2-1583/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 30 апреля 2014 г.
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.
при секретаре Лысовой В.А.,
с участием:
представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг.,
представителей ИФНС по г. Томску ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным действий ИФНС по г. Томску об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц гаражного кооператива «ВДОАМ-1»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий ИФНС по г. Томску об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц гаражного кооператива «...». В обоснование заявления указал, что решением исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов, трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№решено отвести под строительство индивидуальных гаражей земельный участок площадью 0,5 га. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№решено в соответствии с решением горисполк5ома №от ДД.ММ.ГГГГутвердить кооператив «...» для строительства гаражей. Решением исполнительного комитета Томского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№решено закрепить за управлением «Томскоблремстройбыт» земельный участок площадью 7 га. Гаражный кооператив «...» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, присвоен основной государственный регистрационный номер, ДД.ММ.ГГГГкооператив был поставлен на налоговый учет. Кооператив в соответствии с Уставом создан для строительства и последующей эксплуатации гаражей за счет членов кооператива. На земельном участке, отведенном решением исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов, трудящихся №от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является членом и председателем кооператива на основании протокола общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ. при обращении в ИФНС России по г. Томску ДД.ММ.ГГГГзаявитель получил выписку из ЕГРЮЛ, из которой узнал, что кооператив «...» исключен из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекративший деятельность. Заявитель не согласен с указанными действиями ИФНС России по г. Томску, поскольку кооператив продолжает осуществлять свою деятельность до настоящего времени, кроме того, регистрирующим органом не соблюден порядок внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра. Регистрирующими органами не было опубликовано сообщение об исключении юридического лица в соответствующих органах печати, которое содержало бы в себе информацию о порядке и сроках направления недействующим юридическим лицом и кредиторами заявлений.
Уточнив заявленные требования, просит признать незаконным решение Инспекции ФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГоб исключении из Единого государственного реестра юридических лиц гаражного кооператива «...» (ОГРН №). Обязать Инспекцию ФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГвнести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об отмене записи от ДД.ММ.ГГГГ№об исключении гаражного кооператива «...» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие, что в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель заявителя поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГв ИФНС России по г. Томску было подано заявление о регистрации новой редакции Устава кооператива «...», оплачена государственная пошлина в размере ... руб., ДД.ММ.ГГГГновая редакция Устава была зарегистрирована регистрирующим органом, однако ДД.ММ.ГГГГналоговым органом было вынесено решение №об исключении гаражного кооператива «...» из ЕГРЮЛ. Никаких уведомлений об обязанности представлять в налоговый орган какие-либо документы, также как и копия решения об исключении из ЕГРЮЛ в адрес кооператива не направлялись.
Представители ИФНС по г. Томску в судебном заседании считали оспариваемые решения законными и обоснованными, дополнительно пояснили, что информация о вынесенном решении №от ДД.ММ.ГГГГо предстоящем исключении гаражного кооператива «...» была подана на официальном Интернет-сайте ИФНС России частично, более развернуто информация публикуется на бумажном носителе в официальном издании - журнале «Вестник государственной регистрации». Поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление. Суть доводов отзыва сводится к следующему, решение об исключении ГСК «...» было принято на основании имевшихся в распоряжении ИФНС России по г. Томску документов, подтверждающих, что юридическое лицо не осуществляет свою деятельность. Сведения о принятом решении, порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом были опубликованы в официальном издании, однако в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении в ИФНС России по г. Томску не поступало заявлений от заинтересованных лиц, свидетельствующих о нарушении их прав исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2)
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и т.д.
Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В силу ст. 51 Закона СССР "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно - строительные, жилищные, гаражно - строительные, дачно - строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно - бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Как установлено ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 21.1 названного Федерального закона, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 3 ст. 21.1 Федерального закона, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов г. Томска №от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 18) сведения о юридическом лице ГК "..." внесены в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером №, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 7-8) и в свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 9).
Согласно уставу ГК "...", утвержденному решением общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, решением общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, утвержденной общим собранием членов кооператива ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 10-16), кооператив создан для удовлетворения потребностей членов кооператива в гаражах путем их строительства на средства членов кооператива, а также для последующей эксплуатации, преимущественно, за счет собственников кооператива.
ДД.ММ.ГГГГзаместителем начальника ИФНС России по г. Томску принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГК "..." из ЕГРЮЛ (л.д. 55). Основанием для принятия данного решения послужили справки должностных лиц ИФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ№ о не предоставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (л.д. 56), от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии в течение последних 12 месяцев сведений об открытых банковских счетах (л.д. 57).
ДД.ММ.ГГГГИФНС России по г. Томску в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером № внесена запись об исключении юридического лица ГК "..." из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность.
Основанием для исключения ГК "..." из ЕГРЮЛ послужило непредставление документов отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.
Из анализа положений ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не следует, что формальное наличие признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Напротив, нормы данной статьи предусматривают упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ только тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность. При этом, такой признак как не проведение операций по банковским счетам, не может иметь определяющего значения для юридического лица - гаражно-строительного кооператива, в связи с тем, что данное юридическое лицо обладает особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, а именно для сооружения и последующей эксплуатации гаражей с целью удовлетворения бытовых потребностей членов кооператива, а открытие счета в банке для некоммерческой организации в силу действующего законодательства не является обязательным. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения гаражно-строительного кооператива к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения его деятельности.
Из материалов дела усматривается, что как до исключения ГК "..." из ЕГРЮЛ, так и после его исключения, кооператив является действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Из представленных суду доказательств прослеживается, что ГК "..." осуществляет оборку территории, прилегающей к гаражному кооперативу, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 23), п. 5.1 договора предусмотрен срок его действия с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ. Члены кооператива производят оплату членских взносов, согласно паспортам владельцев (л.д. 24, 25). В материалы дела представлен список членов ГК "..." от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 28-31). кроме того, из писем департамента ... от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 27) и администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 26) усматривается, что ФИО5, являвшийся на тот период времени председателем ГК "...", проводилась работа по получению в общую долевую собственность членов кооператива земельного участка, на котором расположен ГК "...". Указанная работа проводилась на основании протокола внеочередного общего собрания членов ГК "..." от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 21). Также указанным протоколом членами ГК "..." приняты и утверждены изменения в Устав от ДД.ММ.ГГГГ, а также решен вопрос о поручении ООО «...» внести изменения в Устав и зарегистрировать в ИФНС России по г. Томску.
ДД.ММ.ГГГГИФНС России по г. Томску в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за государственным регистрационным номером № (л.д. 41).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ- на момент вынесения решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГК "..." из ЕГРЮЛ, ИФНС России по г. Томску располагала сведениями об осуществлении указанным юридическим лицом деятельности, поскольку является органом, регистрирующим изменения, вносимые учредительные документы юридического лица.
В соответствии со ст.ст. 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: бесплатна информировать (в там числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов а действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и а принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налагав и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочий налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Па смыслу изложенного налоговая инспекция обязана контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законам рамках.
Таким образом, у ИФНС России по г. Томску имелась реальная возможность установить факт прекращения (либо осуществления) кооперативом деятельности, предусмотренной уставом. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности могло служить основанием для возможного привлечения кооператива к налоговой ответственности.
Налоговый орган при принятии решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ не учел цели создания кооператива как некоммерческой организации, которая не ставит своей задачей извлечение прибыли, не учел необходимость наличия совокупности признаков недействующего юридического лица - отсутствие расчетных операций по счету и отсутствие деятельности организации. При отсутствии хотя бы одного признака юридическое лицо не может считаться прекратившим сваю деятельность.
Также суд считает, что ИФНС России по г. Томску в полной мере не соблюден порядок внесения записи об исключении недействующего юридического лица, поскольку в нарушение требований п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в поданной на официальном Интернет-сайте ИФНС России информации о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица ГК "...", отсутствуют сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, что подтверждается имеющейся в материалах дела распечаткой с указанного Интернет-ресурса - ....
Доказательств, подтверждающих утверждение представителей заинтересованного лица ИФНС России по г. Томску, о том, что указанная информация, о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, подробно размещена в официальном печатном издании «Вестник государственной регистрации», суду не представлено.
В этой связи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая допущенные налоговым органом нарушения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, также учитывая, что ГК "..." фактически не прекратил осуществление хозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о несоответствии действий ИФНС России по г. Томску по исключению юридического лица ГК "..." из ЕГРЮЛ положениям закона.
Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Как следует из материалов дела, об оспариваемых действиях налогового органа по исключению ГК "..." из ЕГРЮЛ заявителю стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, из полученной в ИФНС России по г. Томску выписки из ЕГРЮЛ. Доказательств о направлении заявителю как председателю ГК "..." решения ИФНС России по г. Томску о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГу заинтересованного лица не имеется, что не оспаривалось его представителями.
С настоящим заявлением ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Руководствуясь ст. ст. 194-199. 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 о признании незаконным действий ИФНС по г. Томску об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц гаражного кооператива «...» удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС по г. Томску по внесению ДД.ММ.ГГГГзаписи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице гаражный кооператив «...» (ОГРН №).
Признать недействительной запись в едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГза государственным регистрационным номером № о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица гаражного кооператива «...» (ОГРН №) как фактически прекратившего деятельность.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья