ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1582/18 от 19.12.2018 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0005-01-2018-002739

Дело № 2-1582/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2018 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием истца Метлицкой А.М., представителей истца Подчувалова Д.Н., адвоката Золотарева К.Ю., представителей ответчика Вечтомова А.Ю., Ерофеевой М.В., третьего лица Смирнова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Метлицкой Алены Михайловны к администрации Сургутского района о признании стоимости жилого помещения для обмена в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» недостоверной, определении выкупной стоимости жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Метлицкая А.М. обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что она является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

26 октября 2017 года ответчиком был издан приказ о № 1052 об утверждении списков жилых домов, подлежащих расселению, в том числе подлежат расселению и жильцы <адрес>.

Согласно программе переселения Метлицкая А.М. должна оплатить при переселении 10 % первоначальный взнос и остальную сумму в течение 10 лет. Сумма составляет разницу между стоимостью жилого помещения оцененного по заказу администрации Сургутского района и стоимостью жилого помещения, в которое ее переселяют.

Жилое помещение оценено независимым оценщиком по договору с ответчиком. Отчет 20 июля 2017 года N 817/7 об оценке жилого помещения. Цена квадратного метра жилого помещения согласно отчету составляет 33 928,00 рублей, а стоимость квартиры составляет 970 340,80 рублей.

Метлицкая А.М. с такой оценкой стоимости жилого помещения не согласна. Считает ее недостоверной в связи с тем, что в нее не была включена предусмотренная п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные ей, как собственнику жилого помещения, его изъятием, включая, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, стоимостью земельного участка на долю собственности.

При этом имеется иной отчет об оценке того же объекта. Так, 18 мая 2018 года. ООО «Независимая оценочная компания» по заказу истца произвела независимую оценку стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>30. При этом жилое помещение оценено в сумму 1 475 000 рублей, стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет сумму 315 000 рублей, стоимость земельного участка на долю собственности составляет 61 000 рублей, то есть всего стоимость права собственности истца составляет 1 851 000 рублей.

Метлицкая А.М. предоставила указанную оценку специалисту администрации Сургутского района для ознакомления, но специалиста указанная оценка не устроила по сумме.

На основании изложенного Метлицкая А.М. просит признать стоимость жилого помещения для обмена жилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, указанную в отчете независимого оценщика ООО «АЙРА ТОРРЕС» N 817 от 20 июля 2017 года в размере стоимости одного квадратного метра жилого помещения в сумме 33 928 рублей, недостоверной.

Определить цену жилого помещения по адресу: <адрес>, доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, земельного участка на долю собственности в общей сумме 1 851 000 рублей для совершения сделки по обмену жилыми помещениями с администрацией Сургутского района.

В судебном заседании Метлицкая А.М. уточнила исковые требования, просила признать стоимость жилого помещения для обмена в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» недостоверной, определить выкупную стоимость жилого помещения в сумме 1 911 000 рублей.

Представители истца адвокат Золотарев К.Ю., Подчувалов Д.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представители ответчика администрации Сургусткого района Вечтомов А.Ю., Ерофеева М.В. в судебном заседании исковые требования не признали.

Третье лицо Смирнов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Метлицкой А.М., ее супругу Смирнову В.И. принадлежит по ? доле каждому в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Сургутского района от 01.04.2016 № 988-нпа «О сроках отселения физических лиц из домов, признанных непригодными для проживания на территории городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в списки очередности отселения под № 16 со сроком его отселения в 2017 году.

09.02.2017 Метлицкая А.М. и ее супруг Смирнов В.И. подали в администрацию Сургутского района заявления о согласии на участие в муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района»», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 № 5587, по предложенному департаментом варианту предоставления жилого помещения по договору мены, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 41,2 кв.м.

На момент подачи истцом вышеуказанного заявления норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в деревянном исполнении, установленный приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от 21.09.2017 № 100-нп «Об утверждении нормативов (показателей) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по ХМАО-Югре и муниципальным образованиям ХМАО-Югры на четвертый квартал 2017 года», составлял 36 731 рубль. Соответственно, согласно указанному приказу, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении составляла 51 317 рублей.

Заявлением от 07.11.2017 вх. № 11-22-011182 Метлицкая А.М. отказалась от участия в муниципальной программе.

Письмом администрации Сургутского района от 05.06.2018 исх.№ 26- 02878 истцу были объяснено возможное дальнейшее его участие в муниципальной программе.

До настоящего времени каких-либо заявлений на участие в муниципальной программе, предварительных договоров мены либо иных других соглашений, определяющих условия и порядок участия Метлицкой А.М. в муниципальной программе, не имеется.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права, заявлениями истца на имя ответчика, ответами на заявления, отчетом об оценке № 817/7, отчетом об определении рыночной стоимости недвижимого имущества № 18/0721-2, выпиской из ЕГРН, заявлениями истца, третьего лица о согласии на участие в программе, информацией к личному приему граждан главой Сургутского района, карточкой личного приема, объяснениями лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и стимулируют жилищное строительство.

Федеральным законом РФ от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» установлены правовые основания для разработки государственных и муниципальных программ.

Согласно положениям статьи 179 Бюджетного кодекса РФ вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ Российской Федерации (муниципальных программ), сроки их реализации, отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации государственной (муниципальной) программы.

Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района»», утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 № 5587, принята во исполнение государственной жилищной программы «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п, при принятии которой субъект РФ руководствовался государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 № 2227-р.

Согласно государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п, исполнителями программы являются городские округа и муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 9 Порядка работы с гражданами-участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», проживающими в аварийных домах, утвержденного постановлением администрации Сургутского района от 25.10.2016 № 3678-нпа, в целях определения и оплаты разницы в стоимости жилых помещений при заключении с гражданами предварительного договора/договора мены применяется следующий расчёт:

Рс = (Пп х См) - (Пн х См), где:

Рс - разница в стоимости жилых помещений;

Пп - площадь приобретённого жилого помещения;

Пн - площадь жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме;

См - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленный Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (уполномоченный орган) на момент издания приказа департамента о расселении жилого дома.

В случае приобретения жилых помещений по цене, ниже норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного уполномоченным органом, стоимость устанавливается согласно заключённому муниципальному контракту, прошедшему государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре.

Таким образом, разница в стоимости обмениваемых в рамках вышеуказанной программы жилых помещений, определяется не исходя из их рыночной стоимости, а с применением вышеуказанного расчета.

Частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Статьей 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора,

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Правоотношения в рамках муниципальной программы возникают из норм гражданского законодательства Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 154, статьи 421 Гражданского кодекса РФ) и являются дополнительной мерой, которой может воспользоваться гражданин в порядке, установленном, непосредственно, данной муниципальной программой.

В соответствии с условиями муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 № 5587, участие граждан в муниципальной программе носит добровольный и заявительный характер.

При указанных обстоятельствах Метлицкая А.М. ошибочно полагает, что при определении стоимости обмениваемых жилых помещений в рамках муниципальной программы, применяется механизм, предусмотренный статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 2 порядка также установлено, что в случае извещения департаментом граждан, о возможных вариантах улучшения жилищных условий в рамках подпрограммы и последующего отказа от предложенных вариантов улучшения жилищных условий, а так же в случае не поступления заявления от граждан о согласии (отказе) и предложенном варианте улучшения жилищных условий, а также в случае отказа от участия в подпрограмме (не предоставление необходимого пакета документов в течение 2-х недель с момента получения уведомления о расселении жилого дома) граждане, проживающие в жилых помещениях на условиях договора социального найма и граждане-собственники жилых помещений подлежат переселению из многоквартирных аварийных домов органом местного самоуправления, в чьи полномочия входит распоряжение жилищным фондом данного поселения, в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация Сургутского района в пределах своих полномочий и произведенных действий в рамках данных полномочий при реализации муниципальной программы не нарушало право истца на дальнейшее участие в муниципальной программе на предусмотренных ей условиях, в том числе в определении стоимости обмениваемых жилых помещений.

Определение цены жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ возможно только в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Метлицкой А.М. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Метлицкой Алены Михайловны к администрации Сургутского района о признании стоимости жилого помещения для обмена в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» недостоверной, определении выкупной стоимости жилого помещения в сумме 1 911 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

.

.

Судья Сургутского районного суда Тюленев В.В.