ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/2015 от 14.03.2016 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е №2-157\2015 Именем Российской Федерации

г. Уфа 14 марта 2016г.

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Легкового В.В.,

при секретаре Дашковой А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации СП Чесноковский сельский совет МР Уфимский район Республики Башкортостан о защите земельных прав,

Установил:

ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. на территории <адрес> в центре которого находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., где ранее находился водный объект, который Истец в порядке присоединения намерен объединить со своим первоначальным участком. ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации СП Чесноковский сельский совет МР Уфимский район РБ, ФКП Управления Росреестра по РБ в котором просит обязать ответчика «Администрацию СП Чесноковский сельсовет МП Уфимский Район Республика Башкортостан» заключить соглашение о перераспределении земельных участков, с ценой перераспределения равной кадастровой стоимости участка согласованием соответствующего межевого плана и границ земельного участка Обязать соответчика «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан: зарегистрировать межевой план перераспределения и снять с кадастрового учета участок

Свои исковые требования ФИО1 обосновал тем, что в моей собственности находится адрес: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства; в границах его участка, согласно государственному кадастровому учету, расположен участок: кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение водных объектов, который не существует как водный объект и полностью накладывается на его участок, разделяя его на небольшие части. Данное разрешенное использование и категория земель его участка Башкортостан Уфимский р-н, допускает строительство индивидуального жилого дома и ведение подсобного хозяйства (ЛПХ) согласно действующему законодательству, но это не предоставляется возможным при таком кадастровом учете данных участков. Следовательно, имеет место нарушение его прав, предусмотренных ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст.40 Земельного Кодекса Российской Федерации. Для исправления ситуации он обратился с заявлением и топографической съемкой территории в филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан о снятии с кадастрового учета участка , на что был получен ответ: «такое действие невозможно за исключением случаев преобразования или вступившего в силу решения суда». Так как на участок не зарегистрировано никаких прав и обременений, и данный участок состоит только на государственном кадастровом учете, следовательно, участок является участком государственной собственности, на который собственность не разграничена. Поэтому он обратился с заявлением о перераспределении земельных участков, а именно преобразование и увеличение площади с <данные изъяты> кв.м до <данные изъяты> кв.м согласно ст.39.28 и ст.39.29 3емельного Кодекса Российской Федерации. Он обратился в орган местного самоуправления Администрация СП Чесноковский сельсовет МП Уфимский Район Республика Башкортостан», на что был получен отказ с нарушением сроков и необоснованной отпиской о размерах земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства от <данные изъяты> кв. м до <данные изъяты> кв. м изложенной в правилах землепользования и застройки СП Чесноковский сельсовет. Однако стоит заметить, что в ст.39, 29 Земельного Кодекса Российской Федерации указаны предельные максимальные размеры участков, превышение которых влечет отказ в перераспределении. В заявлении о « корректировке исковых требований « Истец просит снять с кадастрового учета земельный участок ( водный объект) учитывая тот факт, что данный участок был зарегистрирован в ГКН ДД.ММ.ГГГГ по материалам инвентаризации на основании перечня ранее учтенных участков, местоположение которого установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, вынести определение для исправления сложившего положения дел, а именно о проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка подготовки и соответствующего межевого плана и его согласования.

В ходе судебного заседания Истец и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, указав, что в следствии бездействия администрации СП Чесноковский сельский совет спорный земельный участок, несмотря, что находящееся на нем болото давно высохло, до сих пор числится как участок под водным объектом, которого нет. Из-за этого он не может быть присоединен к его участку, он находится в его центре, в связи с чем и не может быть начато строительство индивидуального жилого дома. Первоначальный ответчик ФКП Управления Росреестра по РБ в отзыве указал, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, своими действиями прав Истца они не нарушали, проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер, они осуществляют лишь функцию учета земельных участков, готовы внести изменения в кадастр при представлении соответствующих документов либо решения суда. По ходатайству Истца ФКП Управления Росреестра по РБ было исключено из числа ответчиков.

Ответчик - администрация администрации СП Чесноковский сельский совет МР Уфимский район РБ в лице ФИО3 (дов. в деле) с иском не согласилась, указав, что предъявленные исковые требования не основаны на нормах действующего законодательства, находятся за пределами полномочий, так как они не вправе исключать из кадастрового учета водные объекты. Лишь после этого, они могут изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка и дать разрешение на перераспределение, при соединив его к участку ФИО1, находящегося у него в собственности.

Выслушав участников судебного заседания, оценив материалы гражданского дела приходит суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат отклонению.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Как следует из ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств. Защита гражданских прав и оспариваемых интересов обеспечивается применением, предусмотренных законодательством способов защиты, под которыми понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Избрание способов защиты нарушенного или оспариваемого права является правом истца, но последний вправе воспользоваться не любым, а конкретным способом, установленным в законе. В частности в ст. 12 ГК РФ или иных законах. Выбор конкретного способа защиты определяется спецификой защищаемого права и характером правонарушения.

Согласно ст. 12 ГК РФ лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты, в данном случае Истец избрал ненадлежащий способ защиты права. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. Избрание неверного способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа судом в иске. В соответствии с п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой У.4 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган с указанием необходимой информации и с приложением ряда документов. В соответствии с п.п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно п.п. 4 ч. 2 СТ. 5 Водного кодекса Российской Федерации болото относится к поверхностным водным объектам. На основании ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Согласно ст. 11 кодекса предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований в пользование производится на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее _ ГКН) земельный участок с кадастровым номером в настоящее время имеет следующие характеристики: - поставлен на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ; адрес - <адрес>, способ образования земельного участка - образование из земель; категория земель - земли населенных пунктов; _ вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; вид права - собственность (правообладатель - ФИО1); уточненная площадь - <данные изъяты> кв.м.; статус - «учтенный». Данный земельный участок был поставлен на учет на основании представленного в Филиал учреждения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Спорный земельный участок с кадастровый номером в настоящее время имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ; адрес - <адрес>; - категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - размещение водных объектов; уточненная площадь - 218 кв.м.; статус - «ранее учтенный». Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала составленного по материалам инвентаризации земель <адрес>, утвержденным постановлением главы администрации Уфимского района РБ. Заявитель указывает требования к Филиалу учреждения об изменении вида разрешенного использования земельного участка регистрации межевого плана перераспределения со снятием с кадастрового учета земельного участка . Согласно п.3 ст. 4 Федерального закона N!!221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть про ведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер. В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления. Согласно ст.15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей. обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в частности, при изменении вида разрешенного использования земельного участка Земельный участок с кадастровым И2 02:47:150106:78 под водные объекты был поставлен на кадастровый учет по итогам инвентаризации, до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 г. № 253 «О порядке ведения Государственного водного кадастра», который формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В соответствии с п. 12 ст.. 63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N2 35, действующего до 04.02.2010 г., в Реестр сведений о земельных участках вносились следующие общие сведения о земельном участке, в том числе сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.)), наименование водного объекта (при его наличии); Таким образом, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым N с информацией о размещении на нем водного объекта, была проведена в соответствии с действующим законодательством. Требование, заявленное истцом, не относится к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения, установленным статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации. К таким полномочиям относятся: - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.- предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований. Водный объект (болото) не является собственностью сельского поселения. Для того, чтобы ФИО1 добиться перераспределения спорного земельного участка ему требуется исключить его из реестра водных объектов, после чего администрации СП Чесноковский сельский совет МР Уфимский район РБ вправе изменить вид его разрешенного использования.

Таким образом", требование, предъявленное к администрации сельского поселения, выходит за переделы полномочий администрации сельского поселения и суда, в частности, требование к суду о вынесении определения о проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка подготовки и соответствующего межевого плана и его согласования. В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе уточнять исковые требования, однако Указанное является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации СП Чесноковский сельский совет МР Уфимский район Республики Башкортостан о защите земельных прав и о снятии с кадастрового учета земельного участка по адресу : <адрес> проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, подготовки и соответствующего межевого плана и его согласования, за необоснованностью отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд в течение 30 дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий В.В. Легковой