Решение суда не вступило в законную силу
Дело № 2-28 18 января 2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
судьи Фролова А.Н.
при секретаре Паюсовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ о перерасчёте платы за коммунальные услуги по отоплению, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ о перерасчёте платы за коммунальные услуги по отоплению, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.***, д.***, корп.*** кв.***. В период с 12 января 2012 г. по 18 мая 2012 г. ответчиком ему предоставлялась услуга отопления ненадлежащего качества с недопустимым отклонением от установленных параметров температуры воздуха в жилых помещениях, что подтверждается соответствующими актами, вследствие чего было нарушено его право на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Полагает, что ответчик обязан произвести перерасчёт оплаты за ненадлежащее качество услуги отопления согласно расчёту в размере *** руб. *** коп. А также в связи с нарушением ответчиком ст.27 ФЗ «О защите прав потребителей» в соответствии с п.5 ст.28 Закона просит взыскать с него неустойку в размере *** руб. *** коп. и на основании ст.15 Закона - компенсацию морального вреда в размере *** руб.
В судебном заседании истец и его представитель Д.И.С. исковые требования поддержали в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец также указал, что при покупке квартиры он осматривал жилое помещение, оно было тёплым. Поэтому он решил приобрести указанную квартиру. Сейчас же он не может комфортно проживать в ней вместе с ребёнком.
Представитель ответчика С.В.Г. с исковыми требованиями не согласился. Полагает, что услуга по отоплению оказана истцу надлежащего качества. Во всех квартирах, кроме квартиры истца, температура соответствовала установленной норме. Считает, что причиной низкой температуры являются теплопотери в квартире истца, возможные из-за конструктивных особенностей помещения, а также по вине застройщика.
Представитель третьего лица ТСЖ С в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указали, что основной причиной понижения температуры в квартире истца является неквалифицированное вмешательство в настройки регулятора отопления в тепловом узле жилого дома, а также изменения при ремонте квартир нижних этажей, в связи с чем, председателю ТСЖ «Маяк» было рекомендовано провести анализ и балансировку системы отопления дома.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей Х.Д.И. Б.О.А. И.Н.Г. М.Д.В.К.О.С. Ш.Д.В. исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из пояснений сторон и материалов дела судом бесспорно установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.***, д.*** корп.***, кв.***.
Управление указанным домом с 16 сентября 2010 г. осуществляет ТСЖ (л.д.96-99). ТСЖ является юридическим лицом, о чём внесена запись о государственной регистрации в ЕГРЮЛ (л.д.90-91).
Уставом ТСЖ определены обязанности ответчика, в том числе по заключению договоров на поставку коммунальных услуг, на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества.
Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме согласно ст.153 ЖК РФ обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление.
Согласно ч.4 ст.157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым (п.3): «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объёму и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подп. «ж» п. 49, 60 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам определены требования к качеству коммунальной услуги «отопление». Так, температура воздуха в жилых помещениях обеспечивается не ниже +18 град.С (в угловых комнатах - +20 град.С), а районах с температурой наиболее холодной пятидневки - -31 град.С и ниже - +20 (+22) град.С; в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00:00 до 05:00 часов) - не более 3 град.С. Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчётной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.
При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества определён порядок изменения размера платы: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчётный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определённой исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учёта), за каждый градус отклонения температуры.
15 августа 2010 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. В приложении № 2 к данным Правилам определена оптимальная и допустимая температура воздуха.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 28 сентября 2012 г. истец обратился к председателю ТСЖ с заявлением о перерасчёте платы за отопление за период с 12 января 2012 г. по 18 мая 2012 г. Основанием для перерасчёта указал на то, что в течение отопительного периода температура в его квартире не превышала 15-17 град.С, что подтверждается соответствующими актами.
В соответствии с положениями п.п. 64, 67-69, 71 Правил, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определённом пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учёта, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учёта.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Согласно пункту 74 Правил, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным, в том числе со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определённом пунктами 67-69 настоящих Правил.
В качестве доказательств не соответствия температурного режима в квартире истца в спорный период в материалы дела представлены акты обследования комиссией квартиры от 12 января 2012 г., 20 января 2012 г., 25 января 2012 г., 4 февраля 2012г., 14 февраля 2012 г.
Судом установлено, что в ходе замера температуры 12 января 2012 г. в квартире истца температура в жилой комнате площадью 14,00 кв.м составила +16 град.С, площадью 22,2 кв.м - +17 град.С. Данный факт зафиксирован в акте о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписанном председателем ТСЖ С.В.Г.(л.д.25).
После замера температуры по заявлению председателя ТСЖ 20 января 2012 г. в доме ***, корп. *** по ул.*** была проведена проверка эксплутационных параметров теплового узла со стороны застройщика дома ТСЖ С и организации - производителя работ по тепловому узлу ООО в присутствии председателя ТСЖ С.В.Г. и истца, по результатам которой в спорной квартире установлена средняя температура + 17 град.С., а также зафиксировано явное несоответствие текущих параметров работы теплового узла установленного при сдаче системы в эксплуатацию, а именно: контроллер отопления и горячего водоснабжения работают по параметрам, сильно отличающимся от настроенных при пуско-наладочных работах; работа регулятора отопления настроена по датчику внутреннего воздуха, расположенному в подъезде на первом этаже, что неправильно, необходим переход на погодозависимое регулирование; температура ГВС выше нормы почти в два раза, что недопустимо. По результатам проверки председателю ТСЖ рекомендовано перенастроить регулятор отопления, либо отключить его; провести анализ и балансировку системы отопления с учётом всех изменений, приведённых при ремонте и отделке квартир; перенастроить регулятор ГВС, проверив работоспособность всех элементов системы; заменить частотный преобразователь на насосной станции (л.д.62,63).
Из акта замера минимальной температуры воздуха от 25 января 2012 г. следует, что температура воздуха в квартире №*** в лучшую сторону не изменилась и составила + 15 град.С.(л.д.53).
Согласно пояснениям истца после настройки 28 января 2012 г. системы теплового узла по первоначальным параметрам представителем ООО Х.Д.И. температура в квартире примерно с 30 января 2012 г. нормализовалась и составила +20 и +23 град.С. Но с 4 февраля 2012 г. температура в очередной раз понизилась и составила + 16 град.С., о чём свидетельствуют акты замера воздуха от 4 февраля и 14 февраля 2012 г.(л.д.56, 64).
17 февраля 2012 г. по заявлению истца была проведена дополнительная проверка эксплутационных параметров теплового узла со стороны застройщика дома ТСЖ С и организации - производителя работ по тепловому узлу ООО в результате которой установлено изменение графика отопления в сторону снижения. Специалистом ООО повторно выполнена настройка графика температуры в системе автоматики и рекомендовано председателю ТСЖ для правильной эксплуатации системы теплоснабжения привлекать квалифицированный персонал.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены объяснениями истца, представителя ответчика, а также пояснениями свидетеля Х.Д.И. являющегося представителем ООО который пояснил суду, что при осмотре теплосчётчика было обнаружено, что его настройки были сбиты и отличались от стандартных, которые были установлены при сдаче дома. Настройки были поставлены в зависимость от температуры на лестничной клетке, что неверно, кроме того график температур также был сбит и не представлял из себя прямую линию.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о перерасчёте платы за коммунальную услугу по отоплению является правомерным. Однако суд считает, что перерасчёт должен быть произведён за периоды с 12 по 25 января 2012 г., а также с 4 по 14 февраля 2012 г., поскольку предоставление ответчиком коммунальной услуги ненадлежащего качества подтверждено документально.
Отказывая истцу в перерасчёте по остальным периодам, суд исходит из того, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307. В тоже время, акты замера температуры от 12, 20 и 25 января 2012 г., а также 4 и 14 февраля 2012 г. не свидетельствуют о предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества за весь период с 12 января по 18 мая 2012 г.
Так свидетель Б.О.А. пояснила, что в морозную погоду температура в квартире была нормальной, в период межсезонья - в квартире холодно.
Допрошенные свидетели И.Н.Г. М.Д.В.К.О.С. Ш.Д.В. являющиеся жильцами дома, пояснили, что в их квартирах температура воздуха в прошлом отопительном сезоне была выше нормы. При этом указали, что ими были предприняты значительные усилия по утеплению своих жилых помещений, так как строительство дома производилось некачественно.
Свидетели М.Д.В. и Ш.Д.В. также пояснили, что они подписывали заявление председателю ТСЖ вместе с другими жильцами дома об уменьшении температуры теплоносителя, так как в их квартирах было жарко. Это заявление датировано 13 февраля 2012 г.
Представитель ответчика факт того, что он изменял регулировки теплового узла, не оспаривал, объясняя свои действия необходимостью уменьшения расходов на отопление и просьбами жильцов дома о снижении температуры теплоносителя в системе отопления.
С учётом положений п.15 приложения № 1 к Правилам перерасчёт оплаты за отопление за период с 12 по 25 января 2012 г. и с 4 февраля 2012 г. по 14 февраля 2012 г. составит 434 руб. 17 коп.
Исходя из расчёта за период с 12 по 25 января 2012 г. на общую сумму *** руб. *** коп. (*** руб. х 0,0015 х 4 град.С. х 24 час. х 14дн.), где *** руб. - суточная оплата за отопление, исходя из оплаты за отопление за январь 2012 г. в сумме *** руб. *** коп. (л.д.26); 4 град.С. - отклонение температуры.
За период с 4 февраля 2012 г. по 14 февраля 2012 г. на общую сумму *** руб. *** коп. (*** руб. х 0,0015 х 5 град.С. х 24 час. х 11дн.), где *** руб. - суточная оплата за отопление, исходя из оплаты за отопление за февраль 2012 г. в сумме *** руб. *** коп. (л.д.26); 5 град.С. - отклонение температуры.
Согласно вышеуказанным Правилам, исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью и имущества потребителя вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Истец считает, что в связи с несоблюдением ответчиком температурного режима нарушены его личные неимущественные права и ему причинён моральный вред.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Моральный вред - это нравственные и (или) физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье т.п.) или нарушающими его имущественные и личные неимущественные права и интересы.
Исходя из того, что компенсация морального вреда по своей сути не может являться целью обогащения гражданина, принимая во внимание степень вины нарушителя в виде его бездействия по устранению нарушений прав истца, а также то, что при нарушении температурного режима истец испытывал дискомфорт, нравственные страдания, суд находит соразмерной компенсацией причинённого ФИО1 морального вреда в сумме *** руб.
В соответствии с п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трёх процентов цены выполнения работы (оказания услуги).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
28 сентября 2012 г. ФИО1 в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о перерасчёте платы за отопление. Согласно входящей дате на претензии, ответчиком претензия получена 28 сентября 2012 г.(л.д.12-13).
Размер неустойки с 9 октября 2012 г. по 11 ноября 2012 г. за просрочку удовлетворения требованиясоставляет *** руб. *** коп. (*** руб.*** коп.*34 дн.*3%).
Согласно ч.1 ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
С учётом обстоятельств дела, с ответчика в пользу истца подлежащая взысканию неустойка подлежит снижению до *** руб. *** коп.
В силу п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом, что составляет *** руб. *** коп. (*** руб. *** коп. +*** руб.*** коп. + *** руб./2)
При подаче искового заявления истец был освобождён от уплаты государственной пошлины, на основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** руб. (*** руб. + *** руб.)
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к ТСЖ о перерасчёте платы за коммунальные услуги по отоплению, взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 12 января 2012 г. по 25 января 2012 г. на общую сумму *** руб. *** коп. в сторону уменьшения; в период с 4 февраля 2012 г. по 14 февраля 2012 г. на общую сумму *** руб. *** коп. в сторону уменьшения
Взыскать с ТСЖ в пользу ФИО1 неустойку в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб., штраф в размере *** руб. *** коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ТСЖ в доход бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца, начиная с 23 января 2013 г.
Судья А.Н. Фролов