Дело № 2-1581/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово
в составе судьи Гапанцовой А.А.
при секретаре Калининой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
23 апреля 2013 года
Исковое заявление ИФНС России по г.Кемерово к ФИО1 о взыскании земельного налога, пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности за по земельному налогу, пени, штрафа.
Свои требования мотивировал следующим: Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ гр. ФИО1 является плательщиком цельного налога. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ФИО1, согласно имеющихся данных в ИФНС РФ по г. Кемерово, в 2011 г. имел в пользовании следующие земельные участки: г...., кадастровый номер 42:24:101033:115, кадастровая стоимость 131505588.000, ставка налога 1.50000%, количество месяцев владения за отчетный период - 12/12, сумма налога, подлежащая уплате - 1972583.82 рублей.
Расчет налога: 131505588*1,5%*12/12=1972583,82 рублей.
**.**.**** ФИО1 оплатил 222156,00 руб.
Итого сумма задолженности за 2011 год составляет: 1750418,82 руб.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате земельного налога, в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 44635,68 коп.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщику было направлено Налоговое уведомление ### от **.**.**** Дата отправки **.**.****
Обязанность по уплате налога за 2011г. не выполнена.
Согласно ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено Требование об уплате налога и пени ### от **.**.**** Дата отправки **.**.****
В установленный в требовании срок требование оставлено без исполнения.
Просят суд взыскать с гр. ФИО1 задолженность по уплате земельного налога в сумме: 1750418.82 руб. пени в сумме: 44635.68 руб.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивал.
Ответчик ФИО1 в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал, заявил встречный иск, просит суд признать недействительным требование ИФНС России по г.Кемерово ### от **.**.**** об уплате налога и пени, выставленное в адрес ФИО1.
Указывает, что ФИО1 имеет на праве собственности земельный участок общей площадью 20.056 кв.м, имеющий кадастровый номер ###, расположенный в <...>.
Инспекция ФНС России по г. Кемерово обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском о взыскании земельного налога и пени в отношении указанного земельного участка за 2011 год.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ «Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога».
Исковые требования основываются на факте неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога и пени ### от **.**.****, отправленного **.**.****.
Данное требование является незаконным по изложенным в настоящем заявлении основаниям.
Согласно статье 138 ГПК РФ судья принимает встречный иск в случае, если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска. Поскольку признание недействительным требования об уплате налога и пени, неисполнение которого явилось основанием обращения налогового органа в суд за взысканием этих налога и пени, заявление об оспаривании требования об уплате налога и пени ### от **.**.**** подаётся в суд в качестве встречного к исковому заявлению налогового органа.
Основания недействительности требования об уплате налога и пени ### от **.**.**** и необоснованности исковых требований налогового органа следующие.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ «Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса».
В требовании и исковом заявлении кадастровая стоимость земельного участка, составляющая налоговую базу по земельному налогу, указана в сумме 131 505 588 рублей.
Считают, что налоговый орган не выразил возражений против заявленного ФИО1 иска, не опроверг достоверность представленного им отчёта об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, не обжаловал решение суда, то есть согласился с позицией налогоплательщика.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Такое разъяснение по спорной ситуации дано Министерством финансов РФ в письме от **.**.**** ###: «если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утверждённая субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признаётся равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то данная кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость».
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год. Следовательно, изменённая судебным решением кадастровая стоимость земельного участка применяется на весь календарный год, на который она установлена (изменена) судебным решением.
Из решения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** по делу ### видно, что кадастровая стоимость земельного участка изменена на его рыночную стоимость по состоянию на **.**.****. Следовательно, новая кадастровая стоимость в размере 14 811 000 рублей применяется в отношении всего налогового периода 2011 года.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговая ставка в отношении спорного участка составляет 1,5%. Сумма земельного налога с указанной кадастровой стоимости составляет 1,5% * 14 811 000 = 222 165 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ и пункту 3.4 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 №263 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога» срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлен на 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты земельного налога за 2011 год - 01.11.2012г.
Указанная выше сумма налога за 2011 год (222.165 рублей) уплачена 01.11.2012, то есть без просрочки, что подтверждается и налоговым органом.
Таким образом, доначисление ФИО1 к уплате каких-либо сумм налога и пени за 2011 год не имеет правовых оснований, в связи с чем требование ### от **.**.**** нарушает права налогоплательщика и является недействительным.
В отношении срока на подачу настоящего заявления следует исходить из пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ о том, что в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При этом в силу пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ «Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях».
Как следует из искового заявления и приложенных почтовых документов, оспариваемое требование от **.**.**** было отправлено в адрес налогоплательщика по почте **.**.****. Следовательно, оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с **.**.****, то есть **.**.****.
Трёхмесячный срок с указанной даты истекает **.**.**** и не пропущен.
Представитель ИФНС встречные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Суд, изучив доводы искового заявления, письменные материалы дела, считает, что иск ИФНС подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.23 НК РФ устанавливает обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения, согласно ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
П.11 ст.396 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ФИО1, согласно имеющихся данных в ИФНС РФ по г. Кемерово, в 2011 г. имел в пользовании следующие земельные участки: г...., кадастровый номер 42:24:101033:115, кадастровая стоимость 131505588.000, ставка налога 1.50000%, количество месяцев владения за отчетный период - 12/12, сумма налога, подлежащая уплате - 1972583.82 рублей.
Расчет налога: 131505588*1,5%*12/12=1972583,82 рублей.
**.**.**** ФИО1 оплатил 222156,00 руб.
Согласно ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ гр. ФИО1 является плательщиком цельного налога. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 263 « Об установлении и введении в действие на территории г. Кемерово земельного налога» с 01.01.2006г., введен земельный налог на территории г. Кемерово. Данным Постановлением установлена ставка налога 1,5 % в отношении прочих земельных участков, сроки и порядок уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 3.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 263 налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Так же п.п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ определено, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, при этом на основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 11.09.2012 по делу ###, вступившим в законную силу **.**.****, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ### по адресу: г...., установлена в размере его рыночной стоимости - в сумме 14.811.000 рублей по состоянию на 01.01.2011 года.
Данное решение суда принято на основании правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении №3913/11 от 28.06.2011, согласно которой несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога. Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, что применительно к ранее учтённым (до 2010 года) земельным участкам может осуществляться только в судебном порядке.
Истцом представлен расчет налога: 131.505.588*1,5%*12/12=1.972.583,82 рублей.
**.**.**** ФИО1 оплатил 222.156 рублей.
Таким образом, сумма задолженности за 2011 год составляет 1.750.418,82 руб.
При этом суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что из решения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** по делу ### видно, что кадастровая стоимость земельного участка изменена на его рыночную стоимость по состоянию на **.**.****, следовательно, новая кадастровая стоимость в размере 14 811 000 рублей применяется в отношении всего налогового периода 2011 года, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговая ставка в отношении спорного участка составляет 1,5%. Сумма земельного налога с указанной кадастровой стоимости составляет 1,5% * 14 811 000 = 222 165 рублей.
Встречные исковые требования ФИО1 обосновывал тем, что указанное требование направлено **.**.****, а именно после вступления в силу **.**.**** Решения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** по делу ### об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая, что ИФНС РФ по городу Кемерово была стороной по указанному делу, исходя из принципа обязательности судебного акта для всех участников правоотношения, ФИО1 считает, что ИФНС РФ по городу Кемерово проинформирована о реальной кадастровой стоимости земельного участка и обязана исчислять земельный налог из кадастровой стоимости, установленной судом.
Однако суд считает, что не основан на законе довод Ответчика о том, что ИФНС России по г. Кемерово обязана исчислить земельный налог из кадастровой стоимости, установленной судом, будучи «проинформированной о реальной кадастровой стоимости земельного участка». Правового обоснования данной позиции Ответчик не приводит. Подобное «информирование» не является юридическим фактом, являющимся основанием для пересчета земельного налога.
Необоснован довод ответчика относительно того, что отсутствует ранее рассмотренный спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям ст. 220 ГПК РФ.
Решением суда отмечено, что не подлежат удовлетворению требования истца к ИФНС по городу Кемерово в пересчете земельного налога исходя из вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка в сумме 14 811 000 рублей.
Согласно статье 11 ГК РФ и статье 3 ГПК РФ, защите подлежат нарушенные права заявителя.
ИФНС по городу Кемерово не нарушило прав истца на момент обращения с настоящим исковым заявлением. Налоговый орган исчислил размер земельного налога по указанному земельному участку исходя из указанной в государственном кадастре недвижимости его кадастровой стоимости, что соответствует статье 390 Налогового кодекса РФ и подтверждается налоговым уведомлением.
Налоговый орган ссылается на Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 №913/11. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П указано, что вытекающее из ст.127 Конституции РФ правомочие ВАС РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях ст. 15 (ч. 1), ст. ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции РФ и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов РФ, дающими разъяснения по вопросам судебной практики. В данном Постановлении Конституционный Суд РФ также установил, что осуществление ВАС РФ этого правомочия объективно не может не основываться на вырабатываемых им правовых позициях, содержащих толкование разъясняемых положений законодательства.
Кроме того, действия (бездействия) должностного лица оспаривается путем подачи заявления в суд. Заявление должно отвечать общим требованиям рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений (ст.245 ГПК РФ). Так, согласно части 1 статьи 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В данном же случае обращение Налогоплательщика выражено в форме искового заявления. Указание на нарушенные права отсутствуют.
Необоснован довод ответчика о том, что кадастровая стоимость, установленная судом, применяется на начало «установленного периода». Плательщик ссылается на Письмо Минфина России от 13.09.2012 N 03-05-06-02/65. Указанный вывод из смысла данного письма не вытекает. В последнем речь идет о «налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость», а не о «начале установленного периода».
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате земельного налога, в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 44635,68 коп.
В соответствии со ст. 23 НК РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщику было направлено Налоговое уведомление ### от **.**.**** Дата отправки **.**.****
В добровольном порядке указанные в требовании суммы не оплачены, обязанность по уплате налога за 2011г. не выполнена.
Согласно ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено Требование об уплате налога и пени ### от **.**.**** Дата отправки **.**.****
В установленный в требовании срок требование оставлено без исполнения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком в нарушение указанной нормы не представлено доказательств отсутствия задолженности перед ИФНС по земельному налогу.
Согласно ст.195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, с ФИО1 подлежит взысканию не уплаченная сумма налога в размере 1.750.418,82 руб., пеня в размере 44.635,68 руб., а всего – 1795.054,50 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23,31,48,387-398 НК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г.Кемерово удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 задолженность по уплате земельного налога в сумме 1.750.418,82 руб., пеню в сумме 44635.68 руб., а всего 1.795.054,50 рублей.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 о признании недействительным требования ИФНС России по г.Кемерово ### от **.**.**** об уплате налога и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.
В мотивированной форме решение изготовлено 30.04.2013г.
Судья: А.А. Гапанцова