дело № ***
УИД:№ ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**.** года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Т.В.,
с участием ст.помощника Железногорского межрайонного прокурора Федоренковой Ю.П.,
представителя административного ответчика ФИО1,
при помощнике судьи Кузнецовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ***, Администрации Курской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Железногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации *** о возложении обязанности, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО2, являющегося инвалидом, использующим кресло-коляску, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г.Железногорска требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а также законодательства при осуществлении дорожной деятельности.
В ходе проверки было установлено, что администрацией г.Железногорска в нарушение требований Федерального закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил благоустройства МО «г.Железногорск» при выполнении работ по ремонту тротуаров вблизи многоквартирных жилых домов №№ ***,9,11,13 по *** г.Железногорск не выполнено закрытие водоотводных лотков решетками, в связи с чем отсутствует возможность беспрепятственного прохода (проезда) по тротуару маломобильных групп населения (кресла – коляски инвалидов). Кроме этого при выполнении работ по устройству указанного тротуара администрацией г.Железногорска не выполнен плавный съезд с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца), что создает барьер для маломобильных групп граждан при передвижении по указанному тротуару на кресла-колясках.
По выявленными нарушениям межрайонной прокуратурой **.**.** в адрес главы г. Железногорска было внесено представление с требованием о принятии мер по устройству указанного тротуара г. Железногорска в соответствии с нормативными требованиями.
В порядке контроля межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований представления, внесенного главе г. Железногорска, в ходе которой установлено, что закрытие водоотводных лотков тротуара по *** вблизи домов №№ ***, 9,11,13, а также устройство плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца) не выполнено, что нарушает права неограниченного круга инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и инженерной инфраструктуры г. Железногорска, исключает возможность маломобильных групп населения безопасно, беспрепятственно и комфортно передвигаться по пешеходным коммуникациям г.Железногорска.
В связи с этим прокурор просил обязать администрацию г.Железногорска Курской области в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда выполнить работы по устройству тротуара вблизи многоквартирных жилых домов №№ ***, 9,11,13 по *** г.Железногорск, обеспечив закрытие водоотводных лотков решетками, и строительство для маломобильных групп населения плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца).
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству администрации г.Железногорска в качестве соответчика была привлечена администрация Курской области.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Железногорского межрайонного прокурора Федоренкова Ю.П. исковые требования к администрации г.Железногорска поддержала, и просила удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации *** ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что вопросы, связанные со строительством, реконструкцией, содержанием, ремонтом тротуаров в границах городского округа в соответствии с Законом Курской области от **.**.**№ ***-ЗКО «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Курской области и органами государственной власти Курской области в области осуществления дорожной деятельности» отнесены к компетенции администрации Курской области, в связи с чем надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрация Курской области.
Ответчик - Администрация Курской области своего представителя в судебное заседании не направила, в письменных возражениях на иск представитель ответчика по доверенности ФИО3, просила в иске к администрации Курской области отказать, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления в соответствии действующим законодательством должны обеспечить на территории муниципального образования проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание тротуаров в границах городского округа.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика администрации г.Железногорска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ от **.**.** N 363.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности и др.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст. 16 Федерального закона от **.**.** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Указанные полномочия в области дорожной деятельности ст. 9 Устава *** Курской области, принятого решением Железногорской городской Думы от **.**.** N 7-12-РД, отнесены к вопросам местного значения г. Железногорска Курской области.
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от **.**.** N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации " дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1 ст. 3 Федерального закона от **.**.** N 257-ФЗ).
В силу п.5 ст. 3 Федерального закона от **.**.** N 257-ФЗ тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 34 Федерального закона от **.**.** N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Таким образом, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию тротуаров в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа и является расходным обязательством муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 2 Правил благоустройства территории МО "г.Железногорск", утвержденных решением Железногорской городской Думы от **.**.** N 14-6-РД, тротуар – это элемент дороги, имеющий усовершенствованное покрытие, предназначенный для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемый в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги.
Пунктом 10 ст.7 названных Правил благоустройства установлено, что при пересечении основных пешеходных коммуникаций с проездами обязательно устройство бордюрного пандуса для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия.
В соответствии с п.1 со ст. 25 Правил благоустройства территории МО "г.Железногорск", утвержденных решением Железногорской городской Думы от **.**.** N 14-6-РД, к пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории *** рекомендуется обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения, высокий уровень благоустройства и озеленения (п.2 ст. 25 Правил благоустройства МО «г.Железногорск»).
При проектировании пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок продольный уклон рекомендуется принимать не более 50 промилле, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - минимальный - 5 промилле, максимальный - 20 промилле. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, рекомендуется предусматривать устройство лестниц и пандусов (п.3-4 ст. 25 Правил благоустройства МО «г.Железногорск»).
Согласно п. 10 -11 ст. 25 Правил благоустройства МО «г.Железногорск» при планировании пешеходных маршрутов, общественных пространств (включая входные группы в здания) необходимо обеспечить отсутствие барьеров для передвижения маломобильных групп граждан за счет устройства пандусов, правильно спроектированных съездов с тротуаров, тактильной плитки и др. При планировании пешеходных маршрутов должно быть предусмотрено достаточное количество мест кратковременного отдыха (скамейки и пр.) для маломобильных граждан.
Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами необходимо устройство бордюрных пандусов (п.13 ст. 25 Правил благоустройства МО «г.Железногорск»).
В силу ст.4 Правил благоустройства территории МО "г.Железногорск", утвержденных решением Железногорской городской Думы от **.**.** N 14-6-РД, при организации стока необходимо обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства конструктивных элементов открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев (с учетом материалов и конструкций). Применение открытых водоотводящих устройств допускается только в границах территорий парков и лесопарков. При обустройстве решеток, перекрывающих водоотводящие лотки на пешеходных коммуникациях, ребра решеток не рекомендуется располагать вдоль направления пешеходного движения, а ширину отверстий между ребрами следует принимать не более 15 мм.
Как следует из материалов дела, Железногорской межрайонной прокуратурой в июне 2020 года по обращению ФИО2, являющегося инвалидом, использующим кресло-коляску, была проведена проверка исполнения администрацией г.Железногорска требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а также законодательства при осуществлении дорожной деятельности.
В ходе проверки было установлено, что ФИО2 неоднократно в период 2019-2020 г.г. обращался в администрацию г. Железногорска по вопросу устройства тротуаров вблизи многоквартирных жилых домов №№ ***,9,11,13 по *** г.Железногорск в соответствии с нормативными требованиями, обеспечив закрытие водоотводных лотков тротуара решетками, а также организации плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца).
В связи с непринятием мер к выполнению указанных мероприятий, по выявленным нарушениям прокуратурой **.**.** в адрес главы г. Железногорска было внесено представление с требованием о принятии мер по устройству указанного тротуара г. Железногорска в соответствии с нормативными требованиями.
**.**.** в межрайонную прокуратуру вновь поступило обращение ФИО2, с аналогичными доводами.
В порядке контроля межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований представления, внесенного главе г. Железногорска, в ходе которой установлено, что закрытие водоотводных лотков тротуара по *** вблизи домов №№ ***, 9,11,13, а также устройство плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца) не выполнено.
Согласно ответу администрации г. Железногорска от **.**.** на запрос межрайонной прокуратуры, работы по устранению беспрепятственного передвижения по тротуарам инвалидов-колясочников и иных маломобильных групп населения (закрытие водоотводных лотков) планируется выполнить в рамках ремонта автомобильной дороги местного значения по ***, ориентировочный срок 2022 год. Устройство съезда с тротуара на *** партизан ( в сторону кольца) не выполнено, так как денежные средства на данные цели выделены из бюджета *** Курской области в 2021 году. Данные работы планируется выполнить после заключения муниципального контракта в третьем квартале 2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным прокуратурой материалом проверки и не оспаривались администрацией ***.
Непринятие администрацией г. Железногорска Курской области в период 2019 - 2021 г.г. мер, направленных на устройство тротуара по *** и съезда с тротуара по *** закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил благоустройства МО «г.Железногорск» нарушает права инвалидов – неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и инженерной инфраструктуры г. Железногорска, исключает возможность маломобильных групп населения безопасно, беспрепятственно и комфортно передвигаться по пешеходным коммуникациям г.Железногорска.
Поскольку деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию тротуаров в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа и является расходным обязательством муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а автомобильные дороги по *** партизан *** относятся к автомобильным дорогам местного значения, суд считает правильным требования прокурора удовлетворить, и возложить на администрацию *** обязанность выполнить работы по устройству тротуара вблизи многоквартирных жилых домов №№ ***, 9,11,13 по *** г.Железногорск, обеспечив закрытие водоотводных лотков решетками и строительство для маломобильных групп населения плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца).
Доводы представителя ответчика администрации *** о том, что соответствующая обязанность должна быть возложена на администрацию Курской области, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Суд учитывает, что в соответствии с Законом Курской области № ***-ЗКО, на который ссылается представитель ответчика, администрация Курской области и (или) уполномоченные Губернатором Курской области исполнительные органы государственной власти Курской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов Курской области по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части установки, замены, демонтажа и содержания технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
При этом под техническими средствами организации дорожного движения понимается комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. То есть, дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства. ( СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 52289-2019).
При таких обстоятельствах, суд считает правильным иск прокурора к администрации г.Железногорска полностью удовлетворить, а в иске к администрации Курской области отказать..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Железногорского межрайонного прокурора Курской области к Администрации *** удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию г.Железногорска Курской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устройству тротуара вблизи многоквартирных жилых домов №№ ***, 9,11,13 по *** г.Железногорска, обеспечив закрытие водоотводных лотков решетками и строительство для маломобильных групп населения плавного съезда с тротуара на *** партизан г.Железногорска (в сторону кольца).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено **.**.**.
Председательствующий: