ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/201118 от 31.12.9999 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Сланцевский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сланцевский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-157/2011 18 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дударевой О.Ф.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Смирновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация МО Сланцевское городское поселение) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения от шахты им. Кирова до котельной № 16, по переулку Залешский, переулку Социалистический, переулку Замошский, поселку Сосновка, улице Станция Сланцы, улице Придорожная, улице Новосельская, объездной автомобильной дороги по рынку (улице Правобережная), объездной автомобильной дороги за МОУ «СИТ» протяженностью 953 метра, объездной автомобильной дороги по парку, протяженностью 607 метров, объездной автомобильной дороги к улице Ленина, протяженностью 1100 метров в г. Сланцы Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в срок до 1 декабря 2011 года.

Определением Сланцевского городского суда от 02 февраля 2011 года гражданские дела по указанным искам были соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. исковые требования поддержала, и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение были выявлены нарушения, а именно: администрацией МО Сланцевское городское поселение, как собственником автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, не выполняются требования законодательства об автомобильных дорогах. Так, в отношении автомобильных дорог общего пользования от шахты им. Кирова до котельной № 16, по переулку Залешский, переулку Социалистический, переулку Замошский, поселку Сосновка, улице Станция Сланцы, улице Придорожная, улице Новосельская, объездной автомобильной дороги по рынку (улице Правобережная), объездной автомобильной дороги за МОУ «СИТ» протяженностью 953 метра, объездной автомобильной дороги по парку, протяженностью 607 метров, объездной автомобильной дороги к улице Ленина, протяженностью 1100 метров в г. Сланцы не проведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, в связи с чем, Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящими исками.

Представитель ответчика администрации МО Сланцевское городское поселение в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования не признает. Кроме того, представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором указано, что учет дорожной сети предусматривает ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состояния дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. Порядок государственного учета не установлен до настоящего времени, органы местного самоуправления не вправе осуществлять такой учет. В полномочия муниципальных дорожных органов не входит ведение технических паспортов. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти, а не техническими паспортами. Отсутствие технического паспорта на дороги не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и не влияет на безопасность дорожного движения. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) это ведомственный нормативный акт, который не является общеобязательным. Сроки, установленные Сланцевским городским прокурором для выполнения паспортизации, не выполнимы, поскольку бюджет на 2011 год сформирован, а в нем не запланированы средства на эти мероприятия.

Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Указанные в иске автомобильные дороги в границах города Сланцы являются собственностью этого поселения, что администрацией МО Сланцевское городское поселение не оспаривается.

Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

Из материалов дела) следует, что паспортизация автомобильных дорог от шахты им. Кирова до котельной № 16, по переулку Залешский, переулку Социалистический, переулку Замошский, поселку Сосновка, улице Станция Сланцы, улице Придорожная, улице Новосельская, объездной автомобильной дороги по рынку (улице Правобережная), объездной автомобильной дороги за МОУ «СИТ» протяженностью 953 метра, объездной автомобильной дороги по парку, протяженностью 607 метров, объездной автомобильной дороги к улице Ленина, протяженностью 1100 метров в городе Сланцы не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации Сланцевского городского поселения отсутствуют.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 5 Устава МО Сланцевское городское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения. В связи с чем, доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд находит несостоятельными.

Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и их содержание.

Ссылка представителя администрации МО Сланцевское городское поселение на то, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией и не обязательна для исполнения, не может быть судом принята во внимание.

Указанная инструкция была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – МО Сланцевское городское поселение в лице органа местного самоуправления администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

Отсюда следует, что иски Сланцевского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Срок для проведения паспортизации названных автомобильных дорог общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2011 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения от шахты им. Кирова до котельной № 16, по переулку Залешский, переулку Социалистический, переулку Замошский, поселку Сосновка, улице Станция Сланцы, улице Придорожная, улице Новосельская, объездной автомобильной дороги по рынку (улице Правобережная), объездной автомобильной дороги за МОУ «СИТ» протяженностью 953 метра, объездной автомобильной дороги по парку, протяженностью 607 метров, объездной автомобильной дороги к улице Ленина, протяженностью 1100 метров в городе Сланцы Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР).

На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий О.Ф. Дударева