ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/2011 от 08.04.2011 Мценского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 апреля 2011 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О., с участием <данные изъяты> Мценского межрайонного прокурора Косьяновой С.Е., истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, представителей ответчиков по доверенности ФИО5 и ФИО6, при секретаре Пугачевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по искам Прокурора Мценского района в интересах ФИО1, ФИО4, ФИО7 и ФИО3 к Администрации Мценского района, Мценскому районному Совету народных депутатов, Отделу общего образования администрации Мценского района, отделу сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района и финансовому отделу администрации Мценского района о признании порядка начисления пенсии за выслугу лет незаконным, признании незаконным пункта 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» и взыскании неполученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мценского района Орловской области обратился в суд с исками в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1, ФИО4, ФИО2 и ФИО3 к Администрации Мценского района Орловской области о признании порядка начисления пенсии за выслугу лет незаконным, признании незаконным пункта 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» и взыскании неполученной пенсии.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с согласия истцов к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Мценский районный Совет народных депутатов, чье решение оспаривается прокурором, а также Отдел общего образования администрации Мценского района, Отдел сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района и Финансовый отдел администрации Мценского района, которые начисляют и выплачивают пенсии за выслугу лет бывшим работникам данных отделов ФИО4, ФИО2 и ФИО1

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что истцы ФИО4, ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года являются получателями пенсии за выслугу лет, которая им назначена, как лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Мценского района.

До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» от 09.01.2008 года № 736-ОЗ размер пенсии <данные изъяты> Мценского района определялся следующим образом. Пенсия назначалась в размере <данные изъяты> процентов среднемесячного заработка муниципального служащего, исчисленного за последние <данные изъяты> полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения, и не превышающего <данные изъяты> должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы; за вычетом <данные изъяты> установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в действие изменения, внесенные в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» от 09.01.2008 года № 736-ОЗ, в соответствии с которыми в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме стали распространяться права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».

На тот момент согласно ст. 53 п. п. 3 и 4 Закона Орловской области от 08.02.2005 года № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» размер пенсии государственных гражданских служащих Орловской области определялся следующим образом. Пенсия назначалась в размере <данные изъяты> процентов среднемесячного заработка гражданского служащего, исчисленного за последние <данные изъяты> полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, и не превышающего установленного оклада <данные изъяты> по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области; за вычетом <данные изъяты> установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

При этом для лиц, ранее замещавших должности государственной гражданской службы Орловской области, законом не было предусмотрено каких-либо ограничений по перерасчету размеров пенсий за выслугу лет, назначенных им до вступления в силу Закона Орловской области от 08.07.2008 N 791-03, которым были внесены аналогичные изменения в ч. 3 ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».

Поэтому в связи с внесением вышеуказанных изменений в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» ДД.ММ.ГГГГ года пенсии муниципальным служащим Мценского района должны были назначаться в размере, установленном ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», а тем пенсионерам, которым пенсии были назначены до ДД.ММ.ГГГГ года, их размер также должен был быть перерасчитан с указанной даты.

Однако Решением Мценского районного Совета народных депутатов 30.06.2009 года N 319 "О внесении изменений и дополнений в Решение Мценского районного Совета народных депутатов от 30 мая 2008 года N 169 "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе", принятым на основании вышеуказанных изменений, новый порядок определения размера пенсии был распространен только на правоотношения, возникающие с ДД.ММ.ГГГГ года.

Тем пенсионерам, которым пенсия была назначена до ДД.ММ.ГГГГ года, перерасчет пенсии в соответствии с новым порядком определения ее размера был произведен только с 1 сентября 2010 года после принятия Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 12.08.2010 N 401 "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе", в связи с которым прежнее Решение от 30.06.2009 года N 319 утратило силу.

Считает, что в период своего действия Решение № 319 от 30.06.2009 г. противоречило Закону Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», поскольку были нарушены права бывших муниципальных служащих. Они были поставлены в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими Мценского района, которым такая пенсия была назначена после ДД.ММ.ГГГГ года, так как размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчислялась пенсия за выслугу лет в этот период, не мог превышать установленного <данные изъяты> по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как к истцам применялось ранее действовавшее положение, в соответствии с которым размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчислялась пенсия за выслугу лет, не мог превышать <данные изъяты> должностного оклада.

Администрацией Мценского района с ДД.ММ.ГГГГ года такой перерасчет пенсии истцам ФИО4, ФИО2 и ФИО3 не производился, и им до ДД.ММ.ГГГГ года по-прежнему продолжала начисляться пенсия, исходя из среднемесячного заработка муниципального служащего, не превышающего <данные изъяты> должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, тогда как должна была начисляться, исходя из среднемесячного заработка муниципального служащего, не превышающего <данные изъяты>.

При таком перерасчете пенсия за выслугу лет ФИО3, ФИО2 и ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года должна была выплачиваться в следующем размере: <данные изъяты> от суммы действующего в этот период должностного оклада по соответствующей должности с <данные изъяты>.

Кроме того, Законом Орловской области от 08.06.2010 года № 1070-ОЗ были внесены изменения в ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005 N 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области". Часть 5 ст. 53 Закона в данной редакции было предусмотрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются, в частности, суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, и суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Действие положений ч. 5 ст. 53 Закона "О государственной гражданской службе Орловской области" были распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Однако в нарушение действующего федерального и областного законодательства Решение Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010 г. N 411, регулирующее исключение сумм фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, и сумм валоризации из расчета пенсии за выслугу лет вступило в силу со дня его официального опубликования в газете "Мценский край" и не было распространено на ранее возникшие правоотношения.

Поэтому сумма валоризации учитывалась ответчиками при начислении пенсий всем истцам только с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как было предусмотрено нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Ввиду указанных выше нарушений при исчислении пенсии истцам им была недоплачена пенсия за выслугу лет: ФИО3 - <данные изъяты> рублей, ФИО2 - <данные изъяты> рублей, ФИО4 - <данные изъяты> рублей, ФИО1 - <данные изъяты> рублей.

По этим основаниям прокурор просит признать порядок начисления пенсии за выслугу лет истцам незаконным; признать п. 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010 N 411 "О внесении изменений в решение "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе" незаконным со дня принятия нормативного правового акта; взыскать с ответчиков вышеуказанные недополученные суммы пенсии за выслугу лет.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования в отношении ФИО1 и ФИО2 и просит взыскать недополученные пенсии в пользу ФИО1 - <данные изъяты> рублей, в пользу ФИО2 - <данные изъяты> рублей.

Истцы дополнили исковые требования и просят также произвести индексацию недополученной с ДД.ММ.ГГГГ года пенсии за выслугу лет с учетом индекса роста потребительских цен в Орловской области и взыскать пенсию с учетом ее индексации в размере: ФИО1 - <данные изъяты> рублей, ФИО2 - <данные изъяты> рублей, ФИО4 - <данные изъяты> рублей, ФИО3 - <данные изъяты> рублей, а также истцы ФИО2, ФИО4 и ФИО3 просят взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере по <данные изъяты> рублей в пользу каждой.

В судебном заседании прокурор Косьянова С.Е. исковые требования прокурора Мценского района поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.

Истцы ФИО4, ФИО3, ФИО2 и ФИО1 исковые требования прокурора и свои исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным прокурором. Также суду пояснили, что в результате нарушения ответчиками законов и недоплаты им пенсии были серьезно ущемлены их права. Затяжной характер решения вопроса по восстановлению их прав, наряду с бездушным, а порой, некорректным отношением работников администрации, причинили им душевные и нравственные страдания.

