ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-157/2021 от 04.08.2021 Партизанского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-157/2021

УИД 24RS0042-01-2020-000175-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Партизанское 4 августа 2021 года

Партизанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кармадоновой Е.А.,

при секретаре Хижненко О.В.,

с участием истца Михель И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михель Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Михель И.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений 27.07.2021 года) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю с требованием взыскать с ответчика 103 111 рублей в качестве недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 4 162 рубля 01 коп. в качестве недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, 17 479 рублей 99 коп. в качестве недоплаченных отпускных в 2021 году, 25 608 рублей 01 коп. в качестве недоплаченных отпускных в 2020 году, 3 449 рублей 35 коп. в качестве неправомерно удержанного НДФЛ, 20 000 рублей в качестве возмещения морального вреда, а всего 182 834 рубля 36 коп.

Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Красноярского края с 24.04.1996 по 29.12.2020 года, в результате преобразований и реорганизаций налоговой инспекции, с 01.06.2010 на основании служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности старшего государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками.

Приказом от 22.12.2020 года № ВС-2.1-02/2/347 контракт с ней расторгнут с 29.12.2020 года, в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 135 880 рубля 44 коп., выплачено 131 464 рубля 44 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 32 дней в сумме 35 231 рубль 36 коп. Работодателем в расчет месячного денежного содержания не включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования, которые поименованы в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование» за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года. Кроме того, выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» не учтены ответчиком при начислении отпускных за предоставленный основной отпуск в июне 2020 года в количестве 30 календарных дней, и дополнительный отпуск в октябре 2020 года в количестве 18 календарных дней. Выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» производились систематически в период прохождения истцом государственной гражданской службы, выплачивались всем работникам и не носили социального характера, начислялись по итогам работы за каждый квартал. Считает, что произведенные ему выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» являются оплатой труда и должны включаться в расчет месячного денежного содержания при определении размера компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, отпускных в период прохождения государственной гражданской службы. Разница между денежными средствами, начисленными работодателем, и действительным размером денежных средств, подлежащих начислению, с учетом выплат, поименованных в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование», составила 175 126 рублей 14 коп., в том числе: по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 103 111 рублей 48 коп., по компенсации за неиспользованный отпуск – 28 153 рубля 28 коп., по отпускным за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, по отпускным за период с 01.06.2020 по 01.07.2020 года – 26 383 рубля 20 коп., по отпускным за период с 05.10.2020 по 22.10.2020 года – 17 478 рубля 18 коп. Кроме того, при выплате ей компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ответчик удержал с четвертого месяца налог на доходы физических лиц в размере 4 416 рублей, тем самым недоплатив ей компенсацию в названной сумме.

16.03.2021 года истец в адрес Межрайонной ИФНС № 7 по Красноярскому краю направила письменное заявление о перерасчете причитающихся ей сумм, налоговая инспекция перерасчет выплат не произвела, в связи с чем, допустила факт задержки выплат. Размер денежной компенсации за задержку выплат составляет на дату подачи искового заявления 7 657 рублей 92 коп.

Незаконными действиями налоговой инспекцией истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 10 000 рублей.

В судебном заседании истец Михель И.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала, по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика – Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Красноярскому краю в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Законом придан иной смысл целевому назначению оплаты труда гражданского служащего, чем это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Частью 1 статьи 50 Закона, определяя целевое назначение оплаты труда, законодатель указал, что денежное содержание является как основным средством материального обеспечения, так и средством стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Особенности правового регулирования отражены и в положениях закона, закрепляющих предоставление гражданскому служащему ежегодного отпуска, на период которого за ним сохраняется денежное содержание (часть 1 статьи 46 Закона), а не средний заработок (статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 Закона, пунктом 2 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым не относятся средства материального стимулирования. Требования истца о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Требования о взыскании морального вреда в размере 10 000 рублей документально не подтверждены и не обоснованы, истцом не подтверждена причинно-следственная связь между действиями работодателя и своим состоянием.

Суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства по данному делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст. 50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Часть 1 статьи 46 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ).

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

В силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.

Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года истец Михель И.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю (л.д. 30-34).

Согласно служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 27.02.2017 года, с 27.02.2017 года истцу установлено денежное содержание, которое состоит: из оклада 4 541 рубль; оклада за классный чин 1 768 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет 30% от оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 % от оклада; иных надбавок: территориального коэффициента в размере 30 % денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения 4 541 рубль, премий за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 35-36).

Согласно служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 29.12.2017 года, истцу установлено денежное содержание, которое состоит: из оклада 4 723 рубля; оклада за классный чин 1 839 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет 30 % от оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 % от оклада; иных надбавок: районного коэффициента в размере 20 % денежного содержания; территориального коэффициента в размере 30 % денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения 4 723 рубля, премий за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 37).

Согласно служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 01.10.2019 года, истцу установлено денежное содержание, которое состоит: из оклада 4 927 рублей; оклада за классный чин 1 919 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет 30 % от оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 % от оклада; иных надбавок: районного коэффициента в размере 20 % денежного содержания; территориального коэффициента в размере 30 % денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения 4 927 рублей, премий за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 38-39).

Согласно служебного контракта № 150 от 01.06.2010 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 01.10.2020 года, истцу установлено денежное содержание, которое состоит: из оклада 5 075 рублей; оклада за классный чин 1 977 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет 30 % от оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 % от оклада; иных надбавок: районного коэффициента в размере 20 % денежного содержания; территориального коэффициента в размере 30 % денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения 5 075 рублей, премий за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 40-41).

В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ в отношении Михель И.В., доход истца за 2019 год составил 679 775 рублей 87 коп., 751 528 рублей 87 коп.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю от 22.12.20220 года № ВС-2.1-02/2/347 служебный контракт с истцом расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Не согласившись с размером выплат, которые рассчитаны без учета начислений в виде материального стимулирования, выплаченных за период с декабря 2019 по ноябрь 2020 года, и произведенных при ее увольнении, истец представила расчет, в соответствии с которым полагает, что ей подлежит доплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 103 111,48 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 28 153,28 рублей, сумма не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году основной отпуск с 01.06.2020 по 01.07.2020 в размере 26 383, 20 руб., сумма не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году дополнительный отпуск с 05.10.2020 по 22.10.2020 в размере 17 478, 18 руб. Кроме того, при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания неправомерно удержан НДФЛ в размере 4 416 руб.

В силу ст. 236 ТК РФ истец полагает, что подлежит выплате денежная компенсация за задержку выплат по дату вынесения решения 04.08.2021 года в размере 13 265, 37 руб. Кроме того, незаконными действиями налоговой инспекции истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 10 000 рублей.

Из приведенных выше нормативные положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Жуковой Е.А. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты четырехмесячного денежного содержания, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела расчетных листков истца, справок о доходах истца, согласно которым истцу в 2019 и 2020 годах были выплачены средства материального стимулирования.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу Михель И.В. при определении размера компенсации, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 103 111 руб. 48 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 28 153 руб. 28 коп., сумму не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году основной отпуск с 01.06.2020 по 01.07.2020 в размере 26 383 руб. 20 коп., сумму не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году дополнительный отпуск с 05.10.2020 по 22.10.2020 в размере 17 478 руб. 18 коп.

В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Так как суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Требование истца о взыскании неправомерно удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 4 416 рублей за четвертый месяц компенсации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На основании п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении государственного гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное ст. 178 ТК РФ, не выплачивается.

Кроме того, на основании п. 7 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, вышеуказанные компенсации, выплачиваемые при увольнении с гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.04.2004 № 79-ФЗ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер месячного денежного содержания (шестикратный размер месячного денежного содержания для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) месячного денежного содержания подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, что также отражено в правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.12.2019 № 3524-О, определении от 20 ноября 2014 года № 2623-О, перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, распространив льготу на выплаты, связанные с увольнением работников: при увольнении размер освобождаемого от налогообложения дохода ограничен шестикратным размером среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а для остальных категорий работников - трехкратным размером среднего месячного заработка.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика МИФНС России № 7 по Красноярскому краю компенсации за задержку выплат.

В силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ).

Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 № 61н "Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы" Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении УФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Финансирование расходов на содержание инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В ст. 10 БК РФ определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе федеральный бюджет.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются гл. 24.1 БК РФ (Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 БК РФ срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст. 242.1 БК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11.05.2012 № 804-О и от 13.02.2018 № 249-О, в абз. 1 п. 6 его ст. 242.2 БК РФ сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен БК РФ, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в БК РФ. Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.

Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 БК РФ срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения трудовых прав Михель И.В., она несомненно испытывала нравственные страдания, так как переживала по поводу оплаты труда, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как орган, входящий в структуру органов государственной власти, освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, подлежат отнесению за счет средств федерального бюджета и государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Михель Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю в пользу Михель И.В. компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 103 111 руб. 48 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 28 153 руб. 28 коп., сумму не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году основной отпуск с 01.06.2020 по 01.07.2020 в размере 26 383 руб. 20 коп., сумму не выплаченных отпускных за предоставленный в 2020 году дополнительный отпуск с 05.10.2020 по 22.10.2020 в размере 17 478 руб. 18 коп., денежную компенсацию за задержку выплат в размере 13 265 руб. 37 коп., в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей, а всего 193 391 рубль 51 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Партизанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения суда 13.08.2021 года.

Председательствующий Кармадонова Е.А.