42).

В соответствии с паспортными данными ФИО6, в спорном жилом помещении она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.161-162), как указано в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.164-170), ФИО6 ранее воспользовалась своим правом на приватизацию жилого помещения (л.д.163).

В п.24 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 14 <адрес> от "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а так же согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

Из приватизационного дела следует, что Думова С.А., Думов С.В. отказались от приватизации спорного жилого помещения, о чем имеются заявления и чего сами ответчики не оспаривали (л.д.180-182), ФИО3 ранее участие в приватизации не принимала (л.д.115).

В материалах дела имеется письмо МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное главе администрации Варнавинского муниципального района <адрес> Смирнову С.А. с просьбой выдать разрешение о безвозмездной передаче в собственность ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, спорного жилого помещения (л.д.123).

В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГN 1541-1, помещения, занимаемые по договорам социального найма подлежат оформлению в собственность так же, как и любая жилплощадь, находящаяся в собственности государственных и муниципальных органов. Право стать владельцем квартиры или доли в ней предоставлена всем зарегистрированным в ней гражданам. В число лиц имеющих имущественные права входит наниматель и члены его семьи.

Вместе с заявлением в организацию, занимающуюся оформлением предоставляется пакет документов: личные документы граждан, справка о зарегистрированных, договор социального найма и орде при наличии, техпаспорт и кадастровый паспорт, поэтажный план квартиры, отказ от приватизации и т.д….

Из материалов дела следует, что все требования, предъявляемые к оформлению указанной следки, ее участниками были соблюдены.

Как указано в постановлении администрации Варнавинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ходатайством МУП <адрес> «<адрес> «Варнавинкоммунсервис», администрация <адрес> постановила: передать безвозмездно в собственность ФИО3 спорное жилое помещение (л.д.12).

В ответе на запрос Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ-СБ/2020, информации о назначении жилого помещения, объекта капитального строительства с кадастровым номером 52:06:0070003:2028, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, как «служебное помещение» в ЕГРН отсутствуют, и ранее данная информация в ЕГРН не вносилась. Право собственности администрации Варнавинского муниципального района <адрес> на данную квартиру было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация перехода права собственности на квартиру от администрации Варнавинского муниципального района <адрес> к ФИО3 на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122).

В соответствии с выпиской государственного предприятия <адрес> «НижТехИнвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, по данным Реестровой и Поземельной книг, хранящихся в архиве указанной организации, в период по ДД.ММ.ГГГГ год ФИО3 не принимала участие в приватизации жилья (л.д.115), по данным выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости, особые отметки: данные отсутствуют, статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.117), согласно выписки из реестра муниципального имущества, выданной администрацией Варнавинского муниципального района <адрес> комитетом по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>2, составляет муниципальную казну и включен в соответствующий реестр за номером (л.д.118).

В материалах дела имеется постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о том что Думову С.В. спорное жилое помещение должно было быть предоставлено как служебное жилое помещение (л.д.17), и постановление администрации Варнавинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

В судебном заседании представитель администрации Варнавинского муниципального района <адрес> пояснил, что процедура перевода спорного жилого помещения в служебное, ими не была доведена до конца, сведения в Росреестр о переводе спорного жилого помещения они не предоставляли, поэтому спорная квартира, на момент предоставления её Думову С.В., служебной не являлась.

В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, судом установлено, что порядок присвоения статуса служебного жилого помещения, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> нарушен.

Указание в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорное жилое помещение было предоставлено Думову С.В. на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, как служебное жилое помещение (л.д. 17) при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения. Данная позиция нашла свое подтверждение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ14-7.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного, не оформленного в соответствии с законом, семо по себе не влечет ничтожность договора приватизации.

Ссылка прокурора <адрес> на то, что Думов С.В. и его семья на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли, не виляет на их право приватизации занимаемого жилого помещения по договору социального найма, который в установленном законом порядке не обжаловался.

На основании изложенного, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилого помещения», является законным.

ДД.ММ.ГГГГ между Думовым С.В., как законным представителем несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., и администрацией Варнавинского муниципального района <адрес> района заключен договора о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность (л.д.13).

Ответчики Думов С.В., Думова С.А. действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3,ФИО6, администрация Варнавинского муниципального района <адрес>, МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» в судебном заседании заявил ходатайство о пропуск срока исковой давности для предъявления в суд указанного требования.

В Пленуме Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", указано, что договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

По смыслу ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка, будучи совершенной, порождает права и обязанности, но, будучи оспорена, может быть признана недействительной в том числе и при несоответствии требованиям закона, либо действительной.

Поскольку договор приватизации, оспариваемый истцом по вышеназванным основаниям, является оспоримой сделкой, следовательно следует исходить из положений п. 2 ст. 181 ГК РФ, предусматривающего срок исковой давности - один год со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Как указано в п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

С настоящим иском, действуя в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район, в суд обратилась прокуратура <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> была проведена проверка и выявлены нарушения жилищного законодательства. В соответствии с сопроводительным письмом прокуратуры <адрес>, проверка по указанному факту проведена ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ прокуратуре <адрес> с вынесенным заключением (л.д.150,157-160). Однако, исходя из вышеуказанных норм права, годичный срок обращения прокурора с иском в защиту прав и законных интересов Варнавинского муниципального образования начитает течь с момента, когда Варнавинскому муниципальному образованию стало известно о нарушении его прав и законных интересов, с момента исполнения договора. В связи с этим дата проведения прокуратурой той или иной проверки для определения начала течения срока исковой давности сама по себе правового значения не имеет. Договор безвозмездной передачи спорного жилого помещения в собственности , сторонами которого являются администрация Варнавинского муниципального района <адрес> и Думов С.В. действующий как законный представитель несовершеннолетнего ребенка ФИО15ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен ДД.ММ.ГГГГ. Варнавинский муниципальный район, в лице администрации <адрес>, как стороне указанной сделки, стало известно о начале исполнения оспоримой сделки с даты ее совершения - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности для обращения с иском в суд прокурора <адрес> начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, срок для предъявления в суд требований о признании незаконным договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Думовым С.В., как законным представителем несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., и администрацией Варнавинского муниципального района <адрес> района о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность, пропущен. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

При вынесении решения, суд так же учитывает, что решением ГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО17 присвоен статус многодетной семьи <адрес> (л.д.55); согласно свидетельства о регистрации по месту жительства за от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д.54); согласно справки ФКУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации бюро филиал ФКУ «ГБМСЭ» по <адрес> серия МСЭ – 2019 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 присвоена группа инвалидности – категория «ребенок – инвалид» (л.д.56).

В силу положений ст. 3 Конвенции ООН «О правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Заявленные требования истца о прекращении права собственности ФИО3 на спорную квартиру не подлежит удовлетворению, поскольку вытекает из требований о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным постановления администрации Варнавинского муниципального района «О приватизации жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении которых, по ходатайству ответчиков, судом установлен пропуск срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> действующего в защиту интересов муниципального образования Варнавинский муниципальный район к Думову Сергею Вячеславовичу, Думовой Светлане Андреевне действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО6, администрации Варнавинского муниципального района <адрес>, МУП <адрес> «Варнавинкоммунсервис» о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным постановления администрации Варнавинского муниципального района «О приватизации жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращения права собственности – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Варнавинский районный суд в течении месяца.

Судья О.Ш.Муратова