копия
Дело № 2-157/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Галицковой В.А.,
с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... и ... о признании права на пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ в ... и ... о признании права на пенсию. В обоснование заявленных требований указала о том, что она в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ имеет право на назначение (получение) страховой пенсии по старости не зависимо от возраста, при наличии 25 летнего стажа по педагогической деятельности.
В связи с этим, она ... обратился к ответчику с заявлением для назначения пенсии.
Однако ответчик своим решением №... от ... в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа, исчислив его на день подачи заявления равным ...
Считает решение ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Ответчик не засчитал в ее специальный педагогический стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе: с ... день в календарном исчислении.
Между тем, на курсы повышения квалификации она направлялась по приказу руководства, за это время за ней сохранялась заработная плата, и самое главное, за указанный период производились отчисления в Пенсионный фонд.
Ответчик исключил из специального педагогического стажа период ее работы в качестве педагога-психолога в детском саду №...... с 12.09.1994г. по 31.08.2005г. со ссылкой на п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от ...№..., с последующими изменениями).
С данными выводами ответчика не согласна по следующим основаниям.
Пунктом 1 Списка должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей предусмотрена должность педагога-психолога, которую занимала истец, пунктом 1.5 наименование учреждения предусмотрены специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа)-детский сад; школа; школа-интернат; училище.
Согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, работа в должностях социального психолога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Постановлением Правительства РФ от ... N 288 было утверждено «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Данным положением было предусмотрено что коррекционное образование детей осуществляется: для не слышащих детей, слабослышащих детей, детей с нарушением зрения, для детей с тяжелой речевой патологией, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от ... N 677 было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (действовало по сентябрь 2008г.).
Согласно пункту 5 данного Положения дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
-детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 666 было утверждено новое «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», пунктом 7 которого были предусмотрены следующие виды детских садов:
-детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
-детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
-детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
-центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
Из вышеизложенного следует, что отдельного наименования учреждения «коррекционный детский сад» не устанавливалось, а сама квалифицированной коррекция отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников предполагалась в специальных группах детских садов компенсирующего вида, комбинированных детских садах и центрах развития ребенка –детский сад.
В январе 2002г. МДОУ детский сад компенсирующего типа №... был преобразован в МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка»
Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка» зарегистрированного Постановлением главы администрации ... и ...№... от .... следует:
- ДОУ руководствуется в своей деятельности «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным Постановлением Правительства РФ от .... №..., а также другими нормативными актами (п.1.6. Устава);
- одной из задач ДОУ является: осуществление необходимой коррекции отклонений в нарушении речи у детей» (п.2.1. Устава);
- из пункта 4.2. Устава следует, что детском саду организуются самостоятельные группы: для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией); для детей, страдающих недоразвитием фонетической речи (косноязычием); для детей, страдающих заиканием;
Пункты 4.4.; 4.5; 4.6; 4.8 Устава…также прямо свидетельствуют о том, что в данное дошкольное учреждение осуществляет деятельность по квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Из Постановления Главы администрации ... РБ ....... №... следует, что ГДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка» вновь переименован в МДОУ детский сад компенсирующего вида №... «Полянка».
Отличительной особенностью данного ДОУ являлось то, что в нем помимо воспитателей с детьми в каждой группе работали учителя-логопеды, т.к. детям с нарушением речи рекомендованы ежедневные дополнительные занятия со специалистом.
Факт того, что она как педагог-психолог осуществляла свою педагогическую деятельность в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, кроме должностных инструкций подтверждается также следующими документами:
- справкой Управления образования МР ... от ...
- удостоверениями о повышения квалификации от .... из которых следует, что она проходила курсы повышения квалификации по темам: психологическая коррекция и психологическая диагностика;
- многочисленными приказами, из которых следует, что она участвовала в психолого-медико-педагогическом консилиуме (совете);
При включении спорных периодов в специальный педагогический стаж, он на дату обращения в УПФ (....) составит ...
Соответственно, 25 летний педагогический стаж считается у нее выработанным на ....
Просит решение УПФ в ... и ...№... от .... «об отказе в установлении пенсии» - признать необоснованным.
Обязать ответчика зачесть в ее специальный педагогический стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста:
- время нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе с с ...
- период ее работы в качестве «педагога-психолога» в детском саду №...... с ...., как за работу в специальном образовательном учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Назначить ей страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня выработки стажа, т.е. с ....
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель – адвокат Кондратьев Ю.П. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, показания дали аналогично изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФ РФ в ... и ...ФИО2, действующий по доверенности в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО1 не признал, суду пояснил, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не могут быть засчитаны спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации. Работнику в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы выплачивается средняя заработная плата, а при выполнении трудовой функции – заработная плата в полном объеме, установленная за ставку (должностной оклад). Следовательно, работнику в период нахождения на курсах повышения квалификации не может выплачиваться одновременно две выплаты (средняя заработная плата и заработная плата за ставку (должностной оклад). Указанные периоды не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ в силу того, что в такие периоды работником не выполняется в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию.
Кроме того, истцу в специальный стаж не включен период работы с .... педагогом-психологом в детском саду №..., по следующим основаниям. Основанием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение является выполнение образовательным учреждением профессиональной деятельности, предусмотренной соответствующими типовыми положениями.
В настоящее время деятельность образовательных учреждений регулируется Федеральным законом от ... № 273-ФЗ, который вступил в силу с 01.09.2013г. и упразднил в рамках типа организаций их видовые наименования, а также обязал наименования и уставы образовательных учреждений привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона.
Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ... N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
При этом в силу п.4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «М» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ...г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Списокдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденныйпостановлениемПравительства Российской Федерации от ...г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ...г. N1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ...г. по ...г. включительно;
- Списокпрофессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденный постановлением Совета М. Р. от ...г. N463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ...г. по ...г. включительно;
- Переченьучреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение кпостановлениюСовета М. С. от ...г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ...г.
В судебном заседании установлено, что ФИО1.... обратиласьс заявлением в управление Пенсионного Фонда РФ в ... и ... о назначении ей досрочной трудовой пенсии, в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности.
Однако ответчик своим решением №... от .... в назначении пенсии ФИО1 отказал из–за отсутствия 25 летнего специального стажа, исчислив его на день обращения в УПФ равным...
Ответчик исключает из специального педагогического стажа истца время нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе: с ... день в календарном исчислении.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд считает периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации, подлежащими включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчик не включил в специальный стаж истца период работы в качестве педагога-психолога в детском саду №...... с .... со ссылкой на п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от ...№..., с последующими изменениями).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ... N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 781.
Пунктом 1 названного Списка предусмотрена должность педагога-психолога, занимаемая истцом, и пунктом 1.5 наименование учреждения специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии:детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище.
Согласно пункту 11 Правил… работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 30 (ред. от ...) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от ... N 288 было утверждено «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Данным положением было предусмотрено что коррекционное образование детей осуществляется: для не слышащих детей, слабослышащих детей, детей с нарушением зрения, для детей с тяжелой речевой патологией, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от ... N 677 было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (действовало по сентябрь 2008г.).
Согласно пункту 5 данного Положения дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 666 было утверждено новое «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», пунктом 7 которого были предусмотрены следующие виды детских садов:
- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
-детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
-детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
-центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
Из анализа вышеуказанных нормативных актов, следует, что отдельного наименования учреждения «коррекционный детский сад» не устанавливалось, а сама квалифицированной коррекция отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников предполагалась в специальных группах детских садов компенсирующего вида, комбинированных детских садах и центрах развития ребенка –детский сад.
Из Устава МДОУ №..., утвержденного городским отделом народного образования ... от 1994г., следует, что дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ясли- сад №... является муниципальным учреждением компенсирующего типа (п. 1.1. Устава); приоритетное направление образовательного процесса – коррекционное развитие речи детей и их оздоровление (п.2.2); прием детей производится на основании медицинских документов и направления ПМПК (психолого –медико-педагогическая комиссия) ( п.3.4 Устава); режим работы групп ДОУ: одна круглосуточная группа и четыре группы двенадцати часовые (п.3.11 Устава); содержание дошкольного образования определяется программой воспитания и обучения в детском саду и «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недорозвитием речи»…(п.4.3 Устава).
Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения №...... зарегистрированного администрацией ....... (регистрационный №...) следует, что дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ясли- сад №... является муниципальным дошкольным образовательным учреждением компенсирующего типа.. (п. 1.1. Устава); задачи ДОУ направлены на коррекционное развитие речи и оздоровление детей (п.2.2. Устава); порядок комплектования и наполняемость групп детьми компенсирующего ДОУ определяется Министерством образования РФ и РБ и Министерством здравоохранения РФ и РБ. В ДОУ компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста и составляет соответственно: для детей с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 10 детей; для детей с фонетико- фонематическими нарушениями речи в возраст старше 3 лет - до 12 детей; а для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет -15 детей (п.3.2. Устава); прием детей производится на основании медицинских документов и направления ПМПК (психолого –медико-педагогическая комиссия) (п.3.5 Устава); содержание дошкольного образования определяется программой воспитания и обучения в детском саду и «Программой воспитания детей с общим недоразвитием речи», Программой воспитания и обучения детей с фонетико- фонематичски недоразвитием»(п.4.1 Устава).
В январе 2002г. МДОУ детский сад компенсирующего типа №... был преобразован в МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка»
Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка» зарегистрированного Постановлением главы администрации ... и ...№... от .... следует, что ДОУ руководствуется в своей деятельности «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. №..., а также другими нормативными актами (п.1.6. Устава); одной из задач ДОУ является: осуществление необходимой коррекции отклонений в нарушении речи у детей» (п.2.1. Устава); из пункта 4.2. Устава следует, что в детском саду организуются самостоятельные группы: для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией); для детей, страдающих недоразвитием фонетической речи (косноязычием); для детей, страдающих заиканием.
В соответствии с постановлением главы администрации муниципального района ... РБ .... №... ГДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №... «Полянка» вновь переименован в МДОУ детский сад компенсирующего вида №... «Полянка».
Отличительной особенностью данного ДОУ являлось то, что в нем помимо воспитателей с детьми в каждой группе работали учителя-логопеды, т.к. детям с нарушением речи рекомендованы ежедневные дополнительные занятия со специалистом.
Таким образом, из анализа уставных документов детского сада №..., в спорный период работы истца (....) следует, что ФИО1 занималась квалифицированной коррекцией отклонений в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, что по мнению суда соответствует требованиям п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 781.
Согласно ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ... N 761н), «педагог-психолог» осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии сКонвенциейо правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий…. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Из должностных инструкций по должности «педагог- психолог» по ДОУ №... от .... следует что, функциональные обязанности педагога-психолога ДОУ №...... полностью соответствуют должностным характеристикам по данной должности утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ... N 761н с последующими изменениями и дополнениями.
Факт того, что ФИО1 как педагог-психолог осуществляла свою педагогическую деятельность в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, кроме должностных инструкций подтверждается следующими документами:
- справкой Управления образования МР ... от ...
- удостоверениями о повышения квалификации от .... из которых следует, что истица проходила курсы повышения квалификации по темам: психологическая коррекция и психологическая диагностика;
- многочисленными приказами и положением о ПМПк от .... из которых следует, что ФИО1 (ранее ФИО3) участвовала в психолого-медико-педагогическом консилиуме (совете).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.1994г. №... «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» педагогам- психологам специальных дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с отклонениями в развитии (см. п.3 перечня) установлены удлиненные отпуска продолжительностью 56 календарных дней, тогда как «педагогам- психологам» дошкольных образовательных учреждений общего назначения отпуска устанавливались продолжительностью 42 календарных дня (п.4 Перечня).
Из справки МДОУ детский сад компенсирующего вида №......№... от .... следует, что ФИО1 отпуска за период сентябрь .... предоставлялись продолжительностью 56 календарных дня.
Учитывая вышеизложенное, суд находит спорный период работы ФИО1 подлежащим включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При включении ФИО1 в стаж спорных периодов, он на момент обращения в УПФ составит ...
Соответственно 25 летний педагогический стаж будет выработанным на ....
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... и ... Республики Башкортостан о признании права на пенсию, - удовлетворить.
Решение ГУ УПФ в ... и ... Республики Башкортостан №... от .... «об отказе в установлении пенсии» - признать необоснованным и отменить его.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... и ... Республики Башкортостан зачесть ФИО1 в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста:
- период нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе с с ...
- период работы в качестве «педагога-психолога» в детском саду №...... с ...., как за работу в специальном образовательном учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Назначить ФИО1 страховую пенсию по старости по подпункту 19 п.1. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня выработки стажа, т.е. с ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Судья: подпись Л.В. Харькина