Дело № 2-1583/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 ноября 2017 года город Севастополь Балаклавский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Змеевской В.С., при секретаре Черкасовой С.Р., с участием представителя истца Харкевич С.С., ответчика Бельского А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Бельскому А. И., третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, по встречному иску Бельского А. И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству города Севастополя, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, установил: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка. Иск мотивирован тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 7 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно–строительный кооператив «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», ответчику в собственность был передан вышеуказанный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось распоряжение от 7 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок. Бельским А.И. было подано встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у Правительства Севастополя (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя). В обоснование своих требований истец указывает, что его право собственности на спорный земельный участок подтверждается имеющимися у него документами, выданными государственными органами Украины и подлежащими признанию на территории Российской Федерации в силу ст.12 Федерального конституционного закона от 211.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Против удовлетворения встречного искового заявления возражал ввиду его необоснованности. Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, указывая на законность приобретения им права собственности на спорный земельный участок. Кроме того, истец поддержал доводы встречного искового заявления, просил его удовлетворить. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора и Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке. Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к вводу о частичном удовлетворении исковых требований. Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины. В соответствии со статьями 81, 116 Земельного кодекса Украины, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из «земель» государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона. Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Судебным разбирательством установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжений Севастопольской городской государственной администрации от 07 апреля 2010 года №1252-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Дружба-9» на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма, для индивидуального дачного строительства» и от 7 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», ответчику передан в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении порядка получения земельного участка в собственность, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины. Коме того, на момент издания Распоряжения от 7 апреля 2010 года № 1256-р и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины). В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета. В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х), полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами. Спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь (Балаклавский район), полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности принадлежали Севастопольскому городскому совету. Согласно ответу Законодательного собрания города Севастополя на запрос суда о предоставлении решения Севастопольского городского Совета по спорному земельному участку, такого решения городским Советом не принималось, а документы о выделении указанного земельного участка в собственность ответчику в городской Совет не поступали. Таким образом, распоряжение Севастопольской государственной администрации от 7 апреля 2010 года № 1256-р было издано за пределами полномочий данного органа. Кроме того, Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя была проведена проверка, в результате которой установлено, что Севастопольской городской администрацией не издавалось распоряжение от 07 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «ДСК «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» на бланке 001666, заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Согласно ответа ГКУ «Архив города Севастополя» на запрос прокуратуры сообщено, что в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год имеются два распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 07 апреля 2010 №1252-р «О предоставлении разрешения обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-9» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма» для индивидуального дачного строительства» и «Об утверждении проекта землеустройства и предоставлении в собственность обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Щеголек» земельного участка, который расположен в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства». В архиве Севастопольской городской государственной администрации с реквизитами № 1256-р имеется распоряжение от 09 апреля 2010 года «О проведении служебного расследования в отношении Малышева А.В.», а также в приложении документы, на основании которых оно было издано. Распоряжение от 07 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «ДСК «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» на бланке 001666 не выявлено. Кроме того, согласно предоставленному ГКУ «Архив города Севастополя» журналу регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации на бланке 001666 издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года №1095-р «Об утверждении проекта землеустройства и предоставления в собственность гр. Бондарь Л.А. земельного участка по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)». Согласно ответу ГКУ «Архив города Севастополя» на запрос суда, в документах архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации отсутствует распоряжение от 07 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «ДСК «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма». При этом указанное распоряжение имеется в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе за 2010 год, однако документов, послуживших основанием для его принятия, не имеется. Между тем, юридически значимым обстоятельством является нахождение распоряжения от 07 апреля 2010 года № 1256-р именно в архиве государственного органа, его принявшего, что в данном случае не установлено. Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в архиве Главного управления Госземагенства Украины в г.Севастополе (которое осуществляло регистрацию права на земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ) и Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г.Севастополе (осуществляла регистрацию права на объекты недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) архивные сведения о регистрации права собственности и техническая документация на спорный земельный участок отсутствуют. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Севастопольской городской администрацией решение о передаче в собственность членам ОК «ДСК «Дружба-9» земельных участков не принималось. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины. Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка. Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории. Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии). Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставлению в пользование и передаче в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ). Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ). Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст.ст. 56, 57 ЗКУ). Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины). В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом. Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом. Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины). Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 ЛК Украины). Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины. Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды. Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В соответствии с п.5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли являются планово-картографические материалы лесоустройства. Согласно заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от 21.09.2015 комплекс земельных участков по <адрес>, общей площадью 58,8 га, расположен в <адрес> и частично в <адрес> Севастопольского лесничества, входит в состав Чернореченского участкового лесничества. Как следует из исторической справки, Севастопольское лесничество сформировано в 1921 году. Постановлением Правительства города Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 создано ГКУС «Севастопольское лесничество». Его границы, количество участков определены Приказом Рослесхоза от 3 июля 2014 гола № 227. В состав Севастопольского лесничества входит в том числе Чернореченское участковое лесничество. 31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП, с учётом изменений, внесенных распоряжением № 603-РП от 21 июля 2015 года «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», в соответствии с пунктом 1 распоряжения указано, что кадастровые работы следует производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года». 16 ноября 2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение № 763-РДЗ, которым утверждена схема расположения земельного участка Чернореченского участкового лесничества. То есть в основу определения границ земельного участка Чернореченского участкового лесничества легли материалы лесоустройства 2001 года. Судом обозревались материалы лесоустройства 1999 года, утвержденные в 2001 году, и материалы лесоустройства 2011 года, планово-картографические материалы как 1999 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Чернореченского лесничества. Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Чернореченского лесничества подтверждается актом определения (восстановления) границ земельного участка в натуре (акта приема-передачи межевых знаков на хранение) от 29 марта 2006 года, составленной в 2007 году ГП «Севгеоцентр» технической документацией по инвентаризации и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, для ведения лесного хозяйства в границах Чернореченского лесничества, государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка №. Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что согласно технической документации и планово – графическим материалам лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства. Вместе с тем, при выделении спорных земельных участков Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало. Кроме того, ОК «ДСК «Дружба-9» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 21,1566 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета. Земельный участок общей площадью 21,1566 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДСК «Дружба-9», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «ДСК «Дружба-9» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось. Земельный участок площадью 21,1566 га мог быть передан в пользование ОК «ДСК «Дружба-9» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось. Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства. Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось. Следовательно, принятие Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ДСК «Дружба-9» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины. Кроме того, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению означенным земельным участком и передаче его кому-либо в пользование. Таким образом, земельные участки, предоставленные членам ОК ДСК «Дружба-9», относятся к землям лесного фонда, а распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено их целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами власти не принималось. Выше установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения. В статьей 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части истребования земельного участка из незаконного владения ответчика. Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона. Довод ответчика о пропуске срока исковой давности является ошибочным, поскольку Правительство Севастополя является вновь созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не является правопреемником государственных органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ при обращении в суд органов государственной власти органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. Таким образом, срок исковой давности подлежит исчислению после создания данного органа, с момента, когда данному органу стало известно о нарушенном праве, то есть в данном случае после ноября 2015 года, а именно: с момента проведения прокуратурой Балаклавского района города Севастополя соответствующей проверки, установления факта отсутствия распоряжения от 07 апреля 2010 года № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «ДСК «Дружба-9» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации города Севастополя (акт приём-передача архивных документов на хранение ГКУ «Архив города Севастополя» от Ликвидационной комиссии Севастопольской городской государственной администрации города Севастополя от 27.11.2015), установления факта нахождения спорного земельного участка в лесном массиве (заключение специалиста ГУП «Севгеоцентр» от 21.09.2015). Кроме того, согласно пояснениям ответчика, спорный земельный участок в настоящее время по назначению им фактически не используется и какие-либо строения на нем отсутствуют. При рассмотрении дела ответчиком были предоставлены на обозрение суда техническая документация по землеустройству, проверенная и внесенная в Государственный земельный кадастр 13 марта 2014 года, а также свидетельство о праве собственности, согласно которому регистрация права на спорный земельный участок осуществлена ответчиком в апреле 2014 года в <адрес>, то есть не по месту нахождения объекта недвижимости (как того требует законодательство Российской Федерации, аналогичные положения содержатся в законодательстве Украины). Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что факт незаконного предоставления земельного участка в собственность ответчика не мог быть установлен ранее выявления этого обстоятельства в ходе проверки, проведенной ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии». Таким образом, истец узнал о возможном нарушении прав после проведенного ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» исследования и составления на его основе заключения, после предпринял меры для установления нарушения и в установленный срок обратился в суд. Требования встречного искового заявления подлежат оставлению без удовлетворения в силу выше установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о незаконности передачи в собственность ответчика спорного земельного участка, что в данном случае исключает удовлетворение встречного иска. Доводы ответчика, приведенные в обоснование встречного иска, основаны на неверном толковании норм законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд решил: Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично. Истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения Бельского А. И. земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Бельского А. И. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей. В удовлетворении встречного иска Бельского А. И. отказать. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья В.С. Змеевская Мотивированный текст решения изготовлен 27.11.2017. |