Представитель ответчиков Администрации Мценского района, Отдела общего образования, Отдела сельского хозяйства и продовольствия и Финансового отдела администрации Мценского района ФИО5 иск не признала в полном объеме. Суду пояснила, что порядок назначения и перерасчета пенсии в Мценском районе определялся ранее действовавшим Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 30.05.2008 № 169 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе», а с 1 сентября 2010 года определяется Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 12.08.2010 г. № 401 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе».

Ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» в редакции от 09.01.2008 г. было установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать <данные изъяты> должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы. Законом Орловской области от 25.12.2008 № 858-03 были внесены изменения в ст. 23 и предусмотрено, что в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих на муниципального служащего в полном объеме распространились права государственного гражданского служащего, а также установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 30.06.2009 № 319 «О внесении изменений и дополнений в Решение Мценского районного совета народных депутатов «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе» аналогичные изменения были отражены и на муниципальном уровне. Однако, изменения распространились на правоотношения возникающие с ДД.ММ.ГГГГ г. При этом нарушения норм федерального и областного законодательства не было допущено, поскольку принятие муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих выплату и перерасчет пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, внесение в них изменений и распространение действия этих актов во времени, находятся в компетенции органов местного самоуправления. Муниципалитет самостоятельно формирует бюджет и определяет расходы, исходя из его возможностей. Указанными изменениями не было предусмотрено условий перерасчета размера пенсий муниципальным служащим, которым уже была назначена и выплачивалась пенсия. Учитывая дефицит бюджета района на ДД.ММ.ГГГГ год, принятые нормы по перерасчету пенсий были распространены на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года. Что касается требований о компенсации морального вреда, то все обращения истцов были рассмотрены в установленные законом сроки с подробными мотивированными разъяснениями. По этим основания просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Мценского районного Совета народных депутатов ФИО6 иск не признала и пояснила, что по всем принимаемым районным Советом нормативным актам имеются письменные заключения прокурора о соответствии их действующему законодательству. Кроме того, решения принимались исходя из возможностей местного бюджета. Не согласны с возмещением морального вреда, поскольку на все обращения истцов им были данные исчерпывающие и своевременные ответы.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей ФИО8, ФИО9, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 24 Закона РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в редакции от 17.07.2009 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-03 "О муниципальной службе в Орловской области", действующей на момент назначения истцам ФИО3, ФИО4 и ФИО2 пенсии за выслугу лет, муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы, в частности, в связи с увольнением по собственному желанию по одному из оснований, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с увольнением по причине сокращения штата органа местного самоуправления.

Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 данной статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В связи с внесением Законом Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ изменений в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», данная норма была изложена в новой редакции и частью 1 ст. 23 Закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области".

Частью 3 статьи 23 указанного Закона предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом статьей 2 Закона Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ было предусмотрено, что он вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования, т.е. изменения вступили в силу с 10 января 2009 года.

Как установлено из материалов дела, истцы работали на различных должностях в администрации Мценского района, Отделе общего образования администрации Мценского района, Отделе сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района и Финансовом отделе администрации Мценского района и были уволены с муниципальной службы: ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 15, 46, 74, 100).

После увольнения с муниципальной службы истцов ФИО3, ФИО4 и ФИО2 на основании действовавшего на тот период Закона Орловской области от 14.08.1997 года № 46-03 «О муниципальной службе в Орловской области» им была установлена доплата к государственной пенсии.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона от 09.01.2008 года №736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом.

По заявлениям истцов распоряжениями главы администрации Мценского района ФИО3, ФИО2 и ФИО4 была назначена пенсия за выслугу лет: ФИО3 и ФИО4 - с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 13, 73), ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 47).

Частью 4 ст. 23 Закона № 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", в редакции, действовавшей на момент назначения указанным истцам пенсии за выслугу лет, предусматривалось, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние <данные изъяты> полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. При этом размер данного среднемесячного заработка не может превышать <данные изъяты> должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

В то же время, размер указанной пенсии, назначенной истцам ФИО3, ФИО2 и ФИО4, фактически определялся администрацией Мценского района и ее отделами по-иному, чем это предусмотрено вышеуказанным Законом.

Как следует из показаний свидетеля ФИО9, главного бухгалтера администрации района, размер среднемесячного заработка истцов за последние <данные изъяты> полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения, для расчета им пенсии за выслугу лет во внимание не принимался, поскольку он не был осовременен применительно к заработку, получаемому муниципальными служащими в ДД.ММ.ГГГГ году, и пенсия истцам исчислялась, исходя из действующего с ДД.ММ.ГГГГ года и далее оклада по соответствующей занимаемой истцами на момент увольнения с муниципальной службы должности. Бралось за основу <данные изъяты> таких оклада, затем от полученной суммы исчислялось <данные изъяты>%, в результате чего определялся размер пенсии за выслугу лет, из которого вычиталась сумма назначенной трудовой пенсии по старости.

Так, согласно справке администрации Мценского района среднемесячная заработная плата ФИО3 за <данные изъяты> месяцев до ее увольнения с муниципальной службы составляла <данные изъяты> рублей, и в соответствии с Законом этот среднемесячный заработок не мог превышать <данные изъяты> оклада по соответствующей должности (ее оклад составлял <данные изъяты> рублей), то есть <данные изъяты> рубля (л.д. ).

Поскольку среднемесячный заработок ФИО3 не превышал установленный Законом предел, то размер пенсии за выслугу лет ей должен был определяться следующим образом: <данные изъяты> рублей. Из этой суммы должна была вычитаться сумма трудовой пенсии по старости, и разница подлежала выплате.

Однако фактически размер пенсии ФИО3 определялся, исходя из <данные изъяты> оклада по аналогичной должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, который составлял и составляет до настоящего времени <данные изъяты> рублей, то есть пенсия определялась по следующему расчету: <данные изъяты> рублей, из которых вычиталась сумма трудовой пенсии по старости.

Аналогичным образом определялся в рассматриваемый период размер пенсии ФИО2 и ФИО4

В то же время, из приведенных выше положений ч. 4 ст. 23 Закона №736-ОЗ, следует, что пенсия за выслугу лет им должна была назначаться исходя из их среднемесячного заработка.

Из изложенного видно, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе в рассматриваемый период с января ДД.ММ.ГГГГ года по август ДД.ММ.ГГГГ года, пенсия за выслугу лет ФИО2, ФИО3 и ФИО4 исчислялась в большем размере, чем предусматривалось действующей в то время редакцией ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», и такого порядка определения размера пенсии, который фактически применялся к истцам, не было предусмотрено никакими нормативными актами.

Принятыми изменениями в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ года, не предусматривался перерасчет ранее назначенных пенсий за выслугу лет.

Не вносились такие изменения и в Решение Мценского районного Совета народных депутатов № 169 от 30 мая 2008 года «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе», а изменения, внесенные решением № 319 от 30 июня 2009 г., касались только раздела 4 указанного Решения, где предусматривался порядок определения размера пенсии за выслугу лет, но не перерасчета ранее назначенных пенсий, что определялось другим разделом указанного Решения.

Так, разделом 8 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 169 от 30 мая 2008 года «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе», которое действовало до 1 сентября 2010 года, предусматривалось, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится только в двух случаях: изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности) и при централизованном повышении денежного содержания муниципальным служащим.

Указывалось, что при изменении в соответствии с законодательством должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или выборной должности местного самоуправления отдел социальной защиты населения администрации Мценского района пересчитывает размер пенсии за выслугу лет в соответствии с установленным должностным окладом. Выплата пенсии за выслугу лет в новом размере производится со дня изменения должностного оклада.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с момента назначения истцам пенсии за выслугу лет в ДД.ММ.ГГГГ году до настоящего времени в централизованном порядке денежное содержание муниципальных служащих не повышалось, и размер должностного оклада не изменялся.

Принятым 12 августа 2010 года Решением Мценского районного Совета народных депутатов № 401 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе», раздел 8 дополнен новым пунктом о том, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае изменения порядка исчисления пенсии. Данный раздел вступил в силу с 1 сентября 2010 года, ранее данной нормы не существовало.

Вместе с тем, как следует из показаний свидетеля ФИО8 (начальник отдела организации пенсионных выплат УСЗН Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области) перерасчету государственным гражданским служащим Орловской области пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года после внесения изменений в ст. 53 Закона Орловской области № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области», где предусматривалось аналогичное повышение верхнего предела пенсии за выслугу лет с <данные изъяты> оклада до ежемесячного денежного содержания, предшествовало внесение 31.07.2008 г. дополнения в пункт 22 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданским служащим Орловской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации области № 37 от 15 марта 2005 г., о том, что основанием для перерасчета ранее назначенных пенсий является изменение порядка исчисления размера пенсии. А до этого принималось согласованное решение в отношении лиц, ранее вышедших на пенсию с учетом финансовых возможностей областного бюджета. Иных нормативных актов по данному вопросу не принималось.

Частью 3 статьи 23 Закона "О муниципальной службе в Орловской области" (в редакции с 10.01.2009 года) предусматривалось, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, следовательно, законодатель субъекта РФ установил, что органы местного самоуправления вправе за счет собственных бюджетных средств лицам, замешавшим должности муниципальной служба в органе местного самоуправления, самостоятельно определять или корректировать правила исчисления этой пенсии, исходя, в том числе из своих финансовых возможностей.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Мценского района, оснований для перерасчета ранее назначенных истцам ФИО4, ФИО2 и ФИО3 пенсий с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с повышением установленного предела среднемесячного заработка для исчисления пенсии, не имелось.

По данным основаниям суд считает несостоятельным довод прокурора о том, что Решение № 319 от 30.06.2009 г. противоречило Закону Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», поскольку были нарушены права бывших муниципальных служащих, и они были поставлены в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими Мценского района, которым такая пенсия была назначена после ДД.ММ.ГГГГ года.

Кроме этого, порядок назначения пенсии за выслугу лет, установленный статьей 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» (в ред. от 04.04.2008 года), который истцы просят применить к ним, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в силу того, что их приравняли в пенсионных правах к указанным государственным служащим области в связи с изменениями в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», изменился лишь в части увеличения предела размера среднемесячного заработка, исходя из которого начисляется пенсия. Ранее данный предел был установлен - <данные изъяты> должностных оклада, а теперь - оклад <данные изъяты>. В остальном порядок определения пенсии остался прежним: пенсия исчисляется, исходя из среднемесячного заработка за последние <данные изъяты> полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, который не может превышать установленного предела.

Размер среднемесячного заработка истцов за последние <данные изъяты> месяцев их службы, предшествующих дню увольнения, составлял: у ФИО2 - <данные изъяты> рублей, у ФИО4 - <данные изъяты> рублей, у ФИО3 - <данные изъяты> рублей (л.д. ). Данные суммы не превышают как верхнего предела в размере <данные изъяты> оклада по соответствующим замещавшимся ими должностям, который составляет: для ФИО3 и ФИО2 - <данные изъяты> руб. (л.д. 16, 48), для ФИО4 - <данные изъяты> руб. (л.д. 85), так и верхнего предела в размере оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами, который больше указанных сумм и составляет: для ФИО3 и ФИО2 - <данные изъяты> руб. (л.д. 7-9, 36-37), для ФИО4 - <данные изъяты> руб. (л.д. 70-71). Поэтому пенсия им как в одном, так и в другом случае должна была рассчитываться, исходя из указанных выше сумм их среднемесячного заработка, и изменение порядка определения пенсии на них не должно было повлиять и привести к перерасчету их пенсий.

При таких обстоятельствах истцы ФИО2, ФИО4 и ФИО3 в рассматриваемый период не были в неравном положении по сравнению с муниципальными служащими Мценского района, которым такая пенсия была назначалась после ДД.ММ.ГГГГ года, так как им пенсия также должна была исчисляться, исходя из среднемесячного заработка за последние <данные изъяты> месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения, с учетом установленного предела.

Поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания порядка начисления пенсии за выслугу лет истцам ФИО3, ФИО2 и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и взыскании недоплаченной пенсии с указанной даты следует отказать за необоснованностью.

Что касается исковых требований о признании незаконным п. 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 23.09.2010 г. № 411 «О внесении изменений в решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» и взыскании неполученной пенсии за выслугу лет с учетом исключения сумм валоризации пенсионных прав и сумм фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящейся на нетрудоспособных членов семьи, то в этой части исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разделом 4 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 169 от 30 мая 2008 года предусматривался порядок определения размера пенсии за выслугу лет, при котором пенсия за выслугу лет при наличии стажа работы не менее 15 лет назначается в размере <данные изъяты>% <данные изъяты>, установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Аналогичная норма была закреплена в п. 1 раздела 4 Решения районного Совета № 401 от 12.08.2010 года и дополнена абзацем 2, где предусмотрено, что при определении пенсии за выслугу лет не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.

Принятым позднее Решением Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в Решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» внесены изменения в Решение № 401 от 12.08.2010 г. и абзац 2 пункта 1 раздела 4 изложен в новой редакции:

При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном разделом 4 настоящего Решения, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящейся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из расчетного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона; а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». При этом в статье 2 Решения указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

Данные изменения были продиктованы следующими изменениями в федеральном и областном законодательстве.

Согласно ч. 2 ст. 30.2. Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» (введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 1 января 2010 года гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 года, определяется с учетом суммы валоризации (повышения - пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), по формуле, приведенной в данной статье.

Пункт 5 статьи 53 Закона Орловской области от 8 февраля 2005 г № 487-ОЗ «О государственной гражданской службе» (в редакции Закона Орловской области от 08.06.2010 г. № 1070-ОЗ) предусматривает, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящейся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из расчетного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона; а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Положения указанной статьи распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Как установлено из объяснений сторон и показаний свидетеля ФИО9, суммы валоризации пенсионных прав не учитываются при назначении пенсии за выслугу лет истцам только с ДД.ММ.ГГГГ года, когда вступило в силу Решение № 401 от 12 августа 2010 года Мценского районного Совета народных депутатов.

Поскольку порядок исчисления государственных пенсий изменился с ДД.ММ.ГГГГ года, применение нормы об исключении суммы валоризации пенсионных прав в Мценском районе с ДД.ММ.ГГГГ года противоречит вышеуказанным федеральным и областным нормативным актам.

Поэтому пункт 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в Решение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе», в той мере, в какой оно не распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

В связи с изложенным, суммы валоризации пенсионных прав и суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящейся на нетрудоспособных членов семьи, не должны были учитываться при исчислении размера пенсии за выслугу лет всем истцам с ДД.ММ.ГГГГ года. Поэтому с указанного времени до ДД.ММ.ГГГГ года их пении подлежат перерасчету.

По ФИО3 и ФИО2 при перерасчете пенсии учитывается, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ г. пенсия за выслугу лет им не выплачивалась вообще по причине превышения размера государственной пенсии, которая подлежала исключению из пенсии за выслугу лет, как следует из справок (л.д. 16, 48).

Так, размер пенсии за выслугу лет ФИО3 на ДД.ММ.ГГГГ года определялся в виде <данные изъяты>% от <данные изъяты> окладов - <данные изъяты> рублей (л.д. 16).

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мценске и Мценском районе сумма валоризации пенсионных прав ФИО3 составила с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 25-26).

Перерасчет начисленной ФИО3 пенсии без учета сумм валоризации будет следующим:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> руб. - (<данные изъяты> руб. (пенсия по старости) - <данные изъяты> руб. (сумма валоризации)) = - <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> руб. - (<данные изъяты> руб. (пенсия по старости) - <данные изъяты> руб. (сумма валоризации)) = - <данные изъяты> руб.

Таким образом, недоплата пенсии у ФИО3 отсутствует, поэтому в удовлетворении ее требований в части взыскания недополученной пенсии следует отказать.

Размер пенсии за выслугу лет ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ года определялся в виде <данные изъяты>% от <данные изъяты> окладов - <данные изъяты> рублей (л.д. 48).

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мценске и Мценском районе общая сумма валоризации пенсионных прав и суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящейся на нетрудоспособных членов семьи, у ФИО2 составила с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 42).

Расчет неполученной суммы пенсии составит:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> руб. - (<данные изъяты> руб. (пенсия по старости) - <данные изъяты> руб. (сумма валоризации и суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящейся на нетрудоспособных членов семьи)) = <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> руб. - (<данные изъяты> руб. (пенсия по старости) - <данные изъяты> руб. (сумма валоризации и суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящейся на нетрудоспособных членов семьи)) = <данные изъяты> руб.

<данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. + <данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. = <данные изъяты> руб.

ФИО4 выплачивалась пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. При этом размер пенсии определялся без исключения сумм валоризации из трудовой пенсии по старости.

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мценске и Мценском районе сумма валоризации пенсионных прав у ФИО4 составила с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 80).

Расчет неполученной суммы пенсии составит:

<данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. + <данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. = <данные изъяты> руб.

ФИО1 также выплачивалась пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. При этом размер пенсии определялся без исключения сумм валоризации из трудовой пенсии по старости.

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мценске и Мценском районе сумма валоризации пенсионных прав у ФИО1 составила с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 101).

Расчет неполученной суммы пенсии составит:

<данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. + <данные изъяты> руб. х ДД.ММ.ГГГГ. = <данные изъяты> руб.

Требования истцов о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации в связи с ростом потребительских цен являются обоснованными, поскольку им своевременно не были выплачены вышеуказанные суммы.

Согласно справке Орелстата об индексе потребительских цен в Орловской области (л.д. 132) неполученные суммы пенсии подлежат индексации по следующему расчету:

ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

Итого недополученная пенсия с учетом индексации у ФИО2 составит <данные изъяты> рублей.

ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

Итого недополученная пенсия с учетом индексации у ФИО4 составит <данные изъяты> рублей.

ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>

Итого недополученная пенсия с учетом индексации у ФИО1 составит <данные изъяты> рублей.

Таким образом, исковые требования в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанных суммах.

Согласно ст. 1099 ГК РФ м#G0оральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Рассматривая вопрос о возмещении морального вреда, заявленного ФИО2, ФИО4 и ФИО3 в размере по <данные изъяты> рублей, суд полагает, что требования в части взыскания компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку возмещение морального вреда в данных правоотношениях по выплате пенсии за выслугу лет действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района не предусмотрено.

Руководствуясь ст. ст. 197 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Мценского района и ФИО1, ФИО4, ФИО7, ФИО3 удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 2 Решения Мценского районного Совета народных депутатов № 411 от 23 сентября 2010 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Мценском районе» в той части, что данный нормативный правовой акт не распространен на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Мценский районный Совет народных депутатов опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Мценский край» в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с финансового отдела администрации Мценского района Орловской области в пользу ФИО4 недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом ее индексации в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.

Взыскать с Отдела общего образования администрации Мценского района в пользу ФИО1 недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом ее индексации в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Мценского района в пользу ФИО2 недоплаченную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом ее индексации в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.

В удовлетворении требования ФИО3 к Администрации Мценского района Орловской области о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет отказать.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Председательствующий Ноздрина О.О.