Дело №2-1582/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 08 ноября 2016 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
при секретаре Насонове С.С.,
с участием истца – ИП (главы КФХ) ФИО1,
представителя ответчика – администрации Газырского сельского поселения по доверенности - ФИО2,
представителей ответчика – администрации муниципального образования Выселковский район – ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя (главы КФХ) ФИО1 к администрации Газырского сельского поселения, администрации муниципального образования Выселковский район, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения №... от (__)____ года, понуждении заключения договора аренды,
установил:
ИП (глава КФХ) ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 18 декабря 2014 года он обратился в Выселковский многофункциональный центр с заявлением в адрес администрации муниципального образования Выселковский район о предоставлении ему в аренду сроком на 15 лет для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 16,5 га, расположенного в границах Газырского сельского поселения. Содержащаяся в заявлении просьба о предоставлении участка была основана на положениях ст.12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в действовавшей на тот момент редакции. Через три месяца, 19 марта 2015 года, администрация муниципального образования Выселковский район в своем письме за №... сообщила, что в связи с вступлением в силу изменений в Земельный кодекс РФ, предоставление земельных участков с 01 марта 2015 года осуществляется сельскими поселениями, куда истцу и рекомендовали обратиться. На приеме в администрации Газырского сельского поселения истцу пояснили, что участок будет предоставлен непосредственно после осуществления необходимых технических и юридических процедур, то есть после утверждения градостроительного обоснования, схемы местоположения участка и его межевания. Иными словами, ему подтвердили, что предоставление участка будет осуществляться в соответствие с действовавшим на момент его обращения законодательством. Статья 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривала обязанность органа местного самоуправления в течение месяца со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. В дальнейшем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка необходимых землеустроительных работ. В последующем орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Однако ничего из вышеперечисленного сделано не было, обращение истца осталось без рассмотрения, хотя градостроительное обоснование (заключение) о возможности предоставления земельного участка было положительным еще 10 марта 2015 года. В июне 2015 года он обратился в администрацию Газырского сельского поселения с просьбой рассмотреть его обращение по существу, направив одновременно градостроительное обоснование и схему расположения земельного участка. Землеустроительные работы осуществлялись уже в соответствие с новой процедурой. Получив согласие Газырской сельской администрации, истец обратился к кадастровому инженеру для формирования границ земельного участка, подготовки схемы расположения земельного участка и последующей постановки его на кадастровый учет. 17 декабря 2015 года администрацией поселения было принято постановление №..., которым утверждена представленная им, ИП ФИО1, схема расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане территории. 28 марта 2016 года на основании подготовленных им документов на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 172 034 кв.м., кадастровый номер: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Газырского сельского поселения Выселковского района, в северной части кадастрового квартала ... Препятствий для предоставления участка не осталось. Однако, 25 июля 2016 года истцу вручено письмо главы Газырского сельского поселения ФИО6, датированное 13 мая 2016 года, из содержания которого следует, что ему отказано в предоставлении участка, так как участок предоставлен ФИО5 для сенокошения. Считает, что указанные действия администрации Газырского сельского поселения, а также бездействие в вопросе предоставления испрашиваемого участка являются незаконными и нарушают его права и законные интересы. Основанием для отказа в предоставлении указанного участка послужило то, что на момент принятия решения о предоставлении вступили в силу изменения земельного законодательства, в том числе в Земельный кодекс РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Ранее действовавший льготный порядок предоставления участков для организации (расширения) КФХ, установленный ст.12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», упразднен с 01 марта 2015 года. При этом должностными лицами не принято во внимание, что заявление подано истцом в декабре 2014 года, и подлежало рассмотрению в порядке и срок, установленные действовавшим на момент обращения законодательством. Считает, что органы местного самоуправления (администрация Выселковского района, а впоследствии администрация Газырского сельского поселения) были обязаны рассмотреть просьбу о предоставлении в аренду земельного участка в порядке ст.12 ФЗ «О крестьянском фермерском) хозяйстве», действовавшей на момент обращения, пусть даже после 01 марта 2015 года. Его заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства от по форме и содержанию соответствовало требованиям закона. Решение об отказе в предоставлении участка не принималось. Таким образом, длительное бездействие ответчика повлекло за собой нарушение прав истца, и именно такое бездействие явилось причиной длительного рассмотрения его обращения. Считает, что принятие решения о предоставлении участка ФИО5 в период, когда на рассмотрении находилось его, ИП ФИО1, заявление не соответствует действующему законодательству по следующим причинам.
Заявление о предоставлении земельного участка в аренду для расширения КФХ было рассмотрено положительно, поскольку в удовлетворении просьбы отказано не было. Об этом свидетельствуют действия ответчика по выдаче положительного градостроительного заключения, утверждению схемы размещения участка. Соответственно, заключение договора аренды в силу п.5 ст.12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должно было состояться в течение семи дней с момента принятия решения о предоставлении участка в аренду, которое, в свою очередь, принимается в течение четырнадцати дней с момента предоставления кадастрового паспорта участка (п.4 ст.12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
В силу положений ст.445 Гражданского кодекса РФ ответчик обязан был направить извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. А поскольку этого сделано не было, то в соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ, он вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
(__)____ 2016 года между администрацией Газырского сельского поселения и ФИО5 был заключен договор аренды земельного участка №..., объектом которого является земельный участок с кадастровым номером ....
Полагает, что заключение до рассмотрения его, ИП ФИО1, заявления о предоставлении участка, договора аренды с третьим лицом (ФИО5) противоречит п.22 ст.39.16 Земельного кодекса РФ. Заявление ФИО5 о предоставлении участка не подлежало удовлетворению, поскольку ранее администрацией уже было принято решение об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории (предварительном согласовании предоставления участка), подготовленной на основании заявления истца.
Считает, что такой договор аренды является в силу ч.2 ст.168 ГК РФ недействительной (ничтожной) сделкой, не влечет юридических последствий, недействителен с момента совершения (ст. 167 ГК РФ), и не может служить препятствием для удовлетворения заявления истца о предоставлении участка.
При таких обстоятельствах последствием недействительности договора аренды от 17 мая 2016 года является погашение в ЕГРП записи о его государственной регистрации.
Просит суд обязать администрацию Газырского сельского поселения Выселковского района заключить с ним, индивидуальным предпринимателем (главой крестьянского (фермерского) хозяйства) ФИО1, договор аренды земельного участка площадью 172 034 кв.м., кадастровый номер: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Газырского сельского поселения Выселковского района, в северной части кадастрового квартала ..., для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства, сроком на 15 (пятнадцать) лет; признать недействительным договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения №... от (__)____ 2016 года, заключенный между администрацией Газырского поселения Выселковского района и ФИО5 в отношении земельного участка площадью 172 034 кв.м., кадастровый номер: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Газырского сельского поселения Выселковского района, в северной части кадастрового квартала ..., применить последствия недействительной сделки в виде исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих сведений (записей) о государственной регистрации указанного договора.
В судебном заседании истец ИП (глава КФХ) ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес значительные изменения в порядок предоставления земельных участков, в том числе для организации (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства. Установленными законом переходными положениями урегулированы, в том числе, и ситуации, когда заявление о предоставлении участка подано до вступления в силу изменений в порядке его предоставления. Пунктом 6 статьи 34 данного Федерального закона определено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Законодатель исходит из добросовестности всех сторон таких правоотношений, предполагая, что орган местного самоуправления будет действовать в соответствии с законом, принимая решения в установленные сроки.
Статья 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривала обязанность органа местного самоуправления в течение месяца со дня поступления заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр (как было в его случае) схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. В дальнейшем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка необходимых землеустроительных работ. Следовательно, схема расположения земельного участка подлежала утверждению и выдаче заявителю не позднее 17 января 2015 года, в период действия старой редакции статьи 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Схема расположения земельного участка утверждена после вступления в силу изменений в порядке предоставления земельного участка. Однако, такого рода бездействие органов местного самоуправления являлось, и продолжает оставаться незаконным. Заявитель не имел реальной возможности повлиять на скорость принятия решения. А действовавшее на момент подачи заявления законодательство предписывало в течение месяца утвердить схему, либо отказать в ее утверждении, если к тому были основания.
Последующее развитие событий, а именно: составление положительного градостроительного заключения, утверждение постановлением главы Газырского сельского поселения схемы расположения участка, свидетельствует о том, что законных оснований для уклонения от предоставления участка не было. Как не было и самого отказа в предоставлении участка.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке статьи 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в соответствующей редакции), заявление истца подлежало и подлежит удовлетворению. Договор аренды земельного участка, в настоящее время уже сформированного и поставленного на кадастровый учет, подлежит обязательному заключению в порядке, действовавшем на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Считает возражения ответчика о невозможности применения ст.12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в прежней редакции несостоятельными, так как должны действовать положения ст.4 ГК РФ.
Представитель ответчика – администрации Газырского сельского поселения - ФИО2 - в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, полагаясь на усмотрение суда. Суду пояснила, что администрация не уверенна в правильности принятого решения о заключении договора с ФИО5. Действительно администрация муниципального образования Выселковский район запрашивала у них (администрации Газырского сельского поселения) градостроительное обоснование (заключение) для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду ИП ФИО1, которое было подготовлено 10 марта 2015 года. Причиной столь длительного оформления заключения было отсутствие договора с межующей организацией (платность указанных услуг). При этом никаких заявлений ИП ФИО1 из администрации муниципального образования Выселковский район о предоставлении спорного земельного участка им на рассмотрение не поступало и не передавалось. Имело место лишь обращение истца от 02 июня 2015 года, в котором просьбы о предоставлении земельного участка не содержится. 17 декабря 2015 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. (__)____ 2015 года земельный участок с кадастровым номером ... был поставлен на государственный кадастровый учет. (__)____ 2016 года в администрацию Газырского сельского поселения поступило заявление от гражданина ФИО5 о предоставлении земельного участка в аренду для сенокошения. Поскольку указанный выше участок был сформирован и ничем не обременен, то в соответствии с требованиями ст.39.6 Земельного кодекса РФ он был предоставлен ФИО5 в аренду без проведения торгов. 13 мая 2016 года ИП ФИО1 был дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка для расширения КФХ. Оснований для предоставления указанного земельного участка ИП ФИО1 без проведения торгов не имелось.
Представители ответчика – администрации муниципального образования Выселковский район – ФИО3, ФИО4 - в судебном заседании исковые требования не признали, предоставили письменные возражения, из содержания которых следует, что порядок предоставления земельного участка для целей связанных с сельскохозяйственным производством до 01 марта 2015 года был урегулирован положениями статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» орган местного самоуправления на основании заявления главы фермерского хозяйства или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Согласно пункта 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений до 01 января 2016 года были отнесены полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. В связи с поступившим заявлением ИП ФИО1 22 декабря 2014 года в администрацию муниципального образования Выселковский район о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 16,5 га., в администрацию Газырского сельского поселения отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район было направлено письмо №... от 16 января 2015 года о подготовке градостроительного заключения о необходимой площади земельного участка по адресу: Выселковский район, п. Газырь, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами ... и .... Градостроительное обоснование (заключение) о предоставлении земельного участка было подготовлено администрацией Газырского сельского поселения 10 марта 2015 года. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» признана утратившей силу с 01 марта 2015 года и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков. В соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Пунктом 6 статьи 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории как следует из документов, предоставленных истцом, была утверждена лишь 17 декабря 2015 года, то есть после вступления в силу изменений внесенных Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку положения ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ (редакция от 08 марта 2015 г.) в рассматриваемой ситуации не возлагают на уполномоченный орган обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23июня 2014 г. №171-ФЗ), то на администрацию муниципального образования Выселковский район после 01 марта 2015 года с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не может быть возложена установленная утратившим силу статьей 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» обязанность по заключению договора аренды земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, возложены на орган местного самоуправления этого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (п.4 ст.11 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом соответствующие полномочия возникают у органа местного самоуправления поселения автоматически с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (п.3 ст.3.3). В соответствии с требованиями действующего законодательства муниципальное образование Выселковский район не наделено правом по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена.
Полагают, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить восстановление такого права.
Также считают, что именно несвоевременная подготовка градостроительного обоснования повлекла не утверждение в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В настоящее время у администрации Газырского сельского поселения нет полномочий на заключение договора по действовавшей ранее ст.12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». А у администрации муниципального образования Выселковский район без утвержденной схемы расположения земельного участка также не было полномочий на заключение договора аренды с ИП ФИО1. Заявление ИП ФИО1 от 22 декабря 2014 года в администрацию Газырского сельского поселения не передавалось, так как оснований для этого не было. Оно находится в администрации муниципального образования Выселковский район. Просят суд в иске отказать.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, в поступившем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, суду доверяет, исковые требования признает. Из предоставленного суду письменного отзыва следует, что в мае 2016 года он обратился в администрацию Газырского сельского поселения с просьбой предоставить земельный участок для сенокошения. Ему пояснили, что в настоящее время есть свободный участок, площадью 17 гектар, с кадастровым номером .... Он подал заявление о предоставлении в аренду этого земельного участка, (__)____ 2016 года был заключен договор аренды. О том, что на этот участок претендует кто-либо еще, ему известно не было. В настоящее время участок он очистил от сорной растительности, однако, к посевным работам не приступал, материальных вложений в участок не делал, готов вернуть занимаемый участок администрации Газырского сельского поселения Выселковского района.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу пунктов 1-4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
На основании статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. Федерального закона №446-ФЗ от 28.12.2013) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажиДоговор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 - 6 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что 19 декабря 2014 года истец обратился через Выселковский многофункциональный центр с заявлением в администрацию муниципального образования Выселковский район о предоставлении ему в аренду сроком на 15 лет для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 16,5 га, расположенного в границах Газырского сельского поселения, между земельными участками с кадастровыми номерами ... и ...л.д.7-8).
Данное заявление было зарегистрировано в администрации муниципального образования Выселковский район 23 декабря 2014 года (вх. №...).
16 января 2015 года (исх. №...) в адрес главы Газырского сельского поселения ФИО6 в соответствии с постановлением главы муниципального образования Выселковский район от 23 января 2009 года №34 «О порядке подготовки и согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении методических рекомендаций по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью предоставления земельных участков на территории муниципального образования Выселковский район» было направлено письмо о подготовке в 3-дневный срок градостроительного заключения о необходимой площади для формирования земельного участка по адресу: Выселковский район, п. Газырь, между земельными участками с кадастровыми номерами ... для сельскохозяйственного использования.
02 февраля 2015 года (вх. №...) от главы Газырского сельского поселения поступило сообщение о том, что градостроительное обоснование (заключение) не подготовлено в назначенный срок, так как договор на 2015 год не был заключен с ООО «Архитектурно-земельным центром». Все услуги будут оказаны после 100% оплаты в срок до 16 февраля 2015 года.
10 марта 2015 года главой Газырского сельского поселения было утверждено градостроительное обоснование (заключение) по заявлению администрации муниципального образования Выселковский район №... от 16 января 2015 года о возможности предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ответа администрации муниципального образования Выселковский район за №... от 19 марта 2015 года следует, что в связи с вступлением в силу изменений в Земельный кодекс РФ, предоставление земельных участков с 01 марта 2015 года осуществляется сельскими поселениями, куда истцу рекомендовано обратиться (л.д.9).
На основании статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. Федерального закона Федеральный закон от 23 июня 2014 г.№171-ФЗ«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статья 39.6 ЗК РФ в п.1 предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Частью 2 указанной нормы определены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, среди которых в п.п.12 указано - предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а в п.п.19 - предоставление земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Из обращения истца в администрацию Газырского сельского поселения от 02 июня 2015 года следует, то ИП ФИО1 просил рассмотреть его обращение в адрес администрации муниципального образования Выселковский район о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 16.5 га, расположенного в границах Газырского сельского поселения, в порядке ст.12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по существу, направил одновременно градостроительное обоснование и схему расположения земельного участка (л.д.11,12).
Согласно заявления истца от 17 декабря 2015 года следует, что он просил администрацию Газырского сельского поселения утвердить схему земельного участка и подготовить декларацию, выдать постановление об утверждении схемы земельного участка по адресу: п. Газырь, между земельными участками с кадастровыми номерами ...
Иных письменных заявлений в администрацию Газырского сельского поселения от ИП ФИО1 не поступало.
В соответствии с постановлением администрации Газырского сельского поселения Выселковского района №... от 17 декабря 2015 года следует, что главой поселения по заявлению ФИО1 была утверждена схема расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане территории (л.д.13,14).
Согласно кадастрового паспорта от (__)____ 2016 года следует, что в указанную дату земельный участок, площадью 172 034 кв.м., кадастровый номер: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Газырского сельского поселения Выселковского района, в северной части кадастрового квартала ..., был поставлен на государственный кадастровый учет (л.д.15-18).
Согласно письма главы Газырского сельского поселения ФИО6 от 13 мая 2016 года следует, что в предоставлении ФИО1 участка отказано, так как участок предоставлен ФИО5 для сенокошения (л.д.19, 22-27).
На основании договора аренды №... от (__)____ 2016 года следует, что между администрацией Газырского сельского поселения (арендодателем) и ФИО5 (арендатором) было в надлежащей форме достигнуто соглашение об аренде земельного участка, площадью 172034 кв.м., с кадастровым номером ..., для целей сенокошения на срок три года (п.п.19 ст.39.6 ЗК РФ).
Данный договор по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства.
Никаких нарушений при его заключении не установлено.
Оснований для предоставления ИП ФИО1 в аренду без проведения торгов администрацией Газырского сельского поселения земельного участка, площадью 172 034 кв.м., кадастровый номер: ..., определенных п.п.12 ст.39.6 ЗК РФ, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не имелось.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» признана утратившей силу с 01 марта 2015 года и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
В соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 6 статьи 34 указанного Федерального закона №171-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории была утверждена 17 декабря 2015 года, то есть после вступления в силу изменений внесенных Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положения ст.34 Федерального закона №171-ФЗ (редакция от 08 марта 2015 г.) не возлагают на уполномоченный орган обязанности следовать ранее установленному порядку предоставления земельного участка, определенному ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ), после 01 марта 2015 года.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, возложены на орган местного самоуправления этого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (п.4 ст.11 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, у администрации Газырского сельского поселения нет и не было с 01 марта 2015 года полномочий на заключение с ИП ФИО1 без проведения торгов договора аренды земельного участка ..., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Газырского сельского поселения Выселковского района, в северной части кадастрового квартала ...
При этом, заявления истца в администрацию Газырского сельского поселения о предоставлении указанного земельного участка в аренду в период с 01 марта 2015 года по настоящее время не поступало.
В связи с этим, оснований для предоставления указанного участка в аренду истцу администрацией Газырского сельского поселения без проведения торгов не имелось и не имеется в настоящее время.
Вместе с тем заявление ИП ФИО1 от 19 декабря 2014 года администрацией муниципального образования Выселковский район по существу в рамках положений ст.12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. Федерального закона №446-ФЗ от 28.12.2013) не рассмотрено.
В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Самостоятельных требований о понуждении администрации муниципального образования Высенлковский район заключить договор аренды с истцом не заявлено и рассмотреть их по своей инициативе суд не может.
Таким образом, избранный истцом способ защиты права не предполагает его восстановления.
Оспариваемый договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения №... от (__)____ 2016 года заключен администрацией Газырского сельского поселения с ФИО5 в соответствии с действующим законодательством и на данный момент является действующим.
Основания недействительности указанного договора, на которые в иске ссылается истец, вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ не доказаны.
Суд в силу ч.2 ст.39 ГПК РФ не может принять признание иска ответчиком ФИО5, так как данное признание иска противоречит закону и нарушает права органа местного самоуправления (администрации Газырского сельского поселения).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы истца о том, что на него должны распространяться требования ст.12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. Федерального закона №446-ФЗ от 28.12.2013), так как заявление о предоставлении земельного участка в аренду им подано по указанному закону, суд не может признать состоятельными, так как они противоречат п.6 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, у администрации Газырского сельского поселения с 01 марта 2015 года не имелось оснований для применения ст.12 Федерального закона от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. Федерального закона №446-ФЗ от 28.12.2013), поскольку эти полномочия никаким образом не передавались.
Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования индивидуального предпринимателя (главы КФХ) ФИО1 к администрации Газырского сельского поселения, администрации муниципального образования Выселковский район, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения №... от (__)____ 2016 года, понуждении заключения договора аренды, - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме дней путем подачи жалобы через Выселковский районный суд.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Выселковского районного суда Кальчевский А.Н.