РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны РФ об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, истец просит обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» по согласованию с Региональным общественным фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» обеспечить:
- возможность входа инвалидов и их сопровождающих (включая сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков) на объект - военный комиссариат <адрес>;
- оказание инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и
самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками военного
комиссариата <адрес> по обеспечению доступности для них объекта – военный комиссариат <адрес> и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта;
- оказание инвалидам необходимой помощи сотрудниками военного комиссариата
<адрес> в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и
получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) её предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги в военном комиссариате <адрес>, её оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- обеспечение допуска на объект - военный комиссариат <адрес>, на
котором предоставляются услуги, или к месту предоставления услуги собаки-проводника
при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение.
Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Республики Бурятия требований законодательства об охране прав инвалидов, в результате которой выявлены заявленные к устранению нарушения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Сибирское ТУИО». В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал с учетом их уточнения, а именно просил:
- обязать Министерство обороны РФ установить соответствующее оборудование (пандусы, наклоны, лестничный подъемник и т.д.) для возможности самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект;
- обязать ФКУ «Военный комиссариат РБ» обеспечить доступность объектов и услуг для них, при следовании к месту предоставления услуги и на территории объекта, путем определения и назначения должностных лиц военного комиссариата отвечающих за сопровождение и помощь инвалидам;
- издать локальный правовой акт, регулирующий взаимодействие сотрудников с инвалидами в зависимости от вида инвалидности;
- приобрести и установить надлежащее размещение носителей информации, в том числе звуковой, зрительной и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- обязать ФКУ «Военный комиссариат РБ» издать локальный правовой акт, регулирующий обеспечение допуска на объект собак-проводников.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат РБ» ФИО2, ФИО3, одновременно представляющая интересы МО РФ, исковые требования не признали.
Представитель Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» ФИО4 исковые требования поддержал, указывая на наличие нарушений федерального законодательства.
Представитель Министерства обороны РФ ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направив письменные возражения на иск, в которых указано, что здание отдела военного комиссариата <адрес> было построено до вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих оборудование приспособлений для доступа к ним инвалидов и граждан из категории маломобильных групп населения, поэтому к проекту, в соответствии с которым осуществлялось строительство здания, не могут предъявляться требования, которые были установлены Порядком и СниПом уже после ввода здания в эксплуатацию. Указала на отсутствие доказательств наличия возможности или невозможности проведения каких-либо работ по переустройству здания в соответствии с требованиями закона, а также на оказание лицам с ограниченными физическими возможностями услуг на дому в соответствии с Приказом Минтруда Р. от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Примерного полрядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому».
Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны Р. М. В.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменный отзыв на иск, согласно которому на основании ст. 15 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по мест жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 2,7).
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статьи 2 части 1 ФЗ N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 указанного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Судом установлено, что здание Военного комиссариата <адрес> РБ, расположенное по адресу: <адрес>, №, является федеральной собственностью, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Министерство Обороны РФ (Указ Президента РФ от 16.08.2004г. № N1082).
Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., акта № от ДД.ММ.ГГГГ., указанное здание закреплено за Военным Комиссариатом РБ и передано в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Региональным общественным фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» совместно с Военной прокуратурой РБ обследовано вышеуказанное здание военного комиссариата <адрес> РБ, в результате чего установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, требованиям закона в части обеспечения беспрепятственного доступа и передвижения маломобильных групп населения не соответствует, в частности, на входе в здание отсутствуют пандусы, наклоны, лестничный подъемник и т.д., обеспечивающие возможность самостоятельного входа и передвижения инвалидов по объекту, посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект, отсутствуют носители информации, в том числе звуковой, зрительной и иной текстовой и графической информации. Кроме того, выявлены и другие нарушения, отраженные в акте № от <данные изъяты>
Таким образом, отсутствие в здании военного комиссариата <адрес> приспособлений, позволяющих инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми Военным комиссариатом РБ, не соответствует требованиям статьи 15 части 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Необходимость обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры вытекает также из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в силу части 1 статьи 12 которого, жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Системное толкование приведенного правового регулирования позволяет суду прийти к выводу о том, что бездействие Министерства обороны РФ является незаконным и нарушает права инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в интересах которых прокурором предъявлен иск.
При этом доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что здание военного комиссариата <адрес> построено до вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих оборудование зданий для доступа к ним инвалидов и граждан из маломобильных групп населения, которые не предусматривают механизм реализации этих норм по отношению к уже построенным зданиям и сооружениям, суд находит основанными на ошибочном толковании закона, противоречащими общей концепции государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, целью которой является обеспечение указанным лицам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
То обстоятельство, что здание военного комиссариата <адрес> было построено до введения в действия нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, не может служить основанием для отказа в иске прокурору, поскольку здание не признано аварийным и подлежащим сносу, эксплуатируется по целевому назначению, в силу части 1 статьи 15 ФЗ N 181-ФЗ является объектом социальной инфраструктуры и должно соответствовать требованиям действующего законодательства.
К тому же, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Указанные положения также свидетельствуют о необходимости приведения зданий в соответствие с требованиями законов РФ и международными нормами в сфере защиты прав инвалидов.
Оказание Военным комиссариатом РБ лицам с ограниченными возможностями услуг на дому и в дистанционном режиме не освобождает органы исполнительной власти от обязанности содержать здание в соответствии с требованиями закона.
К тому же доказательств невозможности переоборудования здания Военного комиссариата <адрес> РБ в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не представлено. Тогда как бремя доказывания указанных обстоятельств, вопреки доводам представителя МО РФ, возлагается на ответчика, указывающего данные обстоятельства в подтверждение своих возражений относительно предъявленных исковых требований.
Таким образом, принимая во внимание, что здание военного комиссариата <адрес> является федеральной собственностью, учитывая положения Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», а также факт финансирования деятельности Военного комиссариата РБ за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерством обороны РФ, исковые требования прокурора в соответствующей части подлежат удовлетворению.
При этом обязанность по размещению в здании военного комиссариата <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес> носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд полагает возможным возложить на Военный комиссариат РБ, поскольку обязанность по надлежащему размещению носителей такой информации Порядком обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства Обороны РФ условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом МО РФ N 572 от ДД.ММ.ГГГГ возложена на руководителей организаций.
Разрешая требования прокурора о возложении на Военный комиссариат РБ обязанности по обеспечению доступности объектов и услуг лицам с ограниченными возможностями путем определения и назначения должностных лиц военного комиссариата, отвечающих за сопровождение и помощь инвалидам, издания локального правового акта, регулирующего взаимодействие сотрудников с инвалидами в зависимости от вида инвалидности, а также регулирующего обеспечение допуска на объект собак-проводников, суд не усматривает оснований для возложения заявленных в иске с учетом уточнений обязанностей.
Из представленной инструкции дежурного по военному комиссариату (<адрес> РБ) по повседневной деятельности, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что обязанность по встрече и сопровождению граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) до места оказания услуги возложена на дежурного по военному комиссариату района.
Пунктом 3.6 должностной инструкции начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения) военного комиссариата <адрес> РБ, на начальника отделения и старшего помощника начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения) возложена, в том числе, обязанность поддержания постоянной связи с состоящими на учете в военном комиссариате <адрес> пенсионерами МО Р., организация посещения их на дому, в первую очередь инвалидов, одиноких больных и престарелых пенсионеров, многодетных семей, для ознакомления с условиями их жизни и быта в целях оказания нуждающимся необходимой помощи и содействия в предоставлении мер социальной поддержки, установленных для них законодательством, и удовлетворении их неотложных нужд.
Таким образом, Военным комиссариатом РБ определены ответственные за оказание помощи в доступности услуг лицам с ограниченными возможностями должностные лица.
Поскольку обязанность по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, возложенная ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность, является безусловной, необходимость принятия локального правового акта, дополнительно регулирующего исполнение данной обязанности в части обеспечения допуска на объект собак-проводников, являющихся средством реабилитации как и кресло-коляска, не требуется.
При таких обстоятельствах, исковые требования военного прокурора в соответствующей части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, объема и стоимости строительных работ, принимая во внимание факт финансирования деятельности МО РФ и ВК РБ за счет средств федерального бюджета, суд полагает возможным установить ответчикам срок для устранения нарушений – в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату РБ об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны РФ обеспечить беспрепятственный доступ для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) в здание военного комиссариата <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования центрального входа (установление пандусов, наклонов, поручней, лестничного подъемника и др.) для самостоятельного передвижения указанной категории граждан по объекту, обеспечения посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект, в соответствии с обязательными строительными нормами и правилами.
Обязать Военный комиссариат РБ разместить в здании военного комиссариата <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес> носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Настоящее решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